Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№9 (34) сентябрь 2012] Татьяна Терновая: «Мы привыкли работать на развитие»

Прежде чем сесть за этот материал, заглядываю в викисловарь: reformator, от reformatore, преобразовывать, тот, кто является инициатором реформы, ее инициатором; новатор, тот, кто вносит и осуществляет новые прогрессивные идеи, приемы и т.п. в какой-то области. Вот и характеристика: Татьяна Николаевна Терновая, директор муниципального автономного, общеобразовательного учреждения лицея №28 города Таганрога – реформатор и новатор. Сама она говорит: «Привыкла со своим коллективом работать не на функционирование, но на развитие». И это тоже ключевая фраза.

Татьяна Николаевна, расскажите о себе…

– Родилась в семье учителей, и этим все сказано. Успешно окончила школу, физмат Таганрогского педагогического института. Был ли опыт другой работы? Был: на пятом курсе была избрана секретарем комитета комсомола института, проработала три года и окончательно поняла, что мое призвание – это педагогика. Начинала учителем математики в школе №5, работала вместе с мамой, что тоже само по себе очень помогло мне как молодому специалисту, а через два года перешла в мою родную школу №26, где мне посчастливилось работать с удивительным директором Ольгой Николаевной Яковенко. Она разглядела во мне лидерские качества и направила на курсы «Организаторов образования» – так они тогда назывались. С отрывом от производства мы проучились четыре месяца на базе Ростовского пединститута. И через год, в 1986 году, меня пригласили заместителем директора в школу №28, в которой я и пребываю до сих пор. Семь лет – завучем, потом на четыре года я уходила главным специалистом в управление образования и вернулась сюда уже директором. Моя профессиональная деятельность в этой школе связана с периодом, когда вся страна заболела понятием «инновации». Мы искали их повсюду, спорили, что это такое, изучали опыт москвичей, питерцев, ездили в Минск, Харьков, и все новое, передовое пытались внедрять у себя. Это тогда мы ввели в учебный план этическую грамматику, стали применять групповые формы организации работы. Новый импульс получило профильное образование, появились первые профильные классы. Вузы – и не только МГУ, физтех, МИФИ, и не только в Москве – стремились найти свои школы. Мы свой первый договор заключили с ростовским строительным институтом. Приезжали преподаватели, читали лекции нашим детям. Совмещенные экзамены показали, что наши ребята гораздо более успешны и конкурентоспособны на вступительных экзаменах. Наш кадровый потенциал был настолько высок, что, когда мы открыли физико-математический класс, о себе заявили химики, поэтому мы организовали и химико-биологический класс с медицинским уклоном, заключив договор с Таганрогским медучилищем. Через год гуманитарии сказали: а мы чем хуже? И появился гуманитарный класс. Сама я преподавала углубленную математику. У  нас с ребятами всегда были очень доверительные отношения, и мы много беседовали. Они часто говорили мне: ваша физика и математика – это хорошо, но мы хотим еще изучать иностранные языки, так, как в радиотехническом институте: студенты-выпускники могут защищать дипломы на английском языке. Подбор детей был очень сильный, ребята – настоящие сформировавшиеся личности. А что же оставалось делать нам, педагогам? Уже и времени до выпуска оставалось немного, и в учебный план невозможно втиснуть какие-либо дополнительные часы. Но мысль о том, что для каждого ребенка, если мы хотим по-настоящему развить его, надо выстраивать отдельную траекторию, не покидала нас. А тут в 1998 году подоспел базисно-учебный план, который говорил о том, что у образовательного учреждения есть право выбирать предметы, а у ребенка – выбирать свой учебный план. И постепенно окрепла идея перехода на индивидуальные траектории развития для каждого ученика. И в 2000 году на педсовете мы приняли решение попытаться организовать на старшей ступени новую учебную деятельность: уйти от классно-урочной системы к предметно-групповой. По всем предметам 10-11 классов мы предложили учащимся три уровня программ – базовый, углубленный и профильный. В результате получилось от 80 до 90 разных учебных планов. Как все это соединить? Нам повезло. Завучем в то время была назначена учитель информатики Наталья Валентиновна Ченцова, золотая медалистка школы №26, с красным дипломом окончившая радиотехнический институт. Она сказала: – Ну что, Татьяна Николаевна, это простая задачка на комбинаторику, попытаюсь ее решить. И она ее решила. Индивидуальные учебные планы 92 ребят соединила и уместила в расписание. Так мы проработали семь лет, радуясь высоким показателям детей по всем направлениям, в том числе и по подоспевшему к тому времени ЕГЭ. В 2008 году нас осенило: все эти годы мы фактически реализовывали программы углубленного обучения, причем в рамках своего микрорайона, не проводя никакого отбора, так почему же наша школа до сих пор не лицей? Мы провели всю необходимую подготовительную работу, и в 2010 году наша школа официально получила статус лицея. И в том же году, руководствуясь законом №83, в соответствии с решением городской Думы, мы первыми в городе перешли на автономию, заручившись большой поддержкой управления образования и администрации города. За что мы всем очень благодарны.

Теперь у вас полная свобода, все налажено, идет само собой, коллектив прекрасный, детки радуют. Можно почивать на лаврах?

– С чего бы это? С сентября прошлого года к нам присоединилась бывшая школа №14. У  них было мало учеников и большие площади. А мы, наоборот, работали в две смены, что никак не соответствует требованиям Рособрнадзора, Роспотребнадзора, предъявляемым к образовательным учреждениям со статусом лицея.

Сложно было притереться друг к другу – совершенно не похожие школы, два педколлектива, разные дети?

– Нюансы были. Но с самого начала мы сообща решили: сделаем все, чтобы стать единым коллективом. Первую линейку провели вместе на стадионе «Торпедо», потому что нет пока у нас такой площадки при лицее, где бы мы поместились все сразу – 1450 ребят и 160 педагогов. Я безмерно благодарна директору Игорю Анатольевичу Тунда, который выслушал меня очень внимательно, понял всю важность этой акции для слияния двух коллективов и предоставил нам поле стадиона, особым покрытием которого так гордился и дорожил. Мы старались на носочках ступать по этой его драгоценной изумрудной травке, и все равно я представляю, с каким сердечным трепетом он это перенес. И когда все мы, учителя и ученики, выстроились на этой линейке, у меня слезы стояли в глазах. А после линейки мы всем коллективом выехали на турбазу и выпили круговую чашу чая, отметив тем самым рождение новой педагогической семьи. Мы очень благодарны администрации города, которая помогает нам сегодня привести в порядок наши новые помещения. У нас теперь появился отличный спортзал, который после ремонта, я думаю, станет лучшим спортзалом города. У нас теперь наисовременнейшие туалеты, что, согласитесь, немаловажно для воспитания культурного уровня кого бы то ни было. Мы залатали крыши. Практически все лето с нами была Марина Викторовна Радомская, заместитель мэра города, вместе с нами контролируя ход ремонтных работ.

Педколлектив стал единым, не было ли антагонизма среди детей?

– Был, конечно, даже переписка была соответствующая на стенах, угрозы типа: – Мы вам покажем! Но очень много общих мероприятий постепенно стирают эту грань. Учителя, мудрые люди, подтянули все резервы. В конце прошлого учебного года при подготовке к итоговой аттестации мне пришлось проводить дополнительные занятия с девятиклассниками бывшей 14 школы по математике, помогая коллеге. Приходили многие, и ребята из детского дома в том числе, они всегда были учениками школы №14, а теперь наши лицеисты. И постепенно я увидела глаза внимающие, а не отбывающие. А когда после занятия ребята просят: – А поговорить? – я понимаю, что мы все уже не чужие. Мы все лицеисты.





09.12.2019
Андрей Турчак: Проектный офис обеспечит работу по формированию народной программы «Единой России»
Проектный офис «Единой России» будет обеспечивать работу по формированию народной предвыборной программы партии. Соавторами этой программы наравне со специалистами, экспертами, должен стать каждый житель Российской Федерации. Об этом заявил секретарь Генерального совета партии Андрей Турчак на заседании президиума Генерального совета по итогам XIX Съезда.
09.12.2019
Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам приема граждан
Председатель «Единой России», глава Правительства Дмитрий Медведев провел в центральной общественной приемной партии прием граждан. Заявители подняли вопросы обеспечения инклюзивного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, выделения жилья детям-сиротам, возможного изменения правил дорожного движения и озвучили частные проблемы.
09.12.2019
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год увеличивается на 7 процентов
На заседании комитета донского парламента по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты одобрили законопроект о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный ко второму чтению.
09.12.2019
федерального закона о виноградарстве Донские депутаты считают необходимым внести изменения в проект федерального закона о виноградарстве
Предложения к проекту федерального закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который принят Госдумой Федерального Собрания РФ во втором чтении, рассмотрели депутаты донского парламента.
09.12.2019
Законотворчество, нацпроекты, помощь людям: партийная фракция в Законодательном Собрании представила план работы
План работы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в донском парламенте на первое полугодие 2020 года согласовали сегодня на заседании президиума регионального отделения партии 5 декабря. В нем изложены направления законодательной деятельности, предусмотрено участие в реализации национальных проектов, работа с обращениями граждан.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс