[№5 (30) май 2012] Механизмы реализации государственно-частного партнерства на примере ВСК «Каменоломни»25 апреля в Октябрьском районе состоялось выездное заседание рабочей группы по совершенствованию правового регулирования инвестиционной и инновационной политики Ростовской области по вопросу реализации модели государственно-частного партнерства в социальной сфере. Заседание прошло под руководством председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике А.С. Энтина. В мероприятии также приняли участие глава Октябрьского района Ростовской области Е.П. Луганцев, депутат Законодательного Собрания Ростовской области М.И. Щаблыкин, представители Правительства Ростовской области, Общественной палаты и донские предприниматели. В Октябрьском районе по схеме государственно-частного партнерства построен бассейн «Каменоломни» и диагностический центр магнитно-резонансной томографии. Темой обсуждения заседания стало государственно-частное партнерство в социальной сфере. Своим опытом в этом направлении поделился глава Октябрьского района. Так благодаря чему строительство социальных объектов стало реальным? Или все-таки вопреки? Государственно-частное партнерство (сокращенно ГЧП) представляет собой совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. К сожалению, у нас в стране до сих пор не принят федеральный закон о ГЧП, хотя в России эта форма взаимодействия существует уже более десяти лет. А вот на территории Украины закон «О государственно-частном партнерстве», отражающий точку зрения украинской власти по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства, вступил в силу в октябре 2010 года. Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, а также для реализации крупных общественных проектов. Большинство экспертов считают, что механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами. В нашей области разработан и принят областной закон о государственно-частном партнерстве, который имеет рамочный характер и нуждается в доработке. С целью этого в Законодательном Собрании области была создана рабочая группа по подготовке законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования инвестиционной и инновационной политики Ростовской области, которую возглавил председатель комитета Законодательного Собрания по экономической политике А.С. Энтин. По мнению депутатов донского парламента, успех внедрения государственно-частного партнерства в России напрямую зависит от законодательного регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Именно там, «наверху», должно быть сформировано единое правовое поле и четкое понимание самого термина «государственно-частное партнерство», установлены единые правила для всех субъектов Федерации. Принятие этого федерального закона будет способствовать расширению возможностей реализации проектов ГЧП по всем направлениям, а также позволяет снять существующие административные барьеры. В связи с этим на 45-м заседании донского парламента, прошедшем в апреле этого года, был принят проект постановления Законодательного Собрания Ростовской области об обращении к депутатам Государственной Думы РФ по вопросу о необходимости разработки и принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве. О механизмах ГЧП в социальной сфере говорилось и в ходе очередного заседания рабочей группы, проходившего в Октябрьском районе Ростовской области на базе водноспортивного комплекса «Каменоломни». Участниками заседания было признано, что областной закон о государственно-частном партнерстве фактически работает только для объектов промышленного назначения. А как же быть со строительством социальных объектов? Каким образом инвестор может вернуть вложенные средства в подобные объекты? Своим опытом на примере реализации инвестиционного проекта «Водноспортивный комплекс «Каменоломни» поделился глава Октябрьского района Е.П. Луганцев. Но прежде чем перейти непосредственно к этой теме, стоит отметить, что до начала заседания участники мероприятия были ознакомлены с еще одним примером модели ГЧП, реализованной в Октябрьском районе, – диагностическим центром магнитно-резонансной томографии (МРТ). Центр, построенный компанией «МРТ+», работает уже второй год, с апреля 2011 года. Он расположен на территории центральной районной больницы поселка Каменоломни и оборудован современным оборудованием, позволяющим проводить исследования головных и шейных сосудов, головного мозга, позвоночника, суставов, органов малого таза. Теперь жители не только Октябрьского района, но и близлежащих городов и районов могут пройти обследование методом магнитно-резонансной диагностики, не выезжая в областной центр. Что касается водноспортивного оздоровительного комплекса «Каменоломни», на площадке которого проходило само заседание рабочей группы, то необходимо сказать, что этот проект был реализован в рамках программы строительства сети ВСОК по экспериментальной модели государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных источников на принципах проектного финансирования и самоокупаемости. В области в течение ближайших двух лет планируется построить еще четыре подобных объекта. Также на заседании был поднят вопрос и о разработке закона о социально-частном партнерстве. – Нужен ли по данному виду партнерства отдельный закон? Я считаю, что, скорее всего, необходимо внести соответствующие дополнения в действующий областной закон о государственно-частном партнерстве, которые бы позволили использовать механизмы работы в этом направлении, – отметил А.С. Энтин. Но все же, несмотря на слабую нормативную базу, приходят заинтересованные и инициативные люди и делают это, как и подчеркивалось участниками заседания, вопреки. В заключение участниками рабочей группы были выработаны решения, связанные с проведением подобных заседаний на других инвестиционных площадках Ростовской области с целью выработки конкретных предложений по совершенствованию механизма реализации ГЧП проектов. Также решено создать Межведомственную комиссию по вопросу строительства объектов социальной инфраструктуры на основе принципов ГЧП и провести ряд мероприятий по обмену опытом на объектах, созданных на основе ГЧП, для поиска практических форм сотрудничества и подготовки предложений по выявлению ключевых проблем и барьеров. А впоследствии по их устранению начать подготовку соответствующих законодательных инициатив.
Комментарий председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, руководителя рабочей группы Законодательного Собрания по подготовке законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности А.С. Энтина:– Основная проблема развития госу-дарственно-частного партнерства в нашей стране связана с отсутствием соответству-ющего закона на федеральном уровне. Вы знаете, что в апреле депутатами Законодательного Собрания Ростовской области было принято Обращение «К депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о необходимости разработки и принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве». Что касается регионального законодательства, то в 2010 году нами был принят областной закон о государственно-частном партнерстве, который, по мнению многих, носит рамочный характер. Я не совсем согласен с этим, хотя признаю, что из пяти видов поддержки практически используется только один – это субсидирование затрат на инфраструктуру. На очередном заседании рабочей группы областного Законодательного Собрания по подготовке законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, проходившем в Октябрьском районе области на базе водноспортивного комплекса «Каменоломни», говорилось о том, что областной закон фактически работает только для объектов промышленного назначения. Сегодня же речь шла о строительстве социальных объектов. Как инвестор может вернуть вложенные средства в подобные объекты? Либо за счет арендной платы, либо за счет средств граждан. Также на заседании обсуждался вопрос о разработке закона о социально-частном партнерстве. Нужен ли по данному виду партнерства отдельный закон? Лично я считаю, что, скорее всего, необходимо внести соответствующие дополнения в действующий областной закон о государственно-частном партнерстве, которые бы позволили использовать механизмы работы в этом направлении. Если глава администрации города или района думает о своих жителях, стремится внести в жизнь муниципального образования что-то новое, как глава Октябрьского района Ростовской области Е.П. Луганцев, если инвестор согласен вложить свои денежные средства, которые вернутся к нему не через год-два, а спустя пять-десять лет, как А.П. Довженко, директор ООО «МРТ+», то все получится. Именно такие схемы работают во всем мире. Деньги будут возвращены, но не сегодня, не завтра. А схема, предложенная И.В. Гориным, достаточно сложна, потому что деньги нужно вернуть в течение года-двух. На сегодняшний день бюджет Ростовской области не готов к тому, чтобы одновременно построить, к примеру, 10 и более бассейнов или детских садов и инвестору вернуть деньги в течение года. С другой стороны, я абсолютно согласен с тем, что в областном законе не говорится об общественно значимых объектах, о чем было сказано на заседании главой Октябрьского района. Это необходимо внести в закон. Говоря о проблемах, с которыми сталкивается инвестор, хочу подчеркнуть, что проблема не в законе, а в подзаконных актах или в действии или, наоборот, бездействии чиновников. Комментарий главы Октябрьского района Ростовской области Е.П. Луганцева:– Говоря о внедрении общественно значимых проектов в жизнь на основе государственно-частного или социально-частного партнерства, хочу сказать о главном – важно иметь желание сделать то, что нужно нашим людям. Только тогда все получится! Что касается областного закона, то в нем необходимо пересмотреть минимум ограничений по стоимости инвестиционного проекта для того, чтобы воспользоваться государственной поддержкой. С другой стороны, нужно существенно снизить затратность для инвестора такого проекта. Это уже задача власти на местах. Во главе угла должна стоять общественная значимость той или иной услуги. Необходимо также создать оптимальные условия для инвестора, чтобы он сам изъявил желание на основе частно-государственного партнерства отремонтировать тротуары, заняться строительством поселковых дорог и т.п. Так что действующий областной закон о государственно-частном партнерстве нуждается во внесении корректировок. Для претворения всего этого в жизнь необходимо, чтобы сотрудники всех министерств, о чем говорил В.В. Высоков, соответствовали своей квалификации. У себя, в Октябрьском районе, мы ежегодно меняем структуру управления администрации. Хочу отметить, что это хорошая практика. Разработан план развития района по пяти основным направлениям. В соответствии с этим создано пять рабочих групп, которые возглавляют заместители главы, каждый месяц они отчитываются о результатах проделанной работы. Меня многие спрашивают, почему инвесторы охотно идут в наш район. Может быть, потому, что у меня сочувственное отношение к бизнесу. Я как глава района заинтересован в наименьших издержках бизнесменов, входящих в наш район, я стремлюсь сделать все возможное, чтобы они как можно больше удешевили свой инвестиционный проект, я всегда стараюсь идти им навстречу. Комментарий председателя Совета директоров ОАО «Интурист в городе Ростове-на-Дону» И.В. Горина:– При обсуждении темы государственно-частного партнерства на заседании рабочей группы мне вспомнились пять «И» Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева: инвестиции, инновации, инфраструктура, институты, инициатива. По аналогу я предлагаю четыре «Б»: бизнес, бюджет, банки, и, как я в шутку сказал, большой Луганцев – это в комплексе представляет концентрацию всех усилий и ресурсов. Вы знаете, что в начале этого года Губернатором Дона В. Голубевым и министром спорта РФ В. Мутко было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития физкультуры и спорта на территории Ростовской области. В этом соглашении особым пунктом выделена программа «Все-обуч по плаванию», отвечающая за создание условий для обучения этому виду спорта максимального числа жителей донского региона – как массово, так и на уровне спорта высших достижений. Она базируется на трех китах: всеобуч, массовый спорт и спорт высших достижений. В связи с этим считаю, что там, где есть возможность для создания коммерческих спортивных объектов, нет необходимости тратить деньги государства. Но для бизнеса нужно создать такие условия, чтобы ему выгодно было вкладывать средства в строительство спортсооружений, в том числе водных. Таким образом, бизнес и власть общими усилиями могут решить социальную программу по оздоровлению населения, в том числе снизить смертность на воде. В этой части хорошим примеров является бассейн в поселке Каменоломни, который может служить положительным примером партнерства государства и бизнеса на сельской территории. |