[№10 (47) октябрь 2013] ЕГЭ будет честным тогда, когда станет равным для всех30.10.2013
Экзамены в системе образования – неотъемлемая часть учебного процесса. Проблемы с государственными экзаменами в той или иной степени встречаются во всех странах, и это не значит, что надо отменять экзамены. ЕГЭ в России «разменял» уже второе десятилетие и прошел путь от первых весьма несовершенных тестовых форм до высокотехнологичной контрольно-измерительной системы, базирующейся на использовании математических моделей при создании педагогических измерителей. Единица измерения знаний – логит, именно по шкале логитов и осуществляется объективная оценка уровня знаний выпускников. Постепенно отходит эпоха бурного обсуждения судьбы ЕГЭ в альтернативном формате «быть иль не быть». Сегодня основные решения проведения Единого госэкзамена отвечают на вопрос, как его усовершенствовать. О том, какими будут новые шаги в области ЕГЭ, корреспондент «Парламентского вестника Дона» побеседовал с одним из ведущих специалистов Ростовской области в этой сфере, директором Ростовского областного центра обработки информации в сфере образования, заведующей кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета Надеждой Ефремовой. – Надежда Федоровна, каково сегодня отношение к ЕГЭ и что делается для усовершенствования процесса сдачи единого госэкзамена? – В сравнении с традиционной системой проведения государственных экзаменов (а старшее поколение помнит, с какими трудностями сталкивались и к каким хитростям прибегали выпускники и учителя!), ЕГЭ существенно сокращает условия для нарушений. С точки зрения организации и доступности его преимущества для нашей большой страны очевидны: ЕГЭ можно сдать там, где живешь, и попытаться поступить в любые пять выбранных вузов. Конечно, человеческий фактор сохраняется, попытки схитрить будут всегда, однако система совершенствуется как с технической, так и с организационной стороны. Нужно, чтобы все участники экзамена поняли, что надо выполнять закон, тогда ЕГЭ будет честным и справедливым, равным для всех. Следует отметить, что результаты ЕГЭ дают массу ценных данных не только о том, как проходит экзаменационный процесс на местах, но и позволяет сравнивать регионы, школы, разные уровни и формы образования. Поэтому можно не только дать оценку, но и понять, как сделать достижения лучше. Что касается ЕГЭ 2014 года, то для выпускников он существенно не будет отличаться от ЕГЭ-2013. Несмотря на то, что вдвое увеличивается количество вариантов контрольно-измерительных материалов (КИМ), их содержание и структура по предметам сохраняются. Пороговые баллы (минимальное количество баллов) в 2014 году будут такими же, как и в 2013 году. Наиболее серьезные изменения коснутся наблюдения за проведением экзаменационной кампании и средств защиты КИМов. В частности, планируется ввести разные задания ЕГЭ по часовым поясам, организовать работу федеральных инспекторов ЕГЭ в пунктах приема экзамена (ППЭ) и расширить влияние общественных наблюдателей. Федеральные инспекторы будут набираться из числа сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) и представителей вузов и направляться в различные пункты проведения экзаменов (ППЭ) на территории страны. Желающим стать наблюдателями необходимо пройти обучение. В частности, 18 ноября в Москве пройдет Первый Всероссийский форум общественных наблюдателей на ЕГЭ-2014. В нем примут участие Общественная палата РФ, Рособрнадзор и федеральные структуры, уполномоченные для организации и проведения ЕГЭ. На форуме общественные наблюдатели смогут поделиться опытом, обозначить круг проблем, которые необходимо решить на федеральном и региональном уровнях, а также определить пути увеличения численности общественных наблюдателей и повышения социальной активности граждан в период проведения ЕГЭ. – Широко распространенные аргументы противников ЕГЭ: самостоятельно к ЕГЭ подготовиться невозможно, а в национальных республиках неестественно большое количество высоких баллов… – Это не совсем так. Сегодня помимо репетиторских услуг каждый учащийся может прибегнуть к услугам профильных сайтов, где можно получить разнообразную информацию и программы для самоподготовки к ЕГЭ, выпускается большое количество литературы. Важно выбрать верные источники. Например, около 60 тысяч заданий ЕГЭ станут доступны будущим выпускникам в Интернете уже к февралю на сайте Федерального института педагогических измерений, который занимается разработкой КИМов для ЕГЭ. В феврале-марте Рособрнадзор откроет задания Единого госэкзамена, которые будут использованы при составлении вариантов КИМов для ЕГЭ–2014 – в общей сложности около 2 тысяч заданий по всем предметам. Специалистам известны все показатели, вызывающие сомнения (кстати, это еще один плюс ЕГЭ – возможность наблюдать и сопоставлять). Замечу, что в некоторых республиках (например, в Чечне) при активном участии местных органов власти уже приняты кардинальные меры по информационной защите, в других субъектах такая работа ведется. Разработан целый ряд мер по предупреждению нарушений в ходе экзаменов. Задания в регионы будут доставляться за день до экзамена и храниться в специальном помещении под видеонаблюдением. В 2014 году планируется ужесточить правила не только в отношении мобильных телефонов, но и на наличие на экзаменах любых мобильных средств связи. Этот запрет прописан в документах, результаты экзамена нарушителя будут аннулироваться без права пересдачи в текущем году. Рособрнадзор, как и в 2013 году, будет активно сотрудничать с социальными сетями для предотвращения случаев мошенничества с «липовыми» вариантами ЕГЭ. На проблемных территориях планируется применять рамки металлоискателей и, по словам главы Рособрнадзора С.С. Кравцова, несмотря на дороговизну этих приборов, они будут установлены для обеспечения информационной безопасности в проблемных регионах, которые вызывали вопросы в 2013 году. Социально активные выпускники смогут сообщить о нарушениях на экзамене непосредственно в Рособнадзор: в КИМы будут добавлены листки для информации. Плюс к этому в 2014 году вводится перекрестная проверка результатов: в одном регионе выпускники пишут работы, а в другом педагоги-эксперты их проверяют. Подводя итог нашей беседе, Надежда Федоровна Ефремова подчеркнула, что нападки на ЕГЭ связаны, прежде всего, с тем, что этот глобальный в масштабах страны процесс затрагивает почти каждую семью, его результаты оказывают серьезное влияние на судьбу молодого человека. Поэтому и внимание к этому экзамену повышенное. Однако ЕГЭ – это только измерительный процесс итогов обучения, его результаты не причина, а следствие. Сигнал о проблемах обучения как в данном конкретном учебном заведении, так и в регионе, а то и на федеральном уровне необходим для повышения качества. Поэтому задача стоит двуединая: повышать качество измерений и обращать серьезное внимание на процесс обучения, делая своевременные выводы на основе полученных данных и совершенствуя систему образования. Прежде всего, необходимо обратить самое серьезное внимание на подготовку учителей для работы в новых условиях, в новой контрольно-оценочной среде. – Выпускникам желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ, он совсем не страшен для подготовленных школьников, а педагогам активнее включаться в современные технологии обучения и оценивания. Успехов всем! – сказала в завершение нашей беседы Надежда Федоровна. |