Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№2 (27) февраль 2012] Ольга Шевченко: «Главное, чтобы СИСТЕМА работала»

Ольга Вячеславовна Шевченко, Почётный работник общего профессионального образования, Лучший управленец Дона-2009 — начальник управления образования города Таганрога. Пришла на эту должность совсем недавно: 17 марта 2010 года. До этого работала в гимназии имени Чехова — учителем иностранных языков, завучем по научно-методической работе, директором. Под её руководством гимназия имени Чехова, представлявшая не только Ростовскую область, но и весь Юг России, в 2008 году вошла в реестр «Лучшие школы России». Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института, преподаёт студентам идеи креативности в школе и актуальные задачи современной педагогики.

На вопрос, чем особенно гордится на данный момент, Ольга Вячеславовна отвечает: «Самое главное — это система, мощная образовательная сеть, объединяющая все ступени. В создании её участвовали и участвуют, в общем-то, все — гражданское и педагогическое сообщество города вместе с замечательным коллективом управления образования, с высокопрофессиональными специалистами которого легко и интересно работать».

Отсюда результаты последних лет: 18 образовательных учреждений и 28 учителей — победители в приоритетном национальном проекте «Образование», 36 — номинанты премии Губернатора. Из губернаторского фонда «Качество и результативность образовательного процесса» стимулирующую доплату получают 900 преподавателей из 1300. Чтобы нарисовать более или менее полную картину жизнедеятельности этой образовательной системы, заглянем в отчёт о проделанной в 2011 году работе, причём, ввиду её обширности, остановимся лишь на самых значимых событиях различного уровня — городского, областного, регионального, федерального.

На пленарном заседании традиционной августовской конференции 42 работника образования получили Почётные грамоты Министерства образования и науки РФ. 20 молодых специалистов, выпускников вузов, получили памятные подарки.

1615 педагогических работников обучают детей в образовательных учреждениях города, 97,6% из них имеют высшее образование, 56% — высшую квалификационную категорию.

В первый класс пришли 2505 детей, из которых 73% посещали МДОУ. В 900 классах на 01.01.2012 г. обучались 23163 (в 2010 г. — 22695) школьников.

8 февраля, в День российской науки, управление образования совместно с ТГПИ провело III городскую конференцию ассоциации ученических научных обществ. В рамках конференции работали 15 секций по гуманитарным и естественным наукам, было заслушано 111 докладов учащихся 5-11 классов из 27 школ.

21 января в Таганрогском ордена «Знак Почёта» театре им. Чехова состоялась торжественная церемония закрытия Года Учителя в Таганроге. По итогам Года Учителя были награждены: Благодарственным письмом мэра города Таганрога — 21 педагог; Почётными грамотами городской Думы с премией — 15; Почётными грамотами городской Думы — 17; Благодарственными письмами министерства образования РО — 52. Школьникам, участникам и победителям конкурсов и олимпиад различных уровней (7 человек), вручены дипломы министерства образования РФ и премии.

25-26 января 2011 года состоялись первые городские Рождественские чтения с участием педагогической и родительской общественности, руководителей и преподавателей высших учебных заведений, работников учреждений культуры Таганрога, учёных, духовенства. А в январе 2012 — к участию во вторых Рождественских чтениях были приглашены представители не только образования, но и здравоохранения и культуры.

В рамках реализации этого проекта было организовано анкетирование родителей учеников 4-х классов с целью изучения предпочтений в вопросах изучения «Основ мировых религиозных культур и светской этики» в 2012/13 учебном году. С учителями «Основ православной культуры», ответственными реализаторами проекта, проведён ряд семинарских занятий по теме: «Мастер-класс как одна из эффективных форм презентации педагогического опыта». Проведено заседание педагогической общественности, духовенства города Таганрога по актуальным вопросам введения в образовательный процесс «Основ православной культуры» (совместный проект управления образования, центра семьи и молодёжи, областной опытно-экспериментальной площадки МОБУ СОШ № 5, МОБУ СОШ № 27).

В здании центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова 25 марта состоялась церемония награждения победителей городского конкурса «Учитель года Таганрога-2011». Победители городского этапа конкурса «Учитель года Дона-2011» приняли участие в региональном этапе в городе Волгодонске. Учитель математики Кюрчева С.Г. вошла в десятку лучших педагогов области; учитель-логопед МДОУ ДС № 66 Богатырёва Е.С. — в пятёрку лучших дошкольных работников Ростовской области.

206 учащихся города по 20 общеобразовательным предметам приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Из них победителями стали 11, призёрами — 57 (в 2010 году — 26) человек.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 2306 учащихся, победили 379 школьников, что на 100 человек больше, чем в 2010 году.

Премиями Губернатора Ростовской области в сфере образования награждены десятиклассники Никита Мельников (МОБУ СОШ № 9) и Дмитрий Дураев (гимназия «Мариинская»).

26-29 сентября состоялся региональный фестиваль-конкурс «Учитель профильной школы», в котором приняли участие 22 учителя из 14 образовательных учреждений города Таганрога. Таганрожцы достойно представили город и заняли шесть первых мест («Малая фарфоровая Дрофа»), пять вторых мест и четыре третьих, а также стали абсолютными победителями в двух секциях («Большая фарфоровая Дрофа»).

Управлением образования проведены все плановые соревнования Спартакиады школьников. Команда МОБУ СОШ № 37 приняла участие в областном фестивале по мини-футболу и заняла II место. Команда этой же школы во Всероссийских «Президентских спортивных играх», проводимых в ФГОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок», среди команд из 78 регионов заняла II место по баскетболу.

Участвуя в полуфинальных и финальных этапах регионального математического фестиваля, городская сборная 6-8 классов вошла в десятку сильнейших (20 команд), а команда 9-11 классов заняла первое место (26 команд).

В международном конкурсе-игре «Кенгуру» приняли участие 5757 учащихся, из них 60 стали победителями и награждены дипломами и ценными подарками.

Дню Защитника Отечества была посвящена акция городского военно-патриотического клуба «Патриот» и детской общественной организации «Скиф» — «Протяни руку помощи». С собранными подарками, с концертной программой выезжали детские организации и творческие коллективы в военный госпиталь. Среди отрядов клуба «Патриот» проведён городской смотр строя и песни «Под знамя — становись!».

В год, объявленный Президентом РФ «Годом космонавтики», все школьники посещали музей космонавтики в МОБУ СОШ № 3 им. Ю.А. Гагарина, где была организована декоративно-прикладная выставка, посвящённая 50-летию полёта первого космонавта в космос.

В апреле-мае проведён городской конкурс творческих работ учащихся и педагогов по информатике и информационным технологиям, среди которых особо прозвучала номинация «К 50-й годовщине первого полёта человека в космос». Всего на конкурс было представлено 167 работ.

С целью повышения гражданской ответственности и активности старшеклассников состоялась серия игр городского клуба «Дебаты», занятия и правовые игры в клубе «Гражданин».

В мае особой строкой прошла эстафета «Знамя Победы».

Конец учебного года ознаменовался праздниками последнего звонка и выпускными вечерами. Шестидесяти двум выпускникам во Дворце Алфераки вручили золотые медали «За особые успехи в учении».

— Ольга Вячеславовна, невозможно перечислить всё, но даже то, что названо, доказывает, что Вы правы на сто процентов: система образования, без преувеличения — детище всего города — работает. Каковы основные акценты?

— Затрудняюсь сказать, на чём надо акцентировать основное внимание, потому что в деле воспитания и образования не вижу мелочей или чего-то второстепенного. Всё важно, всё актуально, всё требует пристального внимания. Ну, например, научно-исследовательское творчество наших детей. Оно начинается с первого класса, с самого малого, но ведь приучает ребят логически мыслить, докапываться до сути, смотреть, видеть, изучать. С мини-исследований, с выступлений на этих мини-конференциях, поверьте, начинается настоящее научное мышление. И уже не удивительно, что в средних и старших классах ребята могут проводить настоящие исследования, например, касающиеся Великой Отечественной войны, которой была опалена каждая семья. Они не только рассказали о своих бабушках и дедушках, об их жизни и подвигах в то грозное лихолетье, но и смогли осуществить работы по таким очень серьёзным темам, как концентрационные лагеря или Нюрнбергский процесс, Самбекские высоты, Бакинская дивизия, защитники родного города и Отечества. Мы гордимся тем, что растим настоящих патриотов и политиков, людей широкого кругозора.

Или возьмём широко дискутируемую на всех уровнях тему духовно-нравственного и религиозного воспитания. Для нашего, исторически многонационального, многоконфессионального города это очень важный вопрос, мы отнеслись к нему со всей серьёзностью и, прежде чем приступить к реализации, изучили со всех сторон. Мы выбрали учебник «Основы православной культуры» Андрея Кураева, поскольку он ближе к учебнику светской этики и создан на культурологической основе.

— В здоровом теле здоровый дух. Может быть, поговорим о здоровье?

— Актуальнейший вопрос. В 2008 году наш город выиграл грант федеральной программы «Горячее питание школьников». На 130 млн руб. консолидированного бюджета был произведён капитальный ремонт базовых столовых и буфетов-заготовочных. Затем их оснастили современнейшим оборудованием, и, согласно СанПину, мы с тех пор питаем ежедневно детей полноценными завтраками и обедами. Завтрак стоит 17 руб., обед — 25. Бесплатным питанием были охвачены сначала две тысячи детей, затем три тысячи, в 2011 г. — 4561, сегодня — 5202. Итак, изменился стандарт питания. В итоге — на 19% уменьшилось количество заболеваний органов дыхания и органов пищеварения у наших детей. Вот вам и здоровье.

— Хочется подчеркнуть роль городских властей в создании и поддержке системы образования...

— У нас очень мощная поддержка с этой стороны. Мы участвуем во всех федеральных, региональных, областных проектах. И каких бы это ни стоило затрат, город всегда идёт навстречу, потому что «Дети — наше будущее» для всех не просто пафосный лозунг, но объективная реальность. Поэтому, всё, начиная с ремонтов и капитальных ремонтов, компьютеризации школ, интернет-трафика, учебников, проектов по «Доступной среде» (для детей с ограниченными возможностями), практически всё, чего бы мы ни пожелали — реально и достижимо. Как, например, автобус, который нам решили купить по областной программе софинансирования для доставки детей в школы из дальних микрорайонов и который подарил нам Губернатор. В этом году мы хотим приобрести второй такой автобус (софинансирование заложено в бюджет города), более вместительный. Водители, сопровождающий, техническое состояние, топливо — все расходы взял на себя город. Дети, которые раньше пользовались бесплатными проездными билетами, теперь ездят на своём бесплатном автобусе. Но и проездные, по просьбе родителей, им тоже оставили, потому что многие ребята после занятий в школе посещают кружки, секции, музыкальные и спортивные школы. Кстати, с 1 февраля проезд подешевел в Таганроге для всех учащихся и студентов на 33% и вместо 8 руб.50 коп. стоит теперь 6 руб.

— Не могу не спросить о ЕГЭ, ведь именно Таганрог был экспериментальной площадкой для его апробации. Вы этот проект благополучно осуществили, и, во многом благодаря вам, вердикт однозначен: ЕГЭ — быть!

— Мы были не одиноки. Вместе с нами ещё шесть территорий Ростовской области участвовали в эксперименте с 2001 года. К 2009 году у нас уже была своя система, и ЕГЭ вошёл в штатный режим. Но мы не оставили практику репетиционных экзаменов, и так же, как и раньше, на уровне федерации, проводим их дважды в год. Входная контрольная по материалам ЕГЭ у нас в ноябре, на старте, чтобы одиннадцатиклассники знали, что их ожидает, а учителя подкорректировали программы. Итоговый контроль — в апреле, значит, есть время на то, чтобы наверстать упущенное, если кто-то где-то недоработал.

Мы единственные в Ростовской области, проводим кустовые родительские собрания по ЕГЭ. Потому что самое сложное не дети, как показала практика, а родители. Мы выводим их на площадки, где с их детьми будут работать чужие педагоги, рассказываем, как всё это будет проходить, и они видят, что никаких страшилок нет.

У нас в городе очень развито социальное партнёрство. Мы тесно контактируем с тремя нашими вузами, каждый из которых заинтересован в наборе абитуриентов. А у нас другая цель — получить как можно больше независимых оценок. Поэтому мы практикуем тестирование на базе вузов, которое даёт нам независимую оценку работы наших педагогов и наших детей. В прошлом году из 1131 выпускника аттестат не получил всего один выпускник вечерней школы. Уровень обученности наших детей — 100%, качество знаний — 86, это очень хороший показатель. Результаты по основным предметам — русскому языку и математике — выше общероссийских. В отчётах Министерства образования РО мы в первых строках таблицы. У нас каждый год есть стобалльники, в прошлом году их было 14. И нас всё время приезжают проверять. А дело всё в том, что, она работает — СИСТЕМА. И если она начинает работать с одарёнными детьми с первого класса, и если ребёнок с первого класса состоит в научном обществе, то к одиннадцатому классу его знает весь город. И когда такие становятся стобалльниками — ни для кого это никакое не открытие, потому что это участники и победители олимпиад и творческих конкурсов. На протяжении последних пяти лет 79% наших выпускников уезжают в Москву или Санкт-Петербург и спокойно поступают на бюджетные места в любые вузы со своими результатами ЕГЭ, которые на два-три порядка выше результатов многих других детей, местных и неместных. Подают эти результаты наши ребята сразу в несколько вузов и потом выбирают, где им учиться. Вот такой он, наш экспериментальный ЕГЭ. И вот уже третий год мы внедряем его в «девятку» — в 9-е классы. В этом году все наши школы выбрали эту форму итоговой аттестации. Так что эксперимент продолжается.

— У вас в городе большой прорыв по уменьшению очередей в детские дошкольные учреждения...

— Начиная с 2003 года, в Таганроге расширение сети дошкольных учреждений интенсивно идёт по нескольким направлениям. Это и строительство новых детских садов — в 2011 году построен новый детсад на 200 мест в микрорайоне «Русское поле», и в рамках программы «Детские сады — детям» определено ещё пять земельных участков под строительство новых дошкольных учреждений. Это и возврат в муниципальную собственность пятнадцати бывших детсадов, которые в лихие 90-е непонятным образом «ушли» куда-то на сторону, а теперь, после капитального ремонта, могут работать по своему прямому назначению. Это открытие дополнительных групп полного дня и кратковременного пребывания в функционирующих ДОУ. И это организация дошкольных ступеней на базе МОУ СОШ города. О том, что это такое, вы можете узнать, как говорится, из первых уст, посетив сегодня некоторые из наших дошкольных учреждений.

Большое спасибо за прекрасный подарок

Марина Александровна Лысенко, заведующий МБ ДОУ ДС № 2, руководитель высшей категории:

— Наш детский сад открылся 29 ноября 2011 года. И это было очень долгожданное событие не только для жителей густонаселённого микрорайона «Русское поле», но и для всего города Таганрога, потому что это первый детский сад, построенный за последние восемнадцать лет. Детсад наш построен по новому, самому современному проекту и рассчитан на двести ребятишек в возрасте от полутора до семи лет. Мы уже приняли их, и им очень хорошо живётся в этих уютных группах, которые состоят из игровых, спален, буфетных и приёмных. В нашем детском саду есть всё: просторный физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, состоящий из целого набора помещений согласно новым требованиям санитарных правил и норм, пищеблок, оснащённый современным оборудованием. И самое главное, что отличает нас от многих других детских садов — это чудесный бассейн. Его голубая чаша, раздевалки, душевые, тренерская, помещение для медицинского персонала, сухая площадка, где дети готовятся к занятиям непосредственно в самом бассейне — всё это замечательно. И плюс ко всему — зимний сад, который подарен нам на открытие Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым. Территория нашего детсада очень просторная, у нас одна спортивная и десять прогулочных площадок с современным антитравматичным покрытием. На прогулочных площадках — современные павильоны.

Детские сады — это очень значимая часть в развитии нашего города, и я считаю, что для родителей и детей это самый главный подарок. И, конечно же, это подарок для всего нашего коллектива, дружного, творческого, работоспособного. У нас все воспитатели и педагоги дополнительного образования с высшим образованием, все очень любят детей, и каждый день мы с открытым сердцем ждём наших воспитанников. Мы активно сотрудничаем с депутатом по нашему округу Валерием Викторовичем Селивановым, он часто бывает у нас и всегда откликается на наши просьбы.

Кажется, всё, о чём недавно мечтали — сбылось. Но всегда хочется большего. Будем развиваться и идти дальше. И всё у нас получится.

Учитель — это постоянное стремление вперёд

Галина Александровна Полякова, директор МОБУ СОШ № 35, депутат городской Думы (член комиссии по социальной защите, труду и правам граждан), член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

— Думаю, уместно вспомнить, что в 2010 году Президент Д.А. Медведев в своём Послании к Федеральному Собранию акцентировал особое внимание на вопросах материнства и детства, ценности образования и воспитания. Социально ориентированная политика администрации и Думы нашего города всегда придавала первостепенное значение этим вопросам. И в 2010 году было принято решение при общеобразовательных школах открыть дошкольные ступени. Школа № 34 и наша школа № 35 стали первопроходцами этого начинания. У нас сейчас заканчиваются ремонтные работы в том крыле, где будут открыты две группы для дошкольников, и я уже вижу глаза счастливых мам, которые смогут привести сюда своих малышей и выйти на работу.

Сложно ли было нам перестроиться, изучить новое для нас направление? Да, это нелегко, но возможно. Программы очень интересны, но главное в том, что эти дети придут потом к нам в первый класс, значит, уже сейчас можно многое предусмотреть именно в плане преемственности разных звеньев обучения.

Как директор, я очень довольна: месте с дошкольниками мы получили малый спортивный зал, музыкальные и художественные кабинеты, великолепный медицинский блок, оснащённый по всем требованиям нового времени, кабинеты логопеда и психолога, которые будут работать и со школой, и с дошкольной ступенью.

Ирина Витальевна Жукова, учитель высшей категории, прекрасный педагог, теперь мой заместитель по дошкольному воспитанию и, соответственно, заведующий дошкольной ступенью. У нас давно действует школа раннего развития, то есть мы занимаемся подготовкой детей к первому классу по определённым лицензированным программам. Опыт работы с дошкольными учреждениями неплохой, ведь мы всегда сотрудничали и сотрудничаем с близлежащими детсадами — №№ 95, 99, 100, 101. Осталось этот опыт развить и закрепить, с чем, я думаю, Ирина Витальевна с коллегами, и все мы, успешно справимся.

Как депутат, хочу подчеркнуть, что создание дошкольных ступеней, как и многое другое в городе — отремонтированные дороги, образовательные и медицинские учреждения, их великолепное оснащение, благоустроенные дворы, ритмичная работа транспорта и т.д. и т. п. было бы невозможно в городе, если бы не чёткая позиция администрации и Думы города Таганрога. Только грамотное руководство и совместные усилия дают такие убедительные результаты. У нас 70% городского бюджета направлено на социальную политику, и забота о детях — на первом месте.

Лично я очень благодарна родному городу. Здесь я родилась, росла, училась (пединститут, диплом с отличием), работала — и в образовании, и — немного — в другой сфере. Ненадолго покидала родной Таганрог и вернулась. Сын пошёл в первый класс, и я вместе с ним снова пошла в школу. Методическая работа, работа в управлении образования. С 2007 года — директор школы № 35. Наша школа — экспериментальная площадка по различным направлениям. И моя, конечно же, любимая рабочая площадка. Теперь я точно это знаю. И путь учителя — это постоянное стремление вперед, и если мы не будем успевать за временем, наши дети, наши ученики моментально это отставание заметят. Так что мы должны всегда соответствовать.

А теперь у нас свой детский сад

Инесса Вячеславовна Чумак, директор МОБУ СОШ № 34, Почётный работник общего образования:

— Год назад было принято решение открыть дошкольную ступень в нашей школе. Наше учреждение — школа традиционного типа, поэтому для нас это было в новинку и вызывало поначалу много вопросов, даже откровенного непонимания и недоумения. Но потом, когда вникли в суть проблемы, ознакомились с планом, представили перспективу, мы действительно осознали и поняли, что у нас есть возможности претворить это в жизнь. И школа не только ничего не потеряла — школа приобрела. В принципе, вместо двух учебных кабинетов нам оснастили один новый, а в освобождённом пространстве появилась территория для тридцати маленьких детей. Эти дети появились у нас с 20 января, но мы уже успели их полюбить. А как были довольны их мамочки, которые приходили сюда для ознакомления и не хотели уходить! У них был единственный вопрос: не будут ли детям мешать школьные звонки? Оказалось, ничто ничему не мешает, и детки приходят на полный двенадцатичасовой день, получают отличное четырёхразовое питание, занимаются, играют и чувствуют себя прекрасно. У них отдельная закрытая зона отдыха, игровая и спортивная площадки. Холода помешали полностью оборудовать их, но как только потеплеет, мы всё сделаем как надо.

Таким образом, город получил дополнительно тридцать полноценных дошкольных мест. А у нас увеличился общий контингент школы. Прибавились рабочие места, следовательно, пополнился коллектив. И, кроме всего прочего, мы получили новые возможности развития, потому что дошкольное образование — это новая ступень. Теперь в любой школе три ступени образования, а у нас четыре — дошкольное, начальное, общее и полное среднее. И у нас есть замечательная возможность воплотить преемственность дошкольного и школьного образования не на словах, а на деле, потому что мы надеемся, что эти малыши в будущем станут нашими учениками.

Заведует дошкольной ступенью Ирина Анатольевна Чумак, и мне очень повезло, потому что она квалифицированный специалист дошкольного образования с 22-летним педагогическим стажем, была в резерве руководящих кадров и сейчас получает второе высшее образование — по менеджменту в педагогике.

В этой школе я работаю директором ровно три года. Вообще-то взрастила меня другая школа — № 33, в которой я проработала 24 года — учителем истории, заместителем директора. Большой хороший опыт. В школе № 34 очень стабильный работоспособный коллектив, давние устоявшиеся традиции. Здесь разнообразный контингент учащихся, большинство из которых проживает не в очень комфортных условиях микрорайона малосемеек, общежитий, гостинок. У 80% ребят не самые благополучные семьи. Но школа есть школа — она для всех, и каждый ребёнок — личность, и к каждому нужен индивидуальный подход. У нас очень хороший, сильный завуч по воспитательной работе, прекрасно понимающий все поставленные задачи. Мы широко используем партнёрство со всевозможными организациями, сотрудничаем со спортивными школами, с центром внешкольной работы, с Домом детского творчества, бассейном «Садко», со спорткомплексом «Олимп». И, между прочим, с детскими садами тоже: договоры сотрудничества заключены с четырьмя близлежащими. Может быть, и это тоже способствовало открытию у нас дошкольной ступени. А началось всё с того, что в школе уже лет двадцать как налажена связь с ГАИ-ГИБДД, и отряд ЮИД был организован здесь одним из первых в городе. И всегда это было не просто участие в конкурсах, а сотрудничество младших школьников с детскими садами. Наши ребята ставят спектакли на тему правил дорожного движения, проводят встречи, занимаются с малышами на нашей площадке ГАИ. А теперь у нас, помимо других, есть и свой детский сад.





09.12.2019
Андрей Турчак: Проектный офис обеспечит работу по формированию народной программы «Единой России»
Проектный офис «Единой России» будет обеспечивать работу по формированию народной предвыборной программы партии. Соавторами этой программы наравне со специалистами, экспертами, должен стать каждый житель Российской Федерации. Об этом заявил секретарь Генерального совета партии Андрей Турчак на заседании президиума Генерального совета по итогам XIX Съезда.
09.12.2019
Дмитрий Медведев дал ряд поручений по итогам приема граждан
Председатель «Единой России», глава Правительства Дмитрий Медведев провел в центральной общественной приемной партии прием граждан. Заявители подняли вопросы обеспечения инклюзивного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, выделения жилья детям-сиротам, возможного изменения правил дорожного движения и озвучили частные проблемы.
09.12.2019
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год увеличивается на 7 процентов
На заседании комитета донского парламента по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты одобрили законопроект о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный ко второму чтению.
09.12.2019
федерального закона о виноградарстве Донские депутаты считают необходимым внести изменения в проект федерального закона о виноградарстве
Предложения к проекту федерального закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который принят Госдумой Федерального Собрания РФ во втором чтении, рассмотрели депутаты донского парламента.
09.12.2019
Законотворчество, нацпроекты, помощь людям: партийная фракция в Законодательном Собрании представила план работы
План работы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в донском парламенте на первое полугодие 2020 года согласовали сегодня на заседании президиума регионального отделения партии 5 декабря. В нем изложены направления законодательной деятельности, предусмотрено участие в реализации национальных проектов, работа с обращениями граждан.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс