Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№2 (52) февраль 2014] Донские эксперты обсудили историческую значимость прорыва блокады Ленинграда

26 января, в канун значимой исторической даты нашей страны – 70-летия снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне – состоялось заседание Исторического политклуба «ЕДИНОЙ РОССИИ» в Ростовской области. Единороссы, приглашенные эксперты и общественники почтили память погибших во время блокады города-героя и обсудили, что значит для всех нас это событие.

«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отмечается в России 27 января, – напомнил в своем вступительном слове руководитель регионального исполкома донских единороссов, заместитель секретаря Ростовского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по агитационно-пропагандистской работе Александр Нечушкин. – Эта торжественная дата установлена в 1995 году в память о том, как в этот день в 1944 году после 871-дневной осады была снята блокада Ленинграда. За время блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи человек (по другим данным, не менее миллиона)».

По его словам, 12 января 1943 года началось наступление ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов, которого с нетерпением ждали ленинградцы и вся страна. «Семь дней продолжались ожесточенные бои южнее Ладожского озера, – рассказал присутствующим Александр Нечушкин. – С каждым днем, несмотря на все возрастающее сопротивление немецких войск, сокращалось расстояние между соединениями Ленинградского и Волховского фронтов. И, наконец, 18 января в районе рабочего поселка №1 передовые батальоны соединились. В этот же день был очищен от противника Шлиссельбург. Главная задача операции «Искра» – прорвать блокаду Ленинграда, была выполнена».

Около полуночи 18 января ленинградцы услышали весть с фронта, которую три раза повторило радио, рассказывает руководитель исполкома. «И тогда стало ясно, что произошло долгожданное, блокада прорвана! Всю ночь в городе не спали, всю ночь играло радио, песни и музыка разносились в эфире. Ленинград ликовал. Многие жители города вышли на улицу, поздравляли друг друга с одержанной победой. На заводах и фабриках состоялись стихийно возникшие митинги. В адрес фронтовиков поступали сотни писем, выражавших великую благодарность ленинградцев советским воинам. Радость ленинградцев разделяли трудящиеся всей страны», – подытожил Нечушкин.

«Но ленинградцы не только радовались победе советских войск. Они своим беспримерным героизмом, выдержкой, самоотверженностью, стойкостью, верностью долгу, внесли в нее заметный вклад, служили вдохновляющим примером, для всего советского народа, – высказала мнение об этом событии донской литератор, секретарь ростовской «первички» «ЕДИНОЙ РОССИИ» Наталья Сундеева. – За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание «Город-герой».

Заместитель декана факультета социологии и политологии Южного федерального университета, кандидат политических наук Роман Пупыкин сделал акцент на духовной составляющей подвига ленинградцев. «Подвиг Ленинграда приобрел еще одну грань – духовную, – отметил эксперт. – Ленинградцы в своем абсолютном большинстве проявили величайшую духовную, нравственную силу, которая в конечном итоге позволила выдержать блокаду, выстоять и победить».

По его словам, безусловно, самые тяжелые, голодные и холодные месяцы конца 1941 – начала 1942 годов, болезни, артиллерийские обстрелы и бомбежки не могли не сказаться на нравственном состоянии ленинградцев, отношении их к возможной смерти, к пониманию сложившегося состояния в городе, понятию справедливости, к росту мародерства и преступности и другим негативным явлениям. «Однако, несмотря на ужасные муки и страдания, ленинградцы сумели сохранить свое человеческое достоинство, преданность Родине родному городу. Абсолютное большинство ленинградцев подчиняли свою жизнь одной цели – не впустить врага в Ленинград, дать ему сокрушительный отпор», – подытожил политолог.

С ним во многом солидарен и редактор общественно-политической газеты «Донское Единство» Александр Сухарь, напомнивший, что в 1945 году идеолог Третьего рейха Йозеф Геббельс рекомендовал своим подчиненным посмотреть советский фильм об обороне Ленинграда, который, как он полагал, демонстрировал, что гражданское население СССР вносило, куда больший вклад в достижение победы по сравнению с немцами, трудившимися в тылу. «Совершенно очевидно, – отметил журналист, – что проявление такой высокой самоотверженности не могло быть результатом принуждения, приказов, отсутствием выхода из создавшейся трагической ситуации, пассивности населения, как пишут некоторые авторы».

Блокада, несомненно, сплотила патриотически-настроенных людей, считает заведующий кафедрой конфликтологии Южного федерального университета, кандидат политических наук Дмитрий Абросимов. «Верность традициям духовности и нравственности народа стала основой патриотического единства воинов Ленинградского фронта, моряков Балтийского флота и населения Ленинграда: рабочих, интеллигенции, женщин, молодежи, ветеранов труда, коммунистов, беспартийных, верующих, атеистов, – убежден эксперт. – Героизм фронтовиков укреплял стойкость ленинградцев, в свою очередь борьба населения за жизнь, за победу – такая же самоотверженная, как на поле боя, придавала новые силы защитникам Ленинграда».

В целом же участники заседания Исторического клуба сошлись во мнении, что героическая оборона Ленинграда, бессмертный подвиг ленинградцев в блокадные дни, вошли в историю освобождения Отечества. Духовно-нравственное наследие города-героя, его жителей остается нашим самым дорогим достоянием. Бережно отнестись к наследию, сделать его реальной движущей силой духовного и нравственного процессов общества – наш долг перед нашим народом, его мужественными и героическими защитниками.