[№9 (34) сентябрь 2012] В надежных руках неравнодушного человека28.09.2012
В вопросах военно-патриотического воспитания молодежи проблемы одни, но подходы разные. О том, как добиться высоких результатов, рассказывает Андрей Борисович Терещенко, председатель местного отделения ДОСААФ, начальник НОУ Приморско-Ахтарская автошкола ДОСААФ России, удостоенный многих наград, среди которых главная – медаль трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, одного из основателей доблестного и всенародно любимого добровольного оборонного общества. А.Б. Терещенко – уважаемый человек - председатель городского Совета депутатов. Он – известный спортсмен, возглавляемый им городской клуб гандболистов – среди ведущих в Краснодарском крае. Его выпускники играют в ведущих клубах России. Его автошкола славится высоким качеством обучения, в Приморско-Ахтарском районе ей давно нет равных, а появившиеся было конкуренты просто исчезли с горизонта. Качественная работа – залог успеха– Андрей Борисович, надо ли повторять, что ваша автошкола в надежных руках… – И уже очень много лет, потому что принял я ее из рук моего отца Бориса Даниловича Терещенко, который всю жизнь – более 50-ти лет – работает в этой школе. Но об этом он расскажет вам сам. Я в свое время учился в Ворошиловградском высшем авиационном училище штурманов, затем окончил педагогический институт в г. Краснодаре, экономический – в г. Ростове-на-Дону. В автошколу пришел работать мастером производственного обучения, затем был преподавателем, завучем и в 2008 году сменил отца на посту начальника автошколы. Здесь же преподает мой брат, работает мастером мой сын. Каждый должен начинать с азов, учиться, совершенствоваться и двигаться только вперед – таково железное правило Бориса Даниловича, который сегодня работает заместителем начальника по учебно-производственной части, и мы все – двое его сыновей, четверо внуков, трое правнуков – следуем ему неукоснительно. Вот такая у нас семейственность. Что касается школы, в ней сегодня имеется все для качественной работы: административный и учебный корпуса, два класса ЛПЗ – по изучению устройства автомобиля и по техническому обслуживанию транспортных средств, автодром – 5 га, автопарк, в котором насчитывается 15 единиц – КамАЗы, УРАЛы, ГАЗы – и 10 легковых автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Что касается учебного оборудования, то оно у нас самое современное. Мы осваиваем новейшие 3Д программы и при помощи мультимедийного оборудования переходим на интерактивное обучение. Интерактивные доски, новейшие тренажеры грузовых и легковых автомобилей, современное оборудование для медицинских кабинетов для обучения как спецконтингента, так и специалистов народного хозяйства – все это и многое другое позволяет нам идти в ногу со временем. У нас накоплено многое для практических занятий. Пожалуй, нет таких агрегатов и запчастей, которые ученик не мог бы подержать в руках, разобрать, собрать, установить. Так что на данном этапе наша автошкола действительно вне конкуренции, тем более, если принять во внимание, какой у нас коллектив. У нас люди работают по несколько десятков лет, представляете, какой у них опыт и знания. Свое мастерство и умение они охотно передают молодым, которые потом тоже становятся отличными специалистами. Наш коллектив – один из самых стабильных в городе, у нас нет текучести кадров, люди уходят на пенсию, на их место приходят другие. Сегодня наша основная задача – готовить специалистов для Вооруженных Сил России. И мы, работая с тремя военкоматами – Калининского, Тимашевского и Приморско-Ахтарского районов – стараемся выполнять ее как можно лучше. Хотя, конечно, есть объективные, от нас не зависящие проблемы – демографическая и морально-этическая: не все сегодня хотят служить в армии. – Приходится признать, что в военно-патриотическом воспитании у нас есть существенные пробелы… – Буквально на днях состоялось совещание в Краснодарском крае, на котором именно об этом шла речь. Многие выступившие говорили о необходимости вернуть уроки начальной подготовки (НВП) в школы. Но прежде надо вернуть военных в военкоматы. Неправильно, что в военкоматах работают гражданские лица. У военных совсем другая выправка и дисциплина, особое мышление, они должны заниматься нашими ребятами, подавать им пример уважительного отношения к Вооруженным Силам своего Отечества. И военные должны прийти в школы, проводить уроки, сборы, стрельбы. Помню, когда я учился в школе, у нас была вся необходимая база – автоматы, мелкокалиберные винтовки, противогазы, защитные костюмы. Все это можно было потрогать, разобрать, изучить. Пригодится ли это в жизни – другой вопрос. Но знать и уметь надо. – И Вы теперь за это тем более ответственны, что являетесь руководителем местной организации ДОСААФ… – Да. Сейчас у нас только две первички – в автошколе и в авиацион-но-техническом клубе (СТК), руководит которым Игорь Павлович Парфенов, но со временем, думаю, сеть расширится. Кстати, развитие клубов при ДОСААФ всегда имело большое значение. В СТК теперь занимаются не только летчики и парашютисты, но и, после приобретения двух ялов, создан яхтклуб, членами которого стали сорок человек. Авиамодельным спортом занимается у нас Александр Васильевич Швырев, призер Европейских и Российских соревнований. Раньше он обучал и ребят, но из-за отсутствия финансирования занятия прекратились. Думаю, мы все-таки постараемся изыскать средства, чтобы привлечь детей к этому виду спорта. Есть у нас и клуб картингистов, в котором занимаются восемнадцать учащихся школ города. Есть и юношеская автошкола, которая возобновит занятия по продлении лицензии. Под руководством нашего завуча по учебной части Сергея Николаевича Жук развивается стрелковый спорт, соревнования по стрельбам проходят на базе школы №22. Военно-патриотическая работа особенно активизируется ко Дню Защитника Отечества, к 9 Мая, в рамках месячника оборонно-спортивной работы, к которому обязательно приурочен автопробег по местам боевой славы. Уроки мужества проводятся во всех учебных заведениях круглый год. Сейчас вместе с заместителем главы района Сергеем Сергеевичем Ефименко, руководителем СТК Игорем Павловичем Парфеновым мы работаем над программой будущего районного военно-патриотического клуба. – Поддерживаете связь с участниками «горячих точек»? – Поддерживаем. На территории автошколы создаем аллею памяти, где будут размещены портреты и материалы о тех, кто учился в нашей автошколе и погиб в «горячих точках». Сейчас военкоматы уточняют все данные о таких бойцах. – В последнее время проблему ДОСААФ более активно решают на уровне государства, заметно ли это на местах? – У нас всегда были очень тесные и конструктивные связи с администрациями района и города. Сегодня мы выполняем государственную задачу по подготовке будущих армейских специалистов и, безусловно, стали еще более востребованы. Со стороны государства пошло финансирование, мы получаем новые машины, запасные части. Думаю, со временем, особенно с принятием закона о ДОСААФ, позитива станет намного больше. Автошкола – судьба мояА далее состоялась наша беседа с ветераном автошколы, Почетным гражданином г. Приморско-Ахтарска Б.Д. Терещенко, за многолетний добросовестный труд на благо родного города и оборонного общества ДОСААФ награжденного множеством почетных грамот, благодарственных писем, юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина, медалью трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. – Борис Данилович, Приморско-Ахтарская автошкола давным-давно уже стала Вашим родным домом, а кто еще из «долгожителей» продолжает трудиться по сей день вместе с Вами? – Я перешагнул 50-летний юбилей работы в этой автошколе, а более 40 лет работают здесь вместе со мной преподаватели Анатолий Тимофеевич Бреус и Николай Васильевич Изотов. Судьба сделала меня водителем и преподавателем в армии – в Молдавии в г. Тирасполе. Я попал в армейскую автошколу – тогда военных водителей готовили именно в армии – учился со старанием, и меня там оставили. Будучи заместителем командира взвода, я помогал обучать ребят. В 1960 году автошколы в армии стали расформировывать, я вернулся сюда, встал на учет в военкомат и по его наводке попал в Приморско-Ахтарскую автошколу, которую как раз стали создавать. Я прошел здесь все ступени роста: мастер, преподаватель, старший мастер, заместитель начальника по производственной части (в этом качестве вы видите меня и сегодня), с 1992 по 2008 гг. был начальником автошколы. В то время мы почти не занимались хозрасчетной подготовкой. То есть у нас были одна-две группы, которые нам давали предприятия района, оплачивая их учебу. Мы обучали их по вечерам, а днем занимались курсанты, будущие специалисты для армии, которых мы по плану готовили пятьсот человек в год. Но это в те годы, когда мы были уже в полном развитии. А вначале, когда я только пришел, в 1960 году, на этом месте, где мы сейчас с вами находимся, не было ничего – пустырь. Автошкола ютилась со своими двумя группами в небольшом здании, затем находилась там, где размещался районный Совет ДОСААФ, там тоже было два или три наших класса. В 1965 году мы начали строиться. Сначала построили гаражи, затем учебный корпус и – постепенно – все, что вы сейчас видите перед собой. Мы были молоды, полны энтузиазма, и, что бы сейчас ни говорили о нас в том времени – счастливы и очень работоспособны. Мы сами ездили в Новороссийск – за цементом, кирпичом, блоками. Мы своими руками строили, возводили, преображали. – А как Вам удалось все это сохранить в лихие 90-е? – Мне не первый раз задают этот вопрос. Не буду вдаваться в то, что было, скажу одно: поползновения на наше имущество были, недвусмысленные и сомнительные предложения тоже были. За мной был коллектив, с которым рука об руку, плечом к плечу мы прошли многие годы. На предательство и бесчестные поступки я не способен по натуре своей. Спасибо городу и району, которые нам во всем помогли тогда и помогают всегда, и мы все сохранили – и для себя, и для города и района. – Вы – глава большого семейства, довольны ли тем, как воспитали своих детей, внуков? – Доволен. Они все выросли работящими, ответственными, умными и образованными. Я никогда не делал им поблажек, спрашивал с них строже, чем с чужих. Думаю, что именно это всегда дает положительный результат. Именно на это хочу обратить особенное внимание тех родителей, которые, наоборот, ограждают своих детенышей от любых трудностей и стараются выращивать их чуть ли не в тепличных условиях. – Не трудно ли работать в окружении столь близких людей? Хотя им-то хорошо: они всегда могут попросить у Вас помощи или совета… – Я стараюсь не вмешиваться в их деятельность… Но если вижу, что надо – делаю замечания… – Спрашиваю Вас как мудрого человека: что надо для того, чтобы Россия развивалась, шла вперед? – Сохранять, накапливать и приумножать. Ничего не хочу предъявлять ни прошлой, ни нынешней жизни, наверное, как всегда, были минусы и плюсы и в той, и в другой. Но то, что у нас в колхозе им. Ленина было до сотни машин, в другом – Заветы Ленина – столько же, до полусотни и более на бондарном заводе и на заводе «Термоплит» – это факт. Любой наш выпускник мог найти работу в тот же день. – Молодежи сейчас нелегко – это тоже факт. Что бы Вы пожелали молодежи? – Трудиться, учиться. И все это – по-настоящему, от души, чтобы работа была не просто средством зарабатывания денег, но была бы и радостью, приносила удовольствие и удовлетворение. И учиться тоже надо с удовольствием и пытливым любопытством. Ведь это же счастье – познавать новое, применять на практике. В связи с этим никак не могу понять систему, например, репетиторства. Разве учитель не должен быть заинтересован в качестве знаний своего ученика? Было бы странно, если бы после учебы в нашей автошколе выпускник побежал бы учиться еще у кого-то. Я имею в виду не дальнейшее наращивание опыта – это должно быть у каждого в последующей практике, а именно постижение азов профессии. Так что желаю нашей молодежи здоровья, трудолюбия, жажды познания и пытливого любопытства к жизни. |