[№12 (37) декабрь 2012] Александр Будницкий: «Система партнёрских отношений — это сегодня главное»24.12.2012
Когда человек занят любимым делом – это сразу видно: глаз горит, остроумная речь так и сверкает, голова полна блестящих идей. Таков АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ БУДНИЦКИЙ, директор ГБОУ СПО Ростовской области, кандидат социологических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный дорожник России, Почетный транспортник Российской Федерации. Все те, кто уверены, что все дороги ведут в Рим, ошибаются: все дороги, в буквальном смысле слова, ведут к А.Д. Будницкому. Знающие люди говорят про него: «Все его знают, у него везде «блат». Сам он об этом сказал так: «Готовить специалистов, обладающих знаниями, умениями, опытом, возможно только при условии действенной поддержки колледжа социальными партнерами». Сказал и защитил на эту тему кандидатскую диссертацию. Если перевести сказанное им на обыкновенный язык, то это означает: чтобы выжить при любых обстоятельствах, в самые смутные времена – не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тогда у учебного заведения будет все, и учащимся обеспечены оплачиваемая производственная практика и достойные рабочие места по окончании колледжа. Разумеется, и от них потребуется кое-что – хорошая учеба и примерное поведение. Тем более, что все условия для этого в автодорожном колледже созданы. Короче говоря, А.Д. Будницкий работает так, что закрадывается мысль о том, что социальное партнерство закрепляется новым законом об образовании именно с его подачи. Он родился в год Великой Победы – в 1945 году, в семье военнослужащего, в которой, кроме него, росли еще три сына. Старший, Виктор, был на 15 лет старше его, умница, светлая голова (как, впрочем, все братья Будницкие). Уезжая в Москву, где будет потом долгие годы работать в управлении угольной промышленности страны, велел младшему перевестись после первого курса из НПИ в РИИЖТ, чтобы мама, у которой не очень хорошо стало с сердцем, не была одна. НПИ, который в свое время тоже выбрал для него старший брат, Александр оставил без сожаления. Но и РИИЖТ, честно говоря, не был ему по душе. Он даже обрадовался, что они там никого не застали, когда пришли в тот день сдавать документы. Случайно зашли в РИСИ, их встретил декан дорожного факультета Владимир Николаевич Дегтяренко, узнал о причине их визита, воскликнул: «Только к нам!». Завел в свой кабинет, показал величественные изображения мостов и дорог, и судьба юного А. Будницкого была решена. Студенческие годы он всегда вспоминает с благодарностью. Преподаватели были просто классические, высочайшего уровня интеллектуалы, иначе как «ходячие энциклопедии» их никто из студентов и не называл. Того поколения, того же уровня преподавателей А.Д. Будницкий позже застал и в педколлективе автородорожного техникума. После института – всем курсом в армию: военной кафедры у них не было. И тут в свое время отвергнутый РИИЖТ его настиг: А. Будницкий попал по чьей-то ошибке в железнодорожно-строительные войска. Пошел к командиру батальона, а тот сказал: «Геодезию изучал? Приборы знаешь? Так какая тебе разница, под какую дорогу разбивку делать? Просто дадим тебе другие размеры и все». И подарил для изучения книжку: «Мастер железнодорожных путей». А. Будницкий благополучно прошел курс молодого бойца и вместе со всей частью был отправлен на строительство Камского автозавода. К концу службы велено было всем, у кого высшее образование, поехать на учебу, чтобы вышли они из армии с офицерским званием. Что выбрать – Подмосковье или Волгоград? Ну конечно, Волгоград, ведь это так близко от родного дома. Во время учебы заболел преподаватель, и А. Будницкого попросили провести несколько занятий. Он преподавал месяца три. За это ему присвоили звание не младшего лейтенанта, как всем, а лейтенанта. А главное, это был его первый шаг в педагогике, которая вскоре станет делом всей его жизни. Но он пока об этом не знал. После армии пошел работать в отдел проектирования автомобильных дорог института «Ростовгипрошахт». Отдел был изыскательский, ездил в командировки, все, как положено. И вдруг его попросили почитать лекции заочникам в автодорожном техникуме. Пошел с мыслью подработать, попал под влияние замечательного коллектива, который с жаром начал его убеждать перейти к ним на преподавательскую работу, потому что, несомненно, у него к этому есть способности. Он сначала не хотел: заочники-то все были постарше его, с дороги, работу свою знали досконально, тут уж смотри в оба, чтобы не опростоволоситься. С заочниками вообще такая была интересная тема: дорожники-практики учились по сокращенной программе – 3,5 года вместо 6-ти – им азы объяснять не надо, научены были самой дорогой. Жаль, что потом это отменили. А то всегда звонили из всех ДРСУ: у нас есть парнишка хороший, рекомендуем у вас поучиться. Когда А.Д. Будницкий решил свою жизненную стезю все-таки связать с педагогикой и перешел в техникум, его вызвали в партбюро (он в партию вступил в «Гипрошахте», где был секретарем комитета комсомола) и сказали: «У тебя хороший опыт, ты и в армии служил, и в комсомоле работал. Поработай-ка месяца два председателем студенческого профкома вместо уволившегося товарища, пока мы другого не подберем». Два месяца плавно вылились в четыре года. Когда был открыт в техникуме центр повышения квалификации, его назначили начальником этого центра. Потом он стал заместителем директора по учебно-производственной работе. Обучение на бульдозерах, грейдеры на строительстве дорог, геодезия, учебные практики, и слесарные, и сварочные, и токарные, и полигон за городом – 4,5 га, и 26 единиц техники в боксах, и недавно организованная автошкола – все это крутилось под его руководством. Мы так подробно рассказываем о его служебных перемещениях, чтобы вместе с читателем восхититься, как мудро жизнь готовила его в директоры, руководители легендарного автодорожного техникума, заставив пройти все ступени, начав с малого, поработав в различных подразделениях, научив работать с людьми. В 1993 году из Москвы (тогда техникум подчинялся Федеральной дорожной службе РФ) приехал представитель отдела кадров и сказал, что в службе директором колледжа видят именно его, А.Д. Будницкого. Однако А.Д. Будницкий категорически возражал. Не хотел расставаться с налаженным своим хозяйством. Тогда на общее собрание привезли двух его оппонентов, которые выступили со своими программами. Когда поставили все три кандидатуры на голосование, коллеги ему сказали: «Саня, ты досконально знаешь наш техникум, ты свой, ты нам подходишь. Зачем же мы будем отдавать наше учебное заведение в руки каких-то пришлых дилетантов?». И единогласно избрали его. Понятное дело, что достались ему самые тяжелые годы перестройки, о которых когда-нибудь историки напишут особые книги. Всего не пересказать, но было всякое, вплоть до того, что нижний этаж некие «мальчики» в малиновых пиджаках хотели выкупить под ночной клуб, а однажды и вовсе предлагали продать одно из зданий: «место-то козырное, в самом центре города, а чо, в натуре?». Александр Данилович все пережил, все преодолел. Не только все сохранил – приумножил. Верен остался во всем своему любимому, уникальному техникуму. А история этого учебного заведения восходит к далекому 1930 году. За 82 года существования «кузница дорожных кадров» выдала дипломы более 30 тысячам специалистов. За великий подвиг в Великой Отечественной войне трое его выпускников – Т.П. Северов, М.И. Быковский, А.Г. Сухоруков – были удостоены звания Героев Советского Союза. В послевоенные годы техникум готовил специалистов не только для своей Родины, но и для зарубежных стран. С 1974 по 1997 год дипломы получили 339 человек из 43 стран мира. Сейчас бывшие выпускники техникума успешно работают на Кубе, в Афганистане, Монголии, Вьетнаме, Лаосе, Алжире, Конго, Бразилии, Ираке и в других странах, занимают высокие посты. В настоящее время в колледже и его филиале (п. Матвеев Курган Ростовской области) реализуются основные профессиональные образовательные программы по всем дорожным специальностям. Материально-техническая база накапливалась годами, и уже при А.Д. Будницком приросла новым корпусом в 9 этажей, актовым залом на 650 мест. Колледж успешно позиционирует себя, выдержав требования стандартов МС ИСО 9001:2000, а также процедуру внешнего аудита, о чем свидетельствуют сертификаты, выданные Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», являющейся членом Международной Сети Сертификации IQNeT. Для студентов в колледже созданы все условия для развития и реализации творческих способностей. За последние 5 лет 11% выпускников завершили обучение с отличием. Предметные кружки, призовые места в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Сборная спортивная команда колледжа на протяжении многих лет по праву считается одной из лучших среди региональных и отраслевых учреждений СПО. Благодаря заключенным договорам о сотрудничестве с вузами, выпускники колледжа продолжают профессиональное образование по родственным специальностям в Ростовском государственном экономическом университете, Донском государственном техническом университете, Военно-техническом университете Спецстроя России (в форме дистанционного обучения), Ростовском государственном строительном университете. При содействии Министерства транспорта Ростовской области колледж успешно выстраивает систему партнерских отношений с такими крупными дорожно-строительными предприятиями и организациями, как ФКУ «Северный Кавказ», ОАО «Ростовавтомост», Ростовская территориальная фирма «Мостоотряд-10» (филиал ОАО «Мостотрест») и др., которые, как уже говорилось, предоставляют свою базу для прохождения студентами производственных практик. Колледж является дипломантом ежегодных выставок «Наука. Карьера. Образование», «Дороги Дона»/Дортехстрой, «Автоформула». С 2005 года колледж является учредителем и членом Международного корпоративного технического университета (МКТУ), созданного в составе более 30 юридических лиц из Германии, Мексики, Великобритании, Украины, Китая, России и Турции, деятельность которого в 2008 году была положительно оценена Евросоюзом. В 2008–2009 гг. представители колледжа участвовали в реализации международного проекта TEMPUS JEP 27301-2006 «ALPBAU», созданного для апробирования методики разработки профессиональных стандартов подготовки и переподготовки рабочих кадров. – Александр Данилович, конечно же, успешность вашего учебного заведения, прежде всего, в преподавательском составе, ведь все, что наработано, имеет под собой фундаментальную базу, подготовленную несколькими поколениями Ваших предшественников… – Это бесспорно. В разные годы нашим учебным заведением руководили авторитетные в отрасли и преданные делу подготовки молодой смены дорожников специалисты – В.Ф. Минаев, Я.Ф. Попов, М.Г. Каплан, М.М. Ефремов, П.В. Сафронов, И.И. Косенко, А.В. Седун, А.И. Бураков, Е.Н. Минкин, Р.И. Борисенко и другие. Мы благодарны всем педагогам, которые самоотверженно трудились в этих стенах и передали свой бесценный опыт преемникам. И сегодня колледж гордится своим педагогическим коллективом. По результатам аттестации квалификационные категории присвоены 56 педагогическим работникам (87,5% педагогического состава). Нагрудными знаками и почетными грамотами «Почетный работник СПО РФ», «Почетный дорожник РФ», «Почетный работник транспорта РФ», «Лучший дорожник Дона», «Почетный работник среднего профессионального образования» и другими награждены более 14% работников колледжа, среди них А.В. Колесник, С.Н. Заболотный, Е.В. Гайдай, В.М. Балтушевич, Л.К. Фаткуллина, Т.П. Ярцева, Е.А. Муковоз, А.А. Красноплахта, Л.И. Епифановская, Л.А. Ковтунова, Г.П. Панкова, Г.П. Данилова, А.Я. Медведева, И.Н. Дашевская, Л.П. Деминская, Н.Н. Лапыгин, Т.Л. Скороходова, С.В. Ростопшина. – Ваши выпускники – ваша особая гордость, достойные ученики достойных педагогов… – Да, самая большая гордость автодорожного колледжа – выпускники, многие из которых, благодаря профессионализму, деловым и личностным качествам, стали руководителями высокого ранга. Среди них Д.Х. Вартанян, заместитель Губернатора РО, министр транспорта РО; В.Б. Зотов, профессор, доктор экономических наук, министр Правительства Москвы; В.М. Домницкий, генеральный директор «Ростовавтомост»; Ю.И. Харченко, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской республики; В.И. Болдырев, начальник Ростовского территориального управления Воронежского филиала государственной компании «Российские автомобильные дороги» и многие-многие другие. Выпускники не прерывают связей с колледжем, передают будущим специалистам свой профессиональный и жизненный опыт, что позволяет сохранять и приумножать лучшие традиции всех поколений и студентов. – Таким образом, Александр Данилович, все, что о Вас говорят – совершеннейшая правда: и «блат» у Вас кругом, и все дороги действительно ведут к Вам. У Вас в кабинете есть телефон горячей линии. Каждый учащийся может прийти поговорить с Вами по душам. У Вас работает общественный отдел кадров: в специальном журнале записаны все просьбы дорожников, и ваши ребята, вернувшись из армии, могут прочитать, кто где требуется по Ростовской области, Краснодарскому, Ставропольскому краю, какие условия, какая зарплата. Каждый месяц в вашем колледже День открытых дверей. Приезжают дети, родители. Поступившие к вам пока не знают, но скоро поймут, что вы для них щедро и великодушно открываете двери в большой мир. Спасибо Вам за это! |