[№6 (31) июнь 2012] Сергей Коновалов: «Люблю во всем порядок»Коновалов Сергей Васильевич — директор МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» города Таганрога Ростовской области, кандидат социологических наук, почетный работник транспорта России, депутат городской Думы. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Трудовая деятельность его столь же многообразна, сколь и успешна, где бы он ни работал. После службы в армии и окончания Донецкого сельскохозяйственного техникума – бригадир тракторной бригады колхоза им. Ленина. Переезд в город Таганрог в 1980 году, и здесь – семилетний рост от сменного мастера Таганрогского комбайнового завода до начальника механосборочного цеха. Огромный практический опыт работы с электромеханической техникой и параллельно – учеба во Всесоюзном заочном политехническом институте, по окончании – специальность «Технология металлорежущих станков и инструментов». В 1987 году переходит на должность исполняющего обязанности начальника ремонтно-механического цеха Таганрогского завода крупнопанельного домостроения, а через два года он уже главный инженер завода. Затем – главный инженер Таганрогского производственного управления «Водопроводно-канализационного хозяйства». А с 1991 года по настоящее время – бессменный директор Таганрогского муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление». Лучше всего о своем жизненном пути, конечно же, поведает он сам, великолепный рассказчик, заражающий жизнелюбием и неиссякаемым чувством юмора. Творческая группа «Парламентского вестника Дона» слушала его, затаив дыхание, лишь изредка вставляя свои вопросы. Предоставляем и нашим читателям насладиться этим ярким повествованием – Двадцать один год назад, ярким августовским днем я пришел в ТТУ. Примеров такого долголетия на месте начальника этого транспортного предприятия не наблюдается за всю 80-летнюю историю существования нашего предприятия (7 ноября 1932 года по улицам Таганрога проехал первый трамвай, а через 45 лет, 5 ноября 1977 года, начали действовать первые троллейбусные линии). Мой предшественник Петр Николаевич Скляров из 18 лет 14 был начальником трамвайного парка и лишь четыре года – трамвайно-троллейбусного. Все предыдущие начальники более чем на 4-5 лет не задерживались, один поставил рекорд, выдержав на этом месте…6 месяцев. И мне, честно говоря, прочили поработать здесь пару-тройку годиков, а получилось – задержался я здесь на всю оставшуюся жизнь. И не ропщу, и на злодейку-судьбу не в обиде, наоборот, благодарен: в самых трудных ситуациях, особенно во времена перестройки, она меня выручала, позволяла не только выжить вместе с коллективом, но и работать достойно: неоднократно наше ТТУ признавалось лучшим в Российской Федерации. В составе делегации от нашего министерства я побывал и в городе Балтиморе (США), и в городах Штутгарте и Дортмунде (Германия). Между прочим, в Штутгарте единственное ТТУ, работающее прибыльно, все остальные в мире – планово-убыточные, потому что трамваи и автобусы перевозят социально незащищенных людей. Штутгартское трамвайно-автобусное-метроуправление было признано лучшим в мире, и его начальника перевели в Дрезден, когда рухнула Берлинская стена и ГДР присоединили к ФРГ. Через два года я его там увидел, мы узнали друг друга, и он поведал мне печальную историю о том, что его перевели сюда временно, а он работает здесь уже третий год, и, по всей видимости, задержится еще, потому что ничего он здесь наладить не смог, потому что, как поговаривают, русский дух и социализм оказали свое пагубное влияние, и восточные немцы разучились работать. Немец, который не хочет работать – нонсенс! Я ему посочувствовал, сказал, что хорошо его понимаю, потому что сам такой: пришел ненадолго – остался навсегда. К вопросу о плановой убыточности могу привести еще пример из Голландии, где тоже довелось побывать. В Амстердаме попытались отдать метро в аренду в частные руки. Частник продержался года полтора-два, ничего не сумел сделать и вернул все назад. Вот такое оно, наше планово-убыточное хозяйство. Мы в Таганроге на месте не сидим, постоянно двигаемся, развиваемся, строим. Новый троллейбусный маршрут построили на ПМК, на кладбище, оттуда – на кирпичный завод. Не слабо протянуться и на Николаевку, благо, что все во всем помогают – и заводы, и другие предприятия. Потому что дело общее, нужное для всего города. И работу свою я люблю и делаю с удовольствием. От того, что не исполняется ФЗ №122 о монетизации льгот, страдают все транспортники. Что касается цифр – они довольно красноречивы: в Волгодонске экономически обоснованный тариф – 14 руб.30 коп., тариф для населения – 10 руб.; в Новочеркасске – соответственно – 26 руб.90 коп. и – 8 руб., и доплата ТТУ составляет более 36 млн руб. (при этом там выпускают на маршруты 18 трамваев, а я выпускаю 54 трамвая и 25 троллейбусов). В Ростове-на-Дону экономически обоснованный тариф – 19 руб. 10 коп., тариф для населения – 9-10 руб., следовательно, город Ростов доплачивает трамвайщикам и троллейбусникам около 120 млн руб. В ТТУ города Таганрога экономически обоснованный тариф 9 руб. и проезд стоит 9 руб. Как говорится, почувствуйте разницу. 19 млн руб. мы получили по программе развития. Очень большое спасибо нашему мэру Владимиру Александровичу Прасолову, который обеими руками поддерживает наш экологически чистый транспорт, обещает ввести для нас экономически обоснованный тариф 12 руб. 86 коп. И хотя все равно он будет самый низкий в России, даже эта разница в несколько рублей для нас существенна. И мы очень благодарны Губернатору Василию Юрьевичу Голубеву за поддержку в 75 млн руб., которая поможет нам пополнить парк еще на пять трамваев. Считаю, что именно трамвай является одним из перспективных и прибыльных видов общественного транспорта: энергоемкость его относительно не велика, наполняемость хорошая, и идет он по своим обособленным маршрутам, в отличие от троллейбуса, который движется в общем потоке и застревает в пробках. В Европе от него уже отказались, но наши горожане его любят, и он у нас пока еще есть. – Сергей Васильевич, Вы депутат Думы города Таганрога вот уже восемнадцать лет… – За эти годы депутатская деятельность стала неотъемлемой частью моего существования. Директорство и депутатство – это как две стороны одной медали. У меня работает 600 человек, значит, я ответственен и за них, и за их семьи. 1 июня, как всегда, у нас был праздник, и я, поздравив всех, еще раз уверил: – Дети, я всегда буду вас защищать. И, конечно же, всегда под защитой у меня ветераны. Когда я сюда пришел 21 год назад, ветеранов было у нас в коллективе 120, теперь осталось четверо. В округе моем осталось участников войны – 21. Они уходят, наши ветераны. Мы едем их поздравлять, дарим подарки. Встречи, концерты, воспоминания, шашлыки. Делаем все возможное, чтобы люди понимали, что тот, кто не занимается своими детьми и не заботится о родителях – иван, не помнящий родства, и несчастный человек. Очень любим мы Масленицу. Собирается много народу, угощаем всех блинами, к чаю я приношу своего меда – я пасечник-любитель – у нас это семейное, передается из поколения в поколение. – Любите свой Таганрог? Вы сами ведь не коренной таганрожец? А правда, что Вас сюда привезла Ваша девушка? – Родился я в хуторе Солонецкий Обливского района в большой многодетной крестьянской семье. Мой отец дважды избирался председателем колхоза, прошел войну, пережил блокаду в Ленинграде. Я прагматик с крестьянскими корнями. Я знаю, что такое пахать и сеять, знаю, как нелегка жизнь хлебороба. Как пахнет хлеб, когда за ночь он отсырел, а утром ты его убираешь, а он аж звенит под комбайном. И как совсем по-другому пахнет хлеб с половой, с пылью, когда земля уже сухая, растрескавшаяся. Многие уроки я выучил не по учебникам, а взял непосредственно у самой жизни. Оглядываюсь на свой жизненный путь и понимаю, что, действительно, как в пословице, прошел буквально и огонь, и воду, и медные трубы. Ну, а в Таганроге первой поселилась моя сестра. И это послужило хорошим поводом для знакомства с девушкой, которую я увидел в троллейбусе и которая мне очень понравилась. Я спросил друга: – Хочешь, познакомимся с ней? Выскочил через заднюю дверь, подал ей руку на выходе. И мы разговорились, договорились встретиться вечером. И в общем-то, с того времени мы вместе, и все, как положено: сын, дочь, внук. Моя Татьяна, естественно, была красавицей, спортсменкой, комсомолкой-активисткой, и когда мы впервые шли с ней по Таганрогу, все с ней здоровались. Сегодня со мной здороваются даже больше, чем с ней. И для меня это очень важно: значит, я и Таганрог сжились, сблизились, сроднились. Да, я люблю этот ставший для меня родным город. За что? За его патриархальность, за Петра Первого, за Чехова, за дома, которые я строил на Русском Поле, за этот трамвайный путь, что мною проложен. Здесь мы ставили бордюры, здесь красили столбы, здесь натягивали сетку-рабицу, здесь подрезали деревья. Таганрог – это для меня нечто уже такое родное, осязаемое, что без этих ежедневных встреч со своими земляками, со своими избирателями, которые рассказывают мне не только о себе, но и о своих детях, внуках, кошках – я уже своей жизни не мыслю. – У вас новый мэр. Как давно Вы его знаете? Какие надежды с ним связываете? – С Владимиром Александровичем Прасоловым знаком еще с тех времен, когда он работал в налоговой полиции. Работаю с ним в тесном контакте, поэтому знаю, что это человек, для которого понятия «закон и порядок», «закон и справедливость» не просто слова, но и конкретные действия. Первая просьба, с которой я к нему обратился как к мэру – вернуть мне котельную, которую у ТТУ когда-то забрали и отдали «ТаганрогЭнерго». Эта организация за год выставила нам счет в 13 млн руб.! Котельную нам вернули, и теперь Владимира Александровича благодарим не только мы, но и жильцы близлежащей пятиэтажки, потому что и они испытали на себе «прелесть» этих несоизмеримых счетов. Дело в том, что мы, как рачительные хозяева, жжем газ экономно, поддерживая необходимую температуру. А «ТаганрогЭнерго» дает такого газа, что задвижки вылетают, котел гудит, а температура в кабинетах ТТУ и в квартирах жилого дома подскакивает до 33 градусов. Поставщик тепла сжег газ, накрутил свои 25% и доволен. А мы расплачивайся за никому не нужную «Африку» в помещениях. Теперь все вернулось на круги своя. И, как я уже говорил, Владимир Александрович делает ставку на экологически чистый транспорт, что очень актуально при нынешнем неблагополучии окружающей среды. Пространство, например, между заводами «Прибой», «Красный котельщик» и металлургическим давно прозвали в народе Бермудским треугольником, и детям, которые в нем рождаются, не позавидуешь. И ни для кого не секрет, что 85% выбросов в атмосферу происходят от транспорта, и общественного, и частного. На главных перекрестках города – Смирновский/Фрунзе, Фрунзе/Гоголевский, Чехова/Транспортный и многих других – порог загазованности превышает норму в 18-20 раз. Поэтому то, что мэр в первую очередь озабочен вопросами оздоровления экологии, отвечает интересам всех жителей города. – А то, что он поменял почти всю административную команду, применяет новые подходы к решению многих вопросов, не кажется Вам слишком резким и, может быть, не совсем оправданным? – Еще раз повторюсь, мы, таганрожцы, знаем его как человека слова и дела. Он выстраивает свою систему, и он ее выстроит. Может, меня не поймут, но я скажу. У него день рождения 4 сентября, у меня – 13 сентября. Мы оба родились под знаком Девы. Люди, родившиеся под этим знаком зодиака, обожают порядок во всем. Я убеждался в этом при знакомстве со многими людьми этого знака, особенно руководителями. Взгляните на мой календарь: он расписан на весь год, все разложено по полочкам. Я с максимальной точностью просчитал и распланировал, чему будет посвящен каждый день этого года. Конечно, погрешности будут, но незначительные, ибо общая канва намечена обоснованно и четко, я знаю, куда поеду, с кем встречусь, что буду делать. Уверен, Владимир Александрович рассчитал и расписал все на ближайшие пять лет. Всем таганрожцам, и его сторонникам, и злопыхателям, хочу сказать одно: дайте человеку нормально поработать. Через три года будет ясно, как действует созданная им система, насколько правильно подобрана команда. Поживем-увидим – вот истина, которую никто не отменял и которая действует безошибочно. |