Зачем или за чем идем в автошколу: Научиться вождению или за правами?Если вы уже решили освоить навыки вождения, но еще не определились с выбором образовательного учреждения, в этом вам помогут рекомендации специалистов службы Ростобрнадзора. Выбрав учреждение, советуют они, первым делом не только выясните, но и лично проверьте: первое — есть ли у данной автошколы лицензия (во избежание аннулирования вашего свидетельства либо сертификата по причине отсутствия нужной вам категории вождения, отсутствия непосредственно самой лицензии или окончания срока ее действия в период вашего обучения); второе — какие условия для обучения предлагаются в данной автошколе (соответствует расположение автодрома указанному в лицензии и удобно ли оно вам и т.п.); третье — внимательно ознакомиться с текстом договора, пункты которого должны соответствовать положениям типовой программы (количество часов, отведенное на теорию и практику, должно соответствовать нормативам; к примеру, для обучения водителей категории «В» требуется 156 часов, в том числе 50 часов непосредственно вождения). Не последнее значение в этом имеет сумма договора! Если она нереально занижена, стоит задуматься о качестве предоставляемых услуг. Помните: качественно — не значит дешево. И самое главное — не полениться и подойти к выяснению этих моментов со всей скрупулезностью и ответственностью, ведь теперь в ваших руках жизни других людей! За столь ценную информацию мы, безусловно, поблагодарили руководителя Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Надежду Владимировну Толстик и продолжили с ней беседу об автошколах Ростовской области, основных принципах их деятельности и, конечно, о качестве обучения кандидатов в водители на донской земле. — Надежда Владимировна, если говорить об учреждениях, обучающих вождению автомобильным транспортом, то есть ли какие-то особенности в осуществлении контрольно-надзорных функций в этом сегменте образовательной системы? Или контроль осуществляется по принятым для всех образовательных учреждений стандартам?
— Особой специфики в работе применительно к учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, нет. Они являются такими же объектами надзора и контроля, как и остальные. Соответственно, проведение надзорных функций регулируется Следует отметить, что на данный момент на федеральном уровне отсутствует государственный образовательный стандарт по программам подготовки водителей транспортных средств и, как следствие, необходимость в государственной аккредитации учреждений, их реализующих, тоже отсутствует. На территории Ростовской области по инициативе нашей службы (естественно, с целью нормализации ситуации в сфере подготовки водителей транспортных средств) была создана межведомственная рабочая группа при заместителе Главы Администрации (Губернатора) области по взаимодействию с административными органами. Основная работа группы направлена на разработку региональных требований к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку водителей. По ее итогам были подготовлены и утверждены методические рекомендации по материально-техническому и кадровому обеспечению данных учреждений, которые и используются в работе специалистами Ростобрнадзора. — Проводились ли плановые проверки в отношении автошкол за время деятельности Вашей службы? Каковы их результаты? — В соответствии с действующим в настоящее время законодательством плановые проверки проводятся в обязательном порядке спустя год после выдачи учреждению лицензии. В дальнейшем такие проверки осуществляются один раз в три года (при условии отсутствия жалоб на проведение деятельности данного учреждения). За период 2010 года и шесть месяцев 2011 года были рассмотрены документы, представленные на лицензирование программ подготовки водителей от 136 организаций. По итогам рассмотрения всем соискателям были направлены уведомления с замечаниями по содержанию и оформлению представленных документов. В результате только 101 соискатель (74 процента от общего числа) смог выполнить требования, предусмотренные федеральным законодательством, и получить лицензии на ведение образовательной деятельности. Часто возникающей проблемой при лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, является недостаточность обеспечения учебно-материальной базы. Наиболее оснащенными в этом плане выступают федеральные образовательные учреждения и учреждения ДОСААФ России. У негосударственных, которых насчитывается 33,5 процентов от общего числа, в результате проведения лицензионных экспертиз были выявлены многочисленные факты неоднократного представления одной и той же материально-технической базы для лицензирования различных учреждений. Ввиду этого нашей службой контрольно-надзорные мероприятия осуществляются по трем направлениям:
— Результаты удручающие или, наоборот, обнадеживающие? — Прежде чем давать оценку результатам проверок, стоит отметить, что в Ростовской области к деятельности автошкол относятся строго и со всей ответственностью. По сути, мы отвечаем за жизни людей. Честно говоря, два года назад ощущение при проведении проверок было ужасным. Представьте себе, школы, состоящие из одного ноутбука. О каких условиях обучения можно говорить?! На сегодняшний день подобного безобразия нет. Несмотря на то, что основные претензии к автошколам связаны (и вы наверняка об этом знаете) с отсутствием автодрома, в целом, динамика положительная. — Осуществлялись ли внеплановые проверки? Чем они были вызваны? — Внеплановых проверок было проведено 13, в ходе которых были выявлены типичные нарушения. Среди них — нарушения Правил оказания платных образовательных услуг; отсутствие в собственности лиц на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, предназначенных для осуществления образовательной деятельности; нарушение графиков использования автодромов; несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, установленных Роспотребнадзором, а также отсутствие заключений органов Госпожнадзора и ГИБДД ГУВД о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений требованиям, установленным законодательством. По их результатам в отношении 11 образовательных учреждений и их должностных лиц были возбуждены 20 дел об административных правонарушениях. Безусловно, виновные привлечены к ответственности. Общая сумма штрафов составила свыше 500 тысяч рублей. Большая часть таких проверок вызвана жалобами заявителей, поступившими в Ростобрнадзор. Часть проверок проведена на основании информации Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Ростовской области. — Были ли в практике Ростобрнадзора случаи аннулирования лицензии учреждений данного профиля? — Нет, в нашей практике подобных случаев пока не было. А вот отказы в выдаче или переоформлении лицензии были получены 35 учреждениями. — Как в целом Вы оцениваете уровень обучения в автошколах Ростовской области? — В целом, уровень обучения в автошколах области нельзя оценить однозначно. Могу с уверенностью сказать, что у нас нет среднего или общего уровня. Отмечается как высокий уровень обучения, так и низкий. Наличие как хороших автошкол (говоря простым языком), так и плохих, к сожалению... — Есть ли существенные отличия образовательного процесса в государственных автошколах от частных? В чем они заключаются? — Скажу честно, главное отличие автошколы, как и любого образовательного учреждения, зависит не столько от формы собственности, а больше от личности руководителя. В любом образовательном процессе доминирует личностный фактор. И еще: как правило, в государственных образовательных учреждениях в собственности имеется автодром, а негосударственные в основном предпочитают использовать в целях обучения вождению арендованную материально-техническую базу. — А существуют ли в Ростовской области автошколы, работающие безукоризненно, проверки которых не вызвали особых нареканий со стороны специалистов Ростобрнадзора? — В начале деятельности нашей службы автошкол, работающих безукоризненно, не было. Идеальных учреждений нет в принципе, но сегодня они начинают претендовать на этот уровень. Есть школы, соответствующие всем требованиям. Но, к сожалению, пока их немного. И в этом, я считаю, немалая заслуга специалистов Ростобрнадзора. Наша победа и в том, что за время деятельности службы на территории Ростовской области было построено 13 автодромов. Конечно, не все расположены на рекомендуемой площади в полтора гектара, но зато все соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Уже сейчас в пригороде Ростова идет строительство нескольких автодромов, которые должны быть полностью автоматизированными. Если и дальше у нас будет отмечаться только положительная динамика развития данных учреждений, то уверена, что в скором будущем мы придем к цивилизованной системе обучения вождению.
Комментарий начальника Управления ГИБДД ГУВД Ростовской области, подполковника милиции Игоря Александровича Безотосного:— За последние годы значительно возросло число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. В настоящее время таких учреждений на территории Ростовской области насчитывается порядка 200. В них ежегодно проходят подготовку и переподготовку около 60 тысяч водителей транспортных средств различных категорий и лиц, желающих получить право на управление транспортным средством. С 16.03.2011 года Госавтоинспекция в процедуре лицензирования образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, участие не принимает в связи с принятием постановления Правительства РФ № 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (ранее ГИБДД выдавало заключения о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям). Прием квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатов в водители осуществляют экзаменационные подразделения ГИБДД. Результаты экзаменов в Ростовской области свидетельствуют, что качество обучения практически остается на прежнем уровне. Если в 2009 году квалификационные экзамены с первого раза сдали 72% от общего числа подготовленных водителей, то за 2010 год — 74%. Однако результаты экзаменов за 5 месяцев 2011 года свидетельствуют, что качество обучения водителей снижается. Если за 5 месяцев 2010 года квалификационные экзамены с первого раза сдали 75,7% от общего числа подготовленных водителей, то за 5 месяцев 2011 года — 70,0%. Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих водителей наряду с низкой дисциплиной являются несоответствие качества подготовки предъявляемым требованиям, слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная квалификация преподавательских кадров, невыполнение в полном объеме программ обучения, отсутствие надлежащей воспитательной работы с кандидатами в водители. Остается нерешенной проблема оснащенности образовательных учреждений автодромами и закрытыми площадками для обучения вождению. Проблем, действительно, много... Сложившаяся ситуация во многом определяется отсутствием должного контроля за деятельностью образовательных учреждений как со стороны министерств и ведомств, учреждения которых осуществляют подготовку водителей, так и органов управления образованием в субъектах Российской Федерации. При этом следует констатировать, что в настоящее время фактически отсутствует нормативное правовое регулирование в области ответственности образовательных учреждений за качество подготовки водителей. Считаю, что одним из направлений повышения уровня безопасности дорожного движения должна стать система повышения квалификации, широкая контраварийная подготовка водителей транспортных средств, ориентированная на различные их категории. Рыночные механизмы регулирования подготовки водителей формируют тенденцию создания общественных объединений автошкол (Некоммерческое партнерство Федерации объединений автомобильных школ, Межрегиональная ассоциация автошкол и т.п.), которые являются важным рычагом воздействия на качество учебного процесса. Практически без государственной поддержки самостоятельно заполняется вакуум в организации информационного, научно-методического и технического обеспечения автошкол. Однако этот потенциал пока недостаточно используется и в настоящее время недостаточно влияет на качество учебного процесса. Существующая в стране система подготовки водителей автотранспортных средств требует реформирования и принятия на государственном уровне комплекса мер, определяющих правовые, экономические, организационные, научные и методические основы подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств. |