[№16 (88) октябрь 2015] Бороться не нужно, нужно работать!05.10.2015
Председатель Комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества МАКСИМ ЩАБЛЫКИН рассказал, что привело его в политику, как на Дону проходит реформа местного самоуправления и что нужно делать, чтобы заслужить доверие избирателей. – Максим Иванович, откуда у Вас возникло желание заниматься политикой? – Несмотря на то, что по образованию я инженер, окончил Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения (сегодня – Донской государственный технический университет (ДГТУ)) по специальности «Автоматизация и комплексная механизация в машиностроении» и долгое время совмещал научную работу на кафедре прикладной математики и вычислительной техники и работу инженером, меня всегда тянуло помогать людям. Не имея политического статуса, это сложнее делать. Поэтому у меня возникла идея избираться депутатом, чтобы получить больше возможностей и полномочий для помощи людям и реализации своих идей по благоустройству региона. – Что стало первым этапом Вашей политической карьеры? – В 2010 году я был избран депутатом городской Думы города Шахты пятого созыва по избирательному округу №10. Там я проработал два года. За это время успел стать заместителем председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству. После активной деятельности в Шахтах на дополнительных выборах в марте 2012 года я избрался в Законодательное Собрание Ростовской области четвертого созыва по Новошахтинскому избирательному округу №6. В 2013 году снова избран депутатом Законодательного Собрания области пятого созыва, в котором коллеги доверили возглавлять комитет по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества. – Какая работа проделана Вами за три года в Заксобрании Ростовской области? – Самый объемный и трудный проект, который мы реализуем в комитете – реформа местного самоуправления. Федеральный закон дал региону большие полномочия по выбору схемы организации местного самоуправления. После обсуждений в Законодательном Собрании мы избрали наиболее оптимальную для нашего региона, которая сейчас реализуется в муниципальных образованиях области. Было принято решение разделить политическую и хозяйственную составляющие работы органов власти на местах и уйти от выборов мэров городов и глав районных администраций населением. В настоящее время глава города либо муниципального района является одновременно руководителем представительного органа и избирается из состава депутатов, а глава администрации отбирается на конкурсной основе и утверждается представительным органом. Один управленец занимается политическими вопросами, второй решает хозяйственные проблемы. Новая схема управления уже реализована в 34 муниципальных образованиях Ростовской области. Окончательный переход в регионе произойдет к 2019 году, когда закончится срок полномочий у мэров и глав, избранных по старой схеме. – Общественность с опасением и недоверием отнеслась к новой системе управления. Было много споров и возражений. Как обстоит дело сегодня? Успели ли дончане увидеть положительный эффект от реформы? – Мнение постепенно меняется в лучшую сторону. Но нужно понимать, что новые главы муниципальных образований и сити-менеджеры не проработали еще и двух лет. А увидеть результат работы за такое короткое время сложно. Плюсов у реформы достаточно, ведь она направлена на то, чтобы приблизить власть на местах к населению. Значительно снижаются затраты на проведение выборов. Главы сельских поселений автоматически попадают в районные собрания депутатов, где участвуют в формировании бюджета района. Здесь они получают возможность отстаивать интересы своего поселения. Раньше они могли только опосредованно участвовать в этом процессе. Главы сельских поселений чаще общаются непосредственно с жителями территории, лучше знают их проблемы и способны оперативно их решать, пользуясь полномочиями в районном собрании депутатов. – Возникают ли конфликты между главами муниципальных образований и главой администрации одной территории? – Конфликтов не возникает, но первое время происходит процесс отладки данного механизма. Иногда не совсем очевидно, где заканчиваются полномочия главы муниципального образования и начинаются должностные обязанности сити-менеджера. Но они оба работают над одной целью – созданием комфортных условий для жителей, поэтому глобальных споров и конфликтов интересов нет, не было, и я думаю, что и не будет. – Есть точка зрения, что сегодня в Ростовской области существует дефицит кадров, особенно в местных администрациях. Так ли это на самом деле? – Да, сегодня есть такая проблема, и дефицит квалифицированных кадров действительно присутствует. Но я подчеркну, именно квалифицированных, профессиональных кадров. Власть заинтересована в специалистах, которые обладают достаточным опытом и навыками. Сегодня существует множество программ по подготовке граждан, в том числе молодежи, к поступлению на государственную и муниципальную службу. Программы наставничества, переподготовки, целевого образования молодежи в вузах. Несмотря на это ощущается кадровый голод. Особенно остро он ощутим в узкоспециализированных направлениях, где необходимо образование не только управленческое, но и диплом по конкретному техническому направлению. – Максим Иванович, что бы Вы посоветовали молодым людям, которые хотят попробовать свои силы в политике, но не знают, с чего начать? – Начать можно с органов молодежного самоуправления. Сегодня в Ростовской области в каждом районе и городе работают молодежное правительство, парламент, молодежные избирательные комиссии, в учебных заведениях – органы студенческого самоуправления. Все эти организации помогают молодежи интегрироваться в работу органов государственной власти и органов местного самоуправления. Школьник или студент не может прийти на работу в правительство или администрацию, но он может войти в состав молодежного парламента своего муниципального образования и изнутри посмотреть, как это реально работает на практике. В Ростовской области для этого есть все возможности. У нас в регионе одна из самых разветвленных систем органов молодежного самоуправления в стране. Реальная сеть, которая помогает взаимодействовать с действующими руководителями. Для тех, кто активно себя проявляет, существует большая вероятность трудоустроиться в дальнейшем в органы власти. Многие из членов органов молодежного самоуправления в будущем становятся помощниками депутатов, переходят в различные органы власти. – Вас можно отнести к числу депутатов, которые активно пользуются социальными сетями, освещают там свою деятельность и общаются с жителями. Как это помогает в работе? – Часто через социальные сети обращаются с просьбами, просят решить вопросы. Всегда есть категория людей, которая скептически относится к деятельности депутатов, да и органов власти в целом. Интернет – удобная информационная площадка, где можно рассказать людям о своей работе, реальных делах. В первую очередь, для меня это возможность получить обратную связь с избирателями. Люди комментируют записи положительно или отрицательно, высказывают свое мнение, предложения. Я считаю, это эффективный инструмент общения депутата с населением. Не только личные встречи с избирателями, которых я тоже стараюсь проводить много, но и связь через социальные сети помогает наладить контакт. – Как Вы отметили, сегодня некоторые скептически относятся к работе депутатов. Как с этим бороться и переломить общественное мнение? – Бороться с этим не нужно, нужно просто работать. Важно показывать населению работу депутатов своей деятельностью, поступками, инициативами, проектами. Например, в Новошахтинске я содействовал открытию в городе кинотеатра «Калейдоскоп», которого не было здесь 20 лет. Для жителей это очень важно. Это культурный очаг, место отдыха молодежи. Если каждый депутат будет не словом, а делом доказывать свою необходимость, то вопрос, чем занимаются депутаты и что они делают, подниматься не будет. – Какими проектами Вы активно занимаетесь в настоящее время? – По партийной линии я координирую проект строительства физкультурно-оздоровительных комплексов на территории Ростовской области. Сегодня в регионе ведется строительство двух ФОКов. Один комплекс будет открыт в следующем году в Таганроге, второй спортивный объект появится в Шолоховском районе. Также в Ростовской области реализуется программа по поддержке казачества. Мы развиваем сеть казачьих образовательных учреждений, поскольку это является неотъемлемым элементом в патриотическом воспитании молодежи. И в этом есть потребность у самих ребят. Те кадетские корпуса, которые уже действуют в регионе, переполнены. Необходимо открывать новые, чтобы все желающие смогли получить там образование. – Где Вы планируете продолжать свою политическую карьеру? Останетесь работать в регионе или будете выходить на федеральный уровень? – Сейчас я сосредоточен на проведении реформы местного самоуправления в Ростовской области, созданию условий для максимально эффективного перехода на новую модель работы. Срок моих депутатских полномочий закончится только через три года. У меня много идей и проектов, которые еще предстоит реализовать. Многое хочется сделать по взаимодействию с муниципальными образованиями, построить механизмы взаимодействия с ними. После проведения реформы местного самоуправления роль депутатов в муниципальных образованиях значительно выросла. Депутаты рассматривают бюджет, формируют комиссию по назначению главы администрации. Мы столкнулись с тем, что необходимо проводить для них дополнительные мероприятия по обмену опытом, отчасти и образовательные. В районные Думы избираются депутаты сельских поселений. Это другой объем работы и полномочий, масштаб бюджета, и мы должны им помогать в адаптации к новым условиям работы. – В какой форме проходит обучение и сколько времени длится? – Сейчас комитет активно занимается реализацией программы по созданию площадок по обмену опытом работы представительных органов. Уже провели первую площадку в городе Шахты по теме «Молодежная политика». Такие площадки необходимы для обмена опытом работы депутатов, чтобы они могли пообщаться друг с другом, получить информацию от Правительства и Законодательного Собрания Ростовской области. Важно настроить канал взаимодействия. На первую площадку в Шахтах приехало очень много глав муниципальных образований, депутатов. Получилось интересное общение по вопросам организации молодежной политики, как лучше построить эту работу на территории. Следующая образовательная площадка планируется уже в начале октября в Азове. Ее темой станут социальные вопросы. Подобные мероприятия мы планируем проводить каждый месяц. – Кто выступает экспертами на таких образовательных площадках? – Мы приглашаем депутатов Законодательного Собрания Ростовской области, представителей Правительства, общественных организаций. – Максим Иванович, Вы много рассказали о своей депутатской деятельности, которой отдаете много сил. Что и как помогает Вам их восстанавливать? – Я стараюсь как можно больше времени проводить со своей семьей. У меня есть жена и двое сыновей. Со старшим ребенком часто играем в шахматы. Младший еще ходит в детский сад. Еще одно мое увлечение – путешествия. Много езжу по Ростовской области. В Законодательном Собрании я отвечаю за взаимодействие с Крымом. Часто бываю там с рабочими визитами. |