Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№6 (31) июнь 2012] Фонд обязательного медицинского страхования в наши дни

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) был основан в Российской Федерации в 1993 году. С тех пор прошло уже почти 20 лет, а в стране до сих пор не утихают споры о том, необходим ли он, действует ли он в соответствии с требованиями закона, а главное – выполняет ли свои функции. Попробуем найти ответ на каждый из этих вопросов.

Работа ФФОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации регламентируется Законом Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года. Этот нормативно-правовой акт пришел на смену прежнему Закону Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

По старому законодательству обязательное медицинское страхование являлось составной частью государственного социального страхования и обеспечивало всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Сейчас обязательное медицинское страхование – «вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования».

ФОМС же, в соответствии со все тем же Законом№ 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года – некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. При этом они осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, а также осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что государство стремится полностью обеспечить Доходную часть бюджета ФОМС. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2012 год должен составить в сумме 891 729 020,6 тыс. рублей. При этом из федерального бюджета должно быть направлено не менее 51 810 000,0 тыс. рублей.

Но на что же идут все вышеперечисленные средства? В соответствии с требованиями закона в 2012 году должны быть направлены межбюджетные трансферты на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

Таковы требования закона. Но что на самом деле происходит в системе ФОМС? Взаимодействуют ли между собой Фонд обязательного медицинского страхования и застрахованное лицо?

Попробуем разобраться в этом.

Прежде всего, деятельность каждого из многочисленных Территориальных ФОМСов связана со страховщиками и страховыми медицинскими организациями (так называемыми, СМО) и, выполняя свои обязанности, ФОМС заключает со страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращение граждан; проводит разъяснительную работу, информирует населения по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда; осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; получает сведения от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения; принимает решения о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда и так далее.

Обязанности территориальных фондов можно перечислять долго. Во многих областях Российской Федерации существуют утвержденные правительством конкретной области Положения о Территориальных Фондах Обязательного Медицинского Страхования, где подробно регламентируются права и обязанности соответствующих подразделений.

И все бы было хорошо, но, к сожалению, довольно часто звучат жалобы на то, что ФОМС не справляются со своими обязанностями. Так, в Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Свердловской области в одностороннем порядке считает недействительным пролонгированный и вроде бы действующий договор финансирования деятельности по ОМС и до заключения нового договора отказывает Страховым Медицинским Организациям в перечислении очередного страхового платежа. На Федеральный Фонд Обязательного Медицинского страхования жалуются, что фонд не организовал информирования застрахованных граждан об изготовленных полисах ОМС через единый портал госуслуг в интернете, а в результате очень и очень многие не смогли своевременно получить доступ к информации; участились случаи рассмотрения заявлений по истечению установленного тридцатидневного срока рассмотрения обращений граждан.

В Ростовской области есть свои проблемы. Так, известны случаи, когда человек имеет страховой полис по ОМС, но в базе данных застрахованных по какой-то причине отсутствует. Особо стоит отметить отсутствие своевременных ответов на вопросы заинтересованных граждан. Так, на форуме официального сайта ТФОМС Ростовской области до сих пор «висит» вопрос к представителям ТФОМС. Вопрос самый банальный – где найти перечень бесплатных услуг по обязательному медицинскому страхованию. Вопрос задан еще в феврале 2012 года – и до сих пор остается без ответа.

Впрочем, в работе ФОМС есть и положительные моменты. Например, с 1 января 2012 года Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования готов выплачивать по 1 миллиону рублей молодым специалистам, изъявившим желание работать на селе. При этом понятие «молодого врача» по меркам ФОМС вполне растяжимо. Для того, чтобы попасть в эту категорию, необходимо быть моложе 35 лет и согласиться 5 лет отработать в сельской местности по специальности. Кто-то скажет, что это представляет собой попытку вернуться к советскому распределению, но, с другой стороны, надо ведь как-то улучшить качество медицины в деревнях и селах.

Думается, государство стремится к этому, контролируя работу Территориальных Фондов Медицинского Страхования, следя за тем, чтоб не было нарушений антимонопольного законодательства, проверяя качество работы и взаимодействия Фондов Обязательного Медицинского Страхования с гражданами. Наше государство стремится к созданию и созиданию гражданского общества, но получится ли это – покажет время.





11.12.2019
В Ростовской области проходит Единый урок безопасности в сети «Интернет»
В проведении Единого урока участвуют более 1,4 тысячи образовательных организаций регион
11.12.2019
Управлением Россельхознадзора в Ростовской области приостановлено перемещение пчелиного воска без ветеринарных сопроводительных документов
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия осуществляет ветеринарный контроль на пограничных пунктах пропуска Ростовской области.
11.12.2019
Стартовало итоговое мероприятие в сфере донского добровольчества - «Доброфест»
Участниками фестиваля стали 230 волонтеров, а лучшим 10 добровольцам вручили почетны знак
11.12.2019
Сочинской таможней задержаны 4 иностранных автомобиля при попытке незаконного ввоза в Россию
Сочинские таможенники продолжают выявлять махинации с временно ввозимыми транспортными средствами международной перевозки.
10.12.2019
Ко дню борьбы с коррупцией
В международный День борьбы против ĸоррупции прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Семенченко В.В. выступил перед студентами ЧОУ ВО "Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)" с леĸцией на тему "Актуальные вопросы противодействия коррупции в России на современном этапе".
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс