[№22 (72) декабрь 2014] Утилизация медицинских отходов должна проходить цивилизованно25.12.2014
Вопросу утилизации медицинских отходов в последнее время уделяется серьезное внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Знаковым документом стали «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», принятые в декабре 2010 года. Это произошло и благодаря Роспотребнадзору по Ростовской области, специалисты которого требовали от коммерческих учреждений прилагать к пакету документов на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности и договор на утилизацию медицинских отходов. Тем не менее, проблемы в этом вопросе все равно остаются. О них корреспонденту «Парламентского вестника Дона» рассказал учредитель ООО «Новые технологии Дона» СЕРГЕЙ АДАМОВ. – Сергей Иванович, давайте начнем разговор с представления вашей компании. Сколько лет вы работаете на рынке? Есть ли конкуренты? И сколько медицинских учреждений Ростовской области являются вашими клиентами? – Мы работаем семь лет. Было время, когда мы были первопроходцами в этой области. Сегодня появляются конкурирующие компании. В прошлом году наряду с нами в тендерах принимали участие две компании, в этом – уже шесть. Хочу отметить, что меняется ситуации в плане осознания руководителями медицинских учреждений необходимости пользоваться нашими услугами. Медицинские отходы – использованные шприцы, ватные тампоны, бинты – считаются опасным и инфицированным материалом. И требуют особого к себе отношения. Их нужно запаковывать в пакеты для мусора желтого цвета и утилизировать особым способом – обеззараживать, менять внешний вид или сжигать. Могу привести статистические данные: если в 2008 году лечебно-профилактическими учреждениями нам было сдано для обеззараживания всего шестнадцать тонн медицинских отходов, то в прошлом – примерно семьдесят тонн. Наша компания обслуживает около 300 поликлиник, медицинских центров и больниц по Ростовской области. – Каким способом вы утилизируете медицинские отходы? – До недавнего времени наш способ утилизации состоял в том, что медицинские отходы обеззараживались, менялся их внешний вид и отправлялся на городскую свалку. С первого января 2015 года перешли на новый способ – сжигание. Для этого закупили специальное оборудование – печи. Одна печь рассчитана на сжигание более 700 килограммов медицинских отходов в сутки. – Насколько безопасен такой способ утилизации медицинских отходов? – Прежде чем закупить новое оборудование, мы попросили предоставить экологический сертификат, заключение экологической экспертизы, протокол испытаний. Вся разрешительная документация у нас имеется, полученные данные говорят о том, что оборудование вписывается в те критерии безопасности, которые определены для такого рода печей. Практика покажет, насколько это соответствует действительности. Если возникнет необходимость, будем устанавливать дополнительные фильтры, чтобы не загрязнять окружающую среду. – Но, наряду с положительными тенденциями, есть и проблемы… – Да, в области обращения с медицинскими отходами есть пробелы законодательного регулирования, правоприменительной практики. Прежде всего хотелось бы обратить внимание на проблему лицензирования. Согласно изменениям, которые были внесены в федеральный закон, теперь лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1–4 классов. Это дает возможность широкому кругу лиц заниматься сбором и транспортировкой, в том числе и медицинских отходов, не имея при этом никакой разрешительной документации, не располагая системами контроля, специального транспорта и оборудования. Более того, эти предприятия не попадают под экологический надзор. Можно вспомнить и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой нормы данного закона не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений. Получается, что обращение с медицинскими отходами на законодательном уровне не регулируется вовсе? Складывается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, мы говорим о повышенной эпидемиологической опасности медицинских отходов, с другой – сами способствуем их распространению. Существует и проблема паспортизации медицинских отходов. В соответствии с законом на отходы 1–4 класса опасности должен быть составлен паспорт, а транспортировка должна осуществляться при наличии паспорта отходов. А у нас на руках этого документа нет. За последние несколько лет мы дважды направляли паспорт на согласование в департамент Росприроднадзора. И ни один не вернулся. Нельзя не отметить и проблему финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений по обращению с медицинскими отходами. Бюджетных средств, которые выделяются на эти цели, явно не хватает. Куда деваются отходы, которые не попадают на специализированные предприятия, можно только догадываться. Но то, что далеко не все лечебно-профилактические учреждения действуют в рамках закона, не вызывает сомнения. Судите сами: по самым скромным данным, исходя из того количества медицинских учреждений, которые работают на территории нашей области, в год должно собираться отходов до пяти тысяч тонн. Мы же утилизируем всего семьдесят тонн… – Но некоторые крупные медицинские учреждения приобретают оборудование, необходимое для утилизации отходов, самостоятельно… – Да, такие случаи есть. Но этот путь трудно считать самым эффективным. Дело в том, что оборудование требует соответствующего обслуживания, а специалистов, которые готовы делать это на высоком уровне, очень мало. Мы сталкивались неоднократно с тем, что когда оборудование ломается, то руководство медицинских учреждений снова обращается к нам. Не могу не отметить, что оборудование для утилизации достаточно дорогое, позволить его себе могут только крупные центры... – Какой выход вы видите? Как предлагаете решать существующие противоречия? – На мой взгляд, было бы разумно Министерству здравоохранения Ростовской области совместно с Роспотребнадзором провести мониторинг уже действующих специализированных предприятий по утилизации медицинских отходов. Требует решения и вопрос заключения прямых договоров на тот объем, который они могут переработать, и закрепить за предприятиями определенные лечебно-профилактические и медицинские учреждения. Это даст возможность освободить медицинский персонал от выполнения не свойственных им обязанностей. Есть и другой вариант: создать под эгидой Министерства здравоохранения собственный областной центр по утилизации медицинских отходов, оснастить его необходимым современным оборудованием, набрать штат квалифицированных специалистов и вести планомерную работу по стопроцентному охвату медицинских учреждений города и области. Кстати, последний вариант, будет стоить значительно дешевле. |