Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№18 (90) ноябрь 2015] Реализация госпрограммы «Доступная среда» в школах Советского района

Программа «Доступная среда»  в Ростовской области начала работу в 2014 году. Ее цель – сделать образование, медицину и другие социальные услуги максимально доступными для инвалидов. В 2016 году общий объем финансирования этой программы в Ростовской области составит 479 миллионов рублей.

Как же на практике реализуется эта программа в образовательных учреждениях Советского района, нам продемонстрировала начальник отдела образования Советского района Татьяна Барковская.

Для этого мы едем в 87-ю школу, расположенную на 2-й Краснодарской. Здесь видим уже у входа, что программа начинает реализовываться: вход в школу с двух сторон оснащен удобными пандусами. Заходим внутрь, попадаем в комнату для детей с ограниченными возможностями.

Татьяна Барковская поясняет: «Здесь находится комната отдыха, комната релаксации для детей с ограниченными возможностями. Также здесь есть три рабочих места, которые предусмотрены для детей с различными заболеваниями. В этой школе на сегодняшний день не обучаются дети-колясочники, но есть порядка 60 детей, требующих повышенного внимания. Это ограниченные по состоянию здоровья дети, в том числе больные аутизмом. В течение учебного дня им требуется переключение на другой вид деятельности, они не могут без этого выдержать школьную нагрузку».

Учебное оборудование позволяет обучать здесь слабовидящих и слабослышащих детей. Компьютеры оснащены веб-камерами, и когда в классе идет урок, например, в кабинете химии, ребенок может здесь находиться и видеть, что происходит в классе, и активно принимать участие в уроке. Компьютеры оснащены специальными крупными клавишами на клавиатурах и клавиатурой со шрифтом Брайля для слабовидящих детей. Для детей со слабым слухом имеется специальный датчик, позволяющий различать речь учителя.

Также здесь ребенок может расслабиться, поиграть в так называемом сухом бассейне, состоящем из шаров, порисовать на специальной тактильной доске. Здесь есть снимающие напряжение игрушки, ароматерапия. Все это позволяет сбалансировать состояние нервной системы ребенка, успокоить его, переключить внимание. Эта комната позволяет снять эмоциональное напряжение и физическую усталость.

Стоит отметить, что, по сути, инклюзивное образование в 87-й школе началось давно. Замдиректора по воспитательной работе Ольга Пономаренко рассказывает, что много лет назад школьники 87-й школы курировали коррекционный детский дом на 4-й Линии. Ездили туда с подарками на Рождество, общались с воспитанниками. Затем школу посетила председатель общества инвалидов «Феникс» Галина Соколюк. Она познакомила их с детьми-инвалидами, которые не ходят в школу и лишены общения со сверстниками. После этого школьники начали посещать детей-инвалидов, брать их на свои экскурсии. В итоге родилась идея создать воспитательный комплекс «Доброе сердце», и целый класс теперь занимался добрыми делами, делал всевозможные интересные акции. Например, ребята нашли художника-инвалида Виктора Боборыкина, привезли в школу и организовали его выставку. В течение двух дней он рассказывал детям о своей жизни, Новочеркасском доме инвалидов, в котором живет.

Его приезд, по словам Ольги Пономаренко, изменил мнение учителей относительно возможности введения инклюзивного образования в школе. До выставки художника в школе проводился опрос, в котором выяснилось, что учителя сомневаются, что дети с ограниченными способностями или требующие особых условий в обучении смогут учиться совместно со здоровыми детьми, при этом большинство детей проголосовали «за» такое совместное обучение.

После этого школьники организовали исследовательский проект, где выясняли, насколько они могут учиться с детьми-инвалидами, насколько развито в них сострадание, готовность к принятию другого человека. Итогом стала защита проекта «Инклюзивное образование. Школа «Доброго сердца». Этот проект был отмечен первой премией в секции модернизации образования на конференции в ДГТУ. И с 2010 года 87-я школа работает под эгидой «Воспитываем гражданина России». Это, прежде всего, воспитание у школьников таких гражданских качеств, как доброта, милосердие и любовь.

Директор 87-й школы Ольга Назарчук рассказала, что 18 учителей школы, включая ее саму, уже прошли обучение на специальном семинаре для подготовки к работе по системе инклюзивного образования. Суть такого обучения – привить мысль, что инклюзивная школа – это школа для всех, с особым подходом к каждому учащемуся.

Татьяна Барковская отмечает, что самую активную помощь и поддержку в ходе реализации программы «Доступная среда» оказал глава администрации Советского района Олег Свистунов. Именно благодаря его усилиям в 87-й, 112-й, 92-й и 95-й школах Советского района создается безбарьерная среда для обучения детей с ограниченными возможностями.

В 112-й школе Советского района, расположенной на улице 339-й Стрелковой дивизии, также введено инклюзивное образование. Школа оборудована пандусами с южной и северной стороны, у входа есть широкие двери, чтобы учащемуся можно было свободно проехать на коляске.

В специальной комнате родители детей с ограниченными возможностями могут их переодевать, также ребенок может заниматься в ней на компьютере для выполнения школьных заданий. Для нужд школы закуплены два устройства для подъема школьника на коляске по этажам, есть специально оборудованные туалеты с широким проемом и поручнями, они находятся на каждом этаже.

Сейчас в 112-й школе проходят обучение два маломобильных ребенка: учащийся 4-го класса Артем Городецкий и учащаяся 1-го класса Ольга Вяткина. Артем Городецкий, несмотря на синдром ДЦП, активно участвует во всех мероприятиях класса, болеет за спортивную школьную команду.

По мнению директора 112-й школы Евгения Галдаева, такое совместное образование полезно для всех. Дети с ранних лет приучаются сострадать и соучаствовать, заботиться о маленьких школьниках-инвалидах.

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями 112-й школы передается и другим школам Ростова-на-Дону на специальных семинарах, посвященных инклюзивному образованию.





14.08.2020
14.08.2020
Перспективы развития энергетики на Дону обсудили за круглым столом
В Каменске-Шахтинском прошло заседание «круглого стола» на тему «Развитие энергетического комплекса на территории региона и применение новых технологий». Организатором мероприятия выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области.
13.08.2020
Вячеслав Василенко: «Аграриям и поисковикам необходимо научиться слышать друг друга»
В Мясниковском районе на базе Донского Военно-исторического музея (хутор Недвиговка) состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» при Законодательном Собрании, посвященное обсуждению проблемных вопросов взаимодействия между поисковыми объединениями и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
12.08.2020
В Ростовской области принимают дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда
Для обеспечения занятости потерявших работу или оказавшихся под угрозой сокращения жителей региона будут реализованы дополнительные мероприятия. Их перечень утвердил губернатор Василий Голубев.
12.08.2020
Александр Хинштейн: Тесты на знание истории Великой Отечественной войны прошли почти сто тысяч человек
Задания разработаны при содействии экспертов из РГГУ и позволят подготовиться к написанию «Диктанта Победы» 3 сентября
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс