[№8 (33) август 2012] Александр Великотский: «Автошкола — моя путеводная звезда»28.08.2012
У Александра Евгеньевича Великотского, начальника НОУ РО Красносулинская автошкола ДОСААФ России РО, председателя Красносулинского местного отделения ДОСААФ России, в 2012 году юбилей: в октябре будет ровно 35 лет, как он возглавил автошколу, которой отдал 44 года своей жизни, а если прибавить то время, когда он сам в ней учился по направлению военкомата, то и того больше. Удостоенная чести называться имени Героя Советского Союза Ивана Акимовича Чистова Красносулинская автошкола уже более 20 лет в числе образцовых в Российской Федерации. И в этом, конечно же, прежде всего, заслуга ее начальника, вся жизнь которого сформировалась под воздействием четырех великих для него понятий: Патриотизм, Героизм, Автомобили, Скорость. В прошлом трижды чемпион Ростовской области по автокроссу, вдохновитель и организатор возродившихся областных соревнований по мотокроссу в г. Красный Сулин, А.Е. Великотский награжден высшей наградой ДОСААФ – медалью четырежды Героя Советского Союза Покрышкина. Везет человеку, если есть у него путеводная звезда. У А.Е. Великотского это автошкола. – Александр Евгеньевич, Вы и родились-то в очень героическом месте… – Да, в х. Королевка Краснодонского района Луганской области. В этих местах фашисты бросили в шурф казненных молодогвардейцев. Пока жив был Советский Союз, мы каждую группу своих курсантов обязательно возили на экскурсию по местам славы героев-краснодонцев. Мой отец был начальником шахты, мама работала на аммональном складе. Шахта была полукапитальная, школы поблизости не было, и все мы – три брата и сестра – жили у бабушки и учились в Красном Сулине. После школы я был направлен в Красносулинскую автошколу – тогда она называлась автомотоклуб. Окончил ее, год проработал водителем и пошел в армию. Три года отслужил в группе советских войск в Германии, возил командующего армией. По долгу службы близко видел маршала Кошевого, министров обороны, многих других заслуженных, достойных, прошедших войну, составляющих цвет и славу Советской Армии людей. Каждый из них оставил неизгладимый след в душе, четкое понимание того, каким надо быть, к чему стремиться. После демобилизации вернулся домой 31 декабря. Тогда не было рождественских каникул, понятия не было о «зависании» где-то в Куршавеле или на Гавайях… – Признайтесь, Вы и сами, наверное, не прочь теперь отдыхать в таких местах… – Ну, уж нет, я как был, так и остался среди тех, кто уверен: «Не нужен мне берег турецкий, чужая земля не нужна». Так вот, 31 декабря я был дома, а уже 3 января пришел в свою автошколу, навестить, поздороваться с Яковом Пахомовичем Якуниным, директором, которого потом я сменил на этом посту. Он встретил меня очень приветливо, расспросил о службе. – А Вы, конечно же, приехали с полным набором значков и поощрений… – Естественно, все, как положено: гвардии старшина, отличник боевой и политической подготовки. В армии я получил и второй, и первый класс водителя. И Яков Пахомович предложил мне работу в автошколе – приватным инструктором, сейчас это мастер вождения, а тогда был инструктор. И автошкола окончательно стала моей судьбой. В этой должности я проработал пять лет. С удовольствием делал все, что мне поручали, при необходимости выполнял обязанности механика, техника. Заочно окончил с красным дипломом Новочеркасский автотранспортный техникум, затем Тульский индустриально-педагогический институт. Работал механиком, потом завучем. Яков Пахомович, когда ему исполнилось 70 лет, ушел на заслуженный отдых. А меня, 29-летнего, назначили и.о. начальника автошколы. Таких молодых начальников в то время было очень немного, поэтому в исполняющих обязанности я проходил целый год. Мне всегда везло и везет на хороших людей – и в армии, и на учебе. И в отношениях с руководством района тоже повезло: и первый секретарь горкома партии, и председатель горисполкома всегда и во всем поддерживали меня. Да и не только меня, но и всех молодых, растущих, подающих надежды. Время было такое, молодую смену действительно воспитывали и растили. – И началась у вас великая стройка… – Да, без преувеличения, это так. Нам выделили эту территорию, на которой ранее размещались автогужтранспортный цех, попросту говоря – конюшня, контора быткомбината, а на том месте, где потом появилось наше общежитие, стоял барак. Уже был проект «дома военно-технической подготовки» – так он тогда назывался, типовой, такие были построены и в Батайске, и в Новошахтинске, и в других городах области. В течение года мы его построили. Потом построили класс ЛПЗ. Мне очень хотелось построить общежитие, и я стал уговаривать людей, живущих в бараках: пишите жалобы, что жить возле постоянно чадящих автомобилей автошколы невозможно, и просите себе другое жилье. И началась переписка. В конце концов, все получилось: людей отселили, а я стал просить разрешения на дальнейшее освоение этой территории для автошколы, в частности, на реконструкцию старых бараков. – Какой Вы энергичный, предприимчивый и даже авантюрный. Настоящий победитель… – Сейчас иногда читаю всю эту переписку, и сам удивляюсь, как все удачно складывалось. Короче говоря, разрешение нам дали, мы завалили все это старье и быстренько – за год – построили наше общежитие, великолепное здание со всеми удобствами, с комнатами на двоих. Линолеум, плитка, краны, раковины, мебель – все было по последнему слову, ну просто писк. – Говорят, это ваше новоиспеченное общежитие посетил легендарный первый секретарь обкома партии Иван Афанасьевич Бондаренко… – Да, как раз в это время он принимал отчеты по вводу в эксплуатацию жилья по области, а общежития тоже приравнивались к жилому фонду. Иван Афанасьевич остался очень доволен нашим общежитием, особенно когда узнал, в какие рекордные сроки оно было построено. – У вас же и столовая была своя… – Ее мы тоже построили за год. Она находилась на первом этаже, а на втором мы разместили класс тренажеров. Ведь мы в то время готовили по 270 специалистов в год для Вооруженных Сил, направленных к нам из военкомата. Для сравнения: сейчас – 120. Ребята учились у нас с отрывом от производства. Им сохранялось 50% заработной платы на местах. Они у нас жили, ходили в униформе, питались в столовой. Подъем, занятия – правила дорожного движения, вождение, общевойсковая, огневая – личное время, отбой – все четко, по расписанию. Сейчас, конечно, столовой нет, общежитие занимает первый этаж, а наверху у нас отличная гостиница, номера в которой охотно бронируют приезжие, даже из Москвы. Она никогда не пустует и дает нам живую копейку на организацию учебно-воспитательного процесса. К слову сказать, до недавнего времени все лежало на наших плечах, государство вообще не выделяло денег на обучение и подготовку по военно-учетным специальностям. Спасибо, последние два года стали субсидировать каждого курсанта на 13 тысяч 650 рублей. Не густо, но мы рады и этому. – А в те времена вы продолжали строить… – Мы построили автопарк на 30 грузовых машин. Контрольно-технический пункт, класс БДД. У нас своя заправка, своя автомойка, пункт технического обслуживания и ремонта, свой автодром. У нас ведь в то время в областном Совете ДОСААФ был свой отдел капитального строительства, средств выделялось предостаточно, бери и осваивай. Кто имел желание – строил. Мы строили. – Расскажите, как вы ударными темпами собственноручно построили боксы и вместо похвалы подверглись проверкам с пристрастием… – Мы построили их за месяц – в ноябре начали, в декабре закончили. Работали преподаватели и мастера, один специалист-строитель помогал «завязывать кирпичи» на углах. Каждый заработал по тысяче с лишним рублей. Проверяющие приезжали трижды, допытывались, как шла стройка, кто сколько получил и сколько «отстегнул» начальнику, то бишь, мне. Таким предположением были оскорблены все. – Да ничего мы ему не давали, он вместе с нами работал – на кране и раствор на самосвале возил. Пожалуйста, уезжайте, пока мы вам... Не буду приводить дословно, какие меры обещали принять обиженные сотрудники по отношению к горе-проверяющим. Слава Богу, в областном Совете быстро разобрались, что к чему. Проверки прекратились. – У вас великолепная материальная база… – Да, у нас есть все для того, чтобы досконально обучить и показать на практике. Каждый обучающийся может посмотреть, разобрать и собрать, открутить-закрутить, поставить-поменять. Классы ЛПЗ оборудованы всем необходимым, все в идеальном состоянии, заводится, крутится, есть все инструменты, чтобы работать. Мультимедийные установки, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерный класс, медицинский – в общем, у нас действительно есть все. – Представляю, как Вас раздражают частные школы, фирмы-однодневки, зазывающие на обучение кого угодно, лишь бы содрать побольше денег. А ведь, прежде всего, речь должна идти о безопасности на дорогах… – Будь моя воля, я, по праву своего многолетнего опыта работы в автошколе, объехал бы всю Ростовскую область и позакрывал процентов семьдесят таких «школ», у которых – ни кола ни двора, один компьютер, непонятно какой педагог, непонятно какой инструктор. Ведь это – голимое собирание денег, а потом сдача экзаменов понятно по какой схеме. Зачем им методический кабинет, курсы повышения квалификации, соблюдение санитарных норм, автодром, техника? Можно спокойно обойтись без всего этого, платить лишь за аренду помещения да за две лампочки, а всю прибыль спокойно класть себе в карман. А что творится на дорогах – не их забота. Спрашивается: почему не работает в этом направлении федеральная программа по безопасности дорожного движения, в которую, между прочим, вложены колоссальные средства? Принцип «купил машину – купит и права» губителен для всех нас. Жаль, что кое-кто, думая лишь о собственном обогащении, никак не может этого осознать. – Александр Евгеньевич, почему с некоторых пор ваши курсанты призывники по ВУС№837 ездят сдавать квалификационные экзамены в г. Гуково? Ведь есть решение ГИБДД РФ от 08.06.2010 г. №13/5-500 о приеме квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами от граждан, прошедших соответствующую подготовку в учебных организациях по направлениям от военкоматов, по месту их обучения? Ведь ребята молодые, неопытные, с неустойчивой психикой, любой пустяк может выбить их из колеи. Им гораздо комфортнее сдавать экзамены в привычной обстановке, на знакомом автодроме, да и маршруты, по которым они должны проехать, утверждены программами. – Вы совершенно правы. С некоторых пор и ребята, и мы испытываем совершенно неоправданные неудобства. Мы арендуем автобус, везем 30 человек в Гуково, там они томятся в очереди, чувствуют себя не в своей тарелке, вместо автодрома там маленькая площадка, маршруты, понятное дело, совсем другие, незнакомые, никем не утвержденные. Организаторы все это оправдывают сокращением штатов, нехваткой сотрудников, борьбой с коррупцией и т.д. Но было бы гораздо удобнее вернуть все на круги своя. Поверьте, мы на местах имеем все возможности, чтобы создать комфортные условия и для экзаменуемых, и для экзаменаторов. Призывники – это государевы воины, зачем же гнобить их почем зря. Мне бы очень хотелось, чтобы те, кто прочтет эту статью, а это серьезные люди, обратили внимание на этот вопрос, ведь у них есть на это рычаги и власть. – Александр Евгеньевич, кто в Вашей семье пошел по Вашим стопам? – У меня два сына, три внука. Все они, какую бы профессию ни избрали – автомобилисты, это у нас семейное. – И кто же эта героическая женщина – Ваша жена, которая воспитывает столько настоящих мужчин? – С Ниной Викторовной мы вместе уже 44 года. Она медсестра высшей категории в районной больнице и верна своей профессии уже 38 лет. Мне она иногда говорит: тебя надо судить за двоеженство, потому что первая твоя жена – автошкола, а я уж потом… – Автошкола – страсть всей Вашей жизни. Вы очень верный человек. И работники Ваши такие же? – В основном, да. Например, завуч Ирина Владимировна Скрынник работает со мной уже 26 лет, главный бухгалтер Галина Евгеньевна Петюнас трудится с нами 19 лет. С ней у меня не было никогда не то что каких-либо трений, но даже интонацию голоса по отношению друг к другу ни разу не изменили. Настолько четко, идеально выполняет она свои обязанности. У нас золотое правило: если что-то нельзя, то это нельзя. И распространяется оно на всех без исключения. – Какие у Вас отношения с руководством города и областным начальством? – С главой района Альшенко Н.А. у нас очень нормальные деловые отношения. Нет ни одного вопроса, который был бы не решен. Он наш, сулинский, этим все сказано. С региональным отделением ДОСААФ России отношения хорошие, деловые, претензий к нашей автошколе нет. Председатель у нас генерал-майор Лесняк В.П. – он автомобилист, знает четко наши проблемы, и этим тоже все сказано. – Александр Евгеньевич, большое спасибо Вам за интересный разговор. От имени «Парламентского вестника Дона» разрешите пожелать Вам дальнейших успехов. А они непременно ждут Вас впереди, потому что Вы из той категории людей, которые точно знают: нет предела совершенству. |