[№10 (35) октябрь 2012] А.В. Ищенко: «Проблемы Ремонтненского района характерны для всей восточной зоны Ростовской области, и решать их нужно незамедлительно!»26.10.2012
13 сентября в Ремонтненском районе Ростовской области произошел конфликт между группами населения, развитие которого сотрудникам правопорядка удалось предотвратить. Председатель Законодательного Собрания Виктор Дерябкин выезжал в район и совместно с представителями Правительства и правоохранительных структур области провел оперативное совещание с активом района, пообщался с местными жителями, встретился с участниками конфликтующих сторон. На вопросы о ситуации в районе и о действиях, предпринятых областными властями, отвечает председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр Ищенко: – Александр Валентинович, расскажите о текущей ситуации в районе. Продолжает ли она оставаться напряженной, или же накал страстей уже пошел на спад? – Внешне ситуация, конечно, уже не имеет такого напряженного характера, который она носила в период обострения. Поэтому на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ситуация в Ремонтненском районе под контролем. Но для того, чтобы окончательно ее нормализовать – и не только в Ремонтном, но и вообще на востоке области – необходимо убрать те причины, которые послужили основой этого конфликта. И для этого необходим целый ряд мер: и законодательного плана, и правоохранительного, и деятельности исполнительной власти. – Что же все-таки послужило причиной возникновения ситуации? – Причиной любого конфликта является, в большинстве случаев, пренебрежение законом, неисполнение тех требований, которые установлены на федеральном или на областном уровне. В возникшей в Ремонтненском районе ситуации, на мой взгляд, переплелись различные ситуации и причины, связанные, в том числе, с вопросами землепользования и выращиванием скота. Ремонтное, Заветное, Зимовники, вся восточная часть области – это пустынная степная зона, в которой, помимо растениеводства, традиционно развито выращивание крупного рогатого скота, коз, овец и т.д. И в последнее время за счет миграционных потоков увеличилось число жителей Ремонтненского района, занимающихся животноводством. А этот вид деятельности требует наличия пастбищ для выпаса скота. В районе достаточно обширные территории. Там есть и пастбища, и немало земельных участков, где выращиваются растениеводческие культуры. И что происходит? Недобросовестные владельцы животных производят их выпас на чужих пастбищах либо вообще заводят скот на земли, где растут зерновые культуры, и кормят его за счет труда растениеводов или других животноводов. – Вопросы потравы посевов для Ростовской области не новы и ранее рассматривались Законодательным Собранием на примере Дубовского района. Произошли ли с тех пор какие-то изменения? – Такие ситуации встречались всегда: и в советский период, и в царское время. И всегда существовал механизм наказания таких нарушителей. Но сегодня эффективного способа поставить на место недобросовестных животноводов нет. Имеющийся сейчас механизм административных наказаний слишком мягок, а уголовное наказание применить крайне сложно. Да оно и не всегда правомерно. В областном законодательстве длительное время существовала административная ответственность за потраву посевов и за уничтожение урожая, собранного растениеводами, в том числе в тех случаях, когда владельцы крупного рогатого скота пасли животных на засеянных полях. Но в апреле текущего года мы вынуждены были отменить эту норму как противоречащую федеральному законодательству. Дело в том, что по всей России сложилась судебная практика, запрещающая региональным властям устанавливать такую ответственность. Почему? Есть статья 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает ответственность за повреждение или уничтожение чужого имущества в размере от 300 до 500 рублей. Суммы смешные, но с точки зрения закона ответственность установлена, и других видов взысканий законодатель Ростовской области установить не имеет полномочий. – Самое ужасное, что ущерб, который несет растениевод, исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами рублей! А с учетом того, что основная масса растениеводов – коренные жители района, а животноводством занимаются преимущественно выходцы с Кавказа, не кажется ли Вам, что вопрос начинает приобретать некий этнический характер? – Не могу согласиться. Выскажу свою личную точку зрения. Мне кажется, что корень проблем здесь не этнический. Суть заключается в том, что власть не может возложить на нарушителя правил адекватное наказание, не может спросить за нарушение закона. А если нет ответственности в законодательстве – значит, нет и барьера для недобросовестного предпринимателя или землепользователя. И не имеет значения, какой он национальности – перед законом все равны! Хватает, к сожалению, и нарушителей из числа коренных жителей. Источник конфликтов как раз в том, что федеральный законодатель не увидел эту проблему в достаточной мере. Видимо, коллеги в Москве посчитали, что нарушения прав землевладельцев и землепользователей – это проблема местного масштаба. Но при этом региональных законодателей лишили права устанавливать ответственность за такой вид правонарушений. – Почему же федеральные власти так медленно реагируют на обращения областных депутатов даже тогда, когда Вы свое видение проблемы подкрепляете решением Южно-Российской Парламентской Ассоциации? – То, что волнует жителей Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области, совершенно безразлично представителям северных или дальневосточных территорий. Наша страна очень большая, и реальных проблем много. А в такой большой стране как Россия нельзя принимать быстрые и поспешные решения, потому что впоследствии они могут быть чреваты еще более худшими результатами. Федеральная власть не успевает переваривать весь массив проблем, которые мы передаем на федеральный уровень. Бывает и так, что мы на региональном уровне не в состоянии оценить проблему с федеральных позиций. И то, что мы предлагаем от Ростовской области, может негативно оказаться на других территориях. Мы сталкивались и с такими ситуациями. С другой стороны, законодательство Российской Федерации очень молодое – ему всего 19 лет. И за такой короткий с исторической точки зрения срок урегулировать все проблемы просто не под силу даже самым эффективным управленцам! – А что же в этом случае делать областным властям? – В данной ситуации они нашли выход. Оперативно среагировал Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев. Он собрал всех ответственных руководителей и определился по срочным мерам и по возможным действиям перспективного характера. Надо отдать должное Председателю Донского парламента Виктору Ефимовичу Дерябкину. Он незамедлительно выехал в Ремонтненский район, встретился с людьми-участниками конфликта, добыл всю информацию, что называется, «из первых рук» и уже здесь, на месте, дал поручения депутатам и специалистам Законодательного Собрания. Вместе с сотрудниками правоохранительных органов и Правительством Ростовской области мы пришли к выводу, что один из факторов, который побуждает этот конфликт периодически вспыхивать, – то, что у нас, к сожалению, в законодательстве нет реальных рычагов ограничения недобросовестных предпринимателей-владельцев крупного рогатого скота, и вообще нет нормативного регулирования в этой сфере. Поэтому по поручению Губернатора и Председателя Законодательного Собрания буквально на днях завершена работа над двумя законопроектами, которые мы планируем рассмотреть на очередном заседании Донского парламента. Эти проекты меняют два областных закона: «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» и «Об административных правонарушениях». – И в чем суть предлагаемых изменений? – Суть достаточно проста: если у тебя есть крупный рогатый скот – тебе, соответственно, нужно пастбище. А поскольку любое пастбище в своих ресурсах кормления ограничено, мы хотим дать исполнительной власти (а именно Правительству области) право определить норму наличия скота на 1 гектар пастбищ. Это необходимо для того, чтобы не возникало таких же ситуаций, как в Ремонтненском районе, когда у тебя много скота, но не хватает собственного пастбища, вследствие чего животные заходят на соседние земельные участки, причиняя ущерб их владельцам. Таких ситуаций сегодня много, а закон никак не защищает добросовестного владельца земли. Поэтому мы законодательно введем норму предельного количества животных на 1 гектар пастбищ. Также мы введем административную ответственность для нарушителей этих норм. При этом нужно возложить полномочия по контролю данного вопроса на местную власть, на районную администрацию, на поселенческие администрации. На мой взгляд, они должны составлять протоколы с привлечением сотрудников полиции и налагать административные штрафы. Это необходимо, чтобы не было произвола и ни один нарушитель не ушел от ответственности. Это урегулирует ситуацию с точки зрения законодательства. Но в практической плоскости будет несколько сложнее, потому что одно дело принять закон, а совсем другое – реализовать его на практике. Ситуация в Ремонтненском районе, конечно, конфликтная, неприятная и для самих жителей, и для областной власти. С другой стороны, она высветила вот эти ключевые проблемы законодательства и межведомственного взаимодействия, которые сегодня начали оперативно разрешаться. Разбирая ситуацию в Ремонтном, мы пришли к пониманию того, что для предотвращения в дальнейшем каких-либо конфликтных ситуаций нужно четкое взаимодействие не только областной власти и органов внутренних дел, но и местных властей и правоохранителей (и, прежде всего, полиции). Т.е. все структуры власти должны работать вместе, чего, к сожалению, не было до сегодняшнего времени в Ремонтненском районе. – Вы упоминаете роль сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим хотелось бы обсудить вопрос о численности штата полиции, уже поднимавшийся в Законодательном Собрании области. – Как вы знаете, в нашей стране прошла реформа органов внутренних дел. Милицию переименовали в полицию, но, кроме того, численность ее сотрудников по всей стране была сокращена на 20%. В том числе и в Ростовской области. Если до реформы на Дону было около 20 тысяч сотрудников полиции, по ее окончании их стало 16 тысяч. Что получилось в результате? Нагрузка на одного сотрудника полиции в Ростовской области сегодня существенно выше, чем в ряде субъектов Российской Федерации. Так, на одного полицейского в нашем регионе приходится 261 житель, а в среднем по России – 157 человек. Особо наглядной выглядит ситуация с нагрузкой на участковых в сравнении с соседними регионами. В Ростовской области один участковый приходится на 3 000 жителей, в Астраханской области – на 2 500, а в Калмыкии – на 1 700 человек. Наиболее сильное сокращение произошло на местах. Раньше общая численность сотрудников Ремонтненского и Заветинского районов была порядка 170 человек. Сегодня на территории объединенного на два района отдела (в Заветном сократили самостоятельный отдел) работают 115 человек, включая все службы, ГИБДД, участковых и так далее. Произошло фактическое сокращение в 1,6 раза. И сегодня совершенно очевидно, что на местах штатных сотрудников полиции не хватает, чтобы на должном уровне поддерживать общественный порядок. Это особенно заметно в удаленных от областного центра, но значительных по территории восточных районах Ростовской области, где растет число приезжих и где огромные расстояния между селами и хуторами. В связи с ситуацией в Ремонтненском районе Законодательное Собрание Ростовской области направило Министру внутренних дел РФ В.А. Колокольцеву обращение о необходимости перераспределения штатной численности сотрудников полиции между субъектами Российской Федерации. Ранее, в апреле этого года, Законодательное Собрание уже обращалось с подобной инициативой к возглавлявшему на тот момент МВД Р.Г. Нургалиеву. И в мае был получен ответ, что «данную задачу МВД России планирует решить по мере становления территориальных органов с учетом оперативной обстановки и фактических нагрузок». Однако конкретных действий пока не предпринималось. Руководство МВД сменилось, а проблемы у нас остались, и их надо решать. – А почему получилось так, что Ростовская область самый пострадавший регион на юге России? – В течение длительного времени в области поддерживался тот уровень, который был заложен в приказах МВД, то есть у нас не были раздуты штаты, все было по минимальной планке. С одной стороны, мы стремились экономно расходовать средства и не раздувать число сотрудников органов внутренних дел, а с другой стороны – обеспечивать безопасность. А когда пришло время резать, выиграли те территории, в которых штаты были раздуты, например некоторые наши соседи. Но я уверен, что мы сможем добиться от федерального Правительства, от Министра внутренних дел решения этой проблемы для территорий Ростовской области. |