Поощрять лучших и подтягивать отстающихГуськов Игорь Александрович, министр общего и профессионального образования Ростовской области. Родился 15 августа 1962 года в с. Большая Орловка Мартыновского района Ростовской области. В 1988 году окончил химический факультет РГУ и был направлен работать учителем химии в одну из прекрасно оборудованных в то время школ-новостроек города Волгодонска. Вскоре стал заместителем директора школы, а потом инспектором, заведующим методическим кабинетом городского управления образования. Затем трудился завучем, был создателем и директором одного из первых в Ростовской области негосударственного учреждения образования — комплекс детский сад-школа «Шанс», которое успешно работает и сегодня и дает качественные знания детям. В 1996 году был избран депутатом городской Думы г.Волгодонска и, впоследствии, работал заместителем мэра по социальным вопросам. Затем четыре с половиной года трудился заместителем министра культуры Ростовской области и с 2006 года возглавляет министерство общего и профессионального образования Ростовской области. Заочно окончил СКАГС и юридический факультет РГУ. Принятие нового Федерального закона «Об образовании» вызвало немало кривотолков в обществе. Чтобы рассеять все существующие сомнения и разобраться в его положительных и отрицательных сторонах наш корреспондент побеседовал с министром общего и профессионального образования Ростовской области Игорем Гуськовым: — Игорь Александрович, как идет реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ростовской области? — Нацпроект и выделение финансовых средств на конкурсной основе дали возможность образовательной системе России, в общем, и Ростовской области, в частности, поддерживать тех, кто хорошо работает. Основной принцип при этом: деньги в обмен на обязательства. Мы даем деньги субъекту: образовательному учреждению, учителю, но взамен должны получить более высокое качество образования, новые методические разработки, учебно-методические пособия, и т.д. Если выделяется оборудование школе, то она должна давать более высокое качество знаний учащимся и т.д. Благодаря соблюдению принципа выделения финансовых средств на конкурсной основе и финансирования лучших, нацпроект стал своеобразным локомотивом, который вычленил лучшие школы, лучших учителей России и области, помог создать конкурентную среду и, таким образом, всколыхнуть всю систему образования, потому что побеждали некоторые, а стремились к этому — многие. Это дало возможность улучшать качество образования, готовить новые учебно-методические пособия и т.д. В этом плане свою функцию нацпроект выполнил и продолжает выполнять. Очень правильно, что в нем на первом этапе были выделены самые главные приоритетные направления, потому что если финансировать всех, и по сметному принципу, то это было бы простое вливание дополнительных средств в систему образования, которое не позволило бы изменить принципы ее развития. Изначально в нацпроекте было несколько направлений, а потом поэтапно появлялись дополнительные, а какие-то уходили. Из двенадцати направлений, которые реализовывались в Ростовской области, на сегодня пять уже прекращены, в связи с тем, что те цели и задачи, для реализации которых они были сформированы, достигнуты, а по семи продолжается финансирование. Пятый год идет реализация нацпроекта в Ростовской области, и за это время более девяти с половиной миллиардов рублей дополнительно направлено на развитие системы образования области. Это — огромные средства. Софинансирование этой суммы из областного бюджета составило 1 млрд. 100 млн. рублей, и почти 200 млн. рублей — это дополнительные средства работодателей, которые привлекли образовательные учреждения, в основном НПО и СПО, реализующие инновационные образовательные программы. Ростовская область достаточно успешно реализует нацпроект «Образование», и мы входим по одним его направлениям в пятерку, по другим — в десятку лучших регионов. Есть направления, которые не требуют усилий. Например, дополнительная оплата классным руководителям. Их посчитали, и нужная сумма выплачивается. Уже более 1,7 млрд. рублей поступило из федерального бюджета на эти цели, и учителя получают дополнительно по тысяче рублей за классное руководство. И столько же из регионального бюджета. И на этот год выделено почти 300 млн. рублей. А теперь рассмотрим те направления, где выделялись деньги, за которые нужно было побороться, поучаствовать в конкурсе. И нам это успешно удавалось. Во-первых, мы входим в первую пятерку среди субъектов Федерации по направлению поддержки талантливой молодежи. Это очень важное направление. 525 человек за время реализации нацпроекта получили по 60 и 30 тысяч рублей на свои лицевые счета. Это — школьники, студенты. 134 человека из них получили по 60 тысяч рублей и 391 — по 30 тысяч рублей. В этом количестве талантливых молодых людей у нас есть показатель, по которому три года подряд мы — первые в России. 129 человек из 525 — это дети, которые стали победителями и призерами Всероссийских и Международных олимпиад и соревнований по техническому творчеству. По этому поводу в феврале я был приглашен на коллегию Минобрнауки РФ, где рассказывал об опыте Ростовской области и о том, какие причины и обстоятельства способствовали тому, что мы три года подряд по этому перспективному направлению — первые, обойдя такие ведущие образовательные центры как Москва и Санкт-Петербург. У второго субъекта после Ростовской области в два раза меньше таких детей-победителей. Еще одно направление, по которому у нас очень хорошие результаты — это поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования. За это время 7 наших учреждений отличились и, в основном, каждый год мы имеем по два учреждения-победителя. В целом по России только у половины субъектов есть победители по данному направлению и у двух третей из 40 субъектов — всего по одному победителю. Мы входим в группу, имеющую ежегодно по два и более победителя. Благодаря этому, мы очень быстрыми темпами дооснастили свои ресурсные центры учреждений НПО и СПО. Каждое из этих учреждений получило по 60 млн. рублей из федерального и областного бюджетов на развитие своей материально-технической базы. Очень хорошим примером в этом плане является ГОУ НПО Профессиональный сельскохозяйственный лицей № 89 в Октябрьском (сельском) районе. Здесь есть самая современная сельскохозяйственная техника, в том числе иностранного производства, и весь цикл сельхозработ они могут осуществлять на этом оборудовании. Или ГОУ НПО ПУ № 8, который готовит специалистов для объединения «Роствертол». По согласованию с генеральным директором объединения мы установили свое учебное оборудование, приобретенное в рамках нацпроекта, непосредственно на территории завода. И вот эта связка: базовое предприятие — образовательное учреждение, как в прежние годы работает эффективно. Мы вдохнули в них новую жизнь и обозначили перспективы. Практически завершена реализация нацпроекта по ГОУ НПО Профессиональному лицею № 3 Ростовской области, базовым предприятием которого является «Ростсельмаш». И они очень довольны качеством образования специалистов, выпускаемых лицеем. — Принцип: финансирование лучших, сам по себе хорош, но не получится ли так, что сильные образовательные учреждения вырвутся так далеко вперед, что слабые уже никогда их не догонят? Это ведь может негативно сказаться на общем уровне качества подготовки выпускников.
— По учреждениям профессионального образования и общеобразовательным школам работают разные механизмы и стратегии. По НПО ситуация следующая: у нас в области более 80 учреждений начального профессионального образования. Все они объединены по группам специальностей. Есть больше десятка учреждений сельскохозяйственного профиля, ряд учреждений строительного профиля, а также металлообработка, сфера обслуживания и т.д. Мы выделили в каждой из этих групп одного — двух лидеров, приняли областную программу — Комплексный план мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на А для тех, кто отстает, работает уже другой механизм. Сегодня демография заставляет нас объединять, укрупнять, т.е. оптимизировать сеть учреждений, потому что учреждения НПО были рассчитаны на обучение более 65 тысяч учащихся. А сейчас их менее 30 тысяч. То есть, количество учащихся уменьшилось в два раза. По идее, мы должны были и количество мест в НПО пропорционально уменьшить, но мы этого не делаем, потому что смотрим, какая демография будет через 10 лет. Чтобы не получилось так, как с детскими садами. Поэтому оставляем какой-то запас и процентов тридцать мест резервируем. А остальные места оптимизируем. Где-то объединяем сильное училище и слабое в одно с использованием материально-технической базы и кадрового потенциала. А где-то, бесперспективные учреждения мы закрываем. И это подхлестывает отстающих. У нас есть рейтинг, который ежегодно подводится. И здесь зависит не только от материальной базы, но и от кадрового состава и профессионализма руководителя. И тот, кто аутсайдер, первый кандидат на то, что данное учреждение будет либо закрыто, либо объединено с более сильным. И, таким образом, мы выравниваем уровень учреждений НПО, отсекая слабых. Что касается общеобразовательных школ. Принцип поддержки сильных здесь существует. В рамках приоритетного нацпроекта школы участвовали в конкурсе и сильные получили дополнительно по одному миллиону рублей на развитие своей материально-технической базы и профессиональную переподготовку учителей. У нас 267 таких школ, которые получили по 1 млн. рублей. Фактически, это каждая четвертая школа в Ростовской области. И мы их поддерживали за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов. Это — лидеры. Есть средние по показателям школы, и есть просто слабенькие. Там, где эти школы городские, мы перешли на принцип финансирования не по смете, а на нормативно-подушевое финансирование. Следующим этапом является перевод на государственное задание. Т.е. учредитель финансирует учреждение за выполнение государственного задания. Эта наша позиция соответствует новому Федеральному закону «Об образовании», который предусматривает разделение школ на автономные, бюджетные и казенные учреждения. Для городских школ это актуально, потому что деньги по нормативно-подушевому финансированию пошли вслед за учащимся. Если он переходит в другую школу, то и финансирование его учебы переносится туда. Это обеспечивает формирование конкурентной среды. Т.е. есть лучшие образовательные учреждения и туда уходят дети, а следом за ними идет и финансирование и, следовательно, эти школы будут получать больше финансовых средств из бюджета. И это является определенным стимулом для тех, кто хорошо работает, и для тех, кто сегодня чуть отстает от них, чтобы работать лучше, и не потерять контингент своих детей и, связанное с ними, дополнительное финансирование. В сельской местности существуют так называемые малокомплектные школы. Их мы должны были защитить, и защитили. В прошлом году по инициативе министерства Законодательным Собранием Ростовской области в отношении малокомплектных школ, а их 320 из 1146 школ Ростовской области, был принят Областной закон, который для таких школ ввел принцип не нормативно-подушевого финансирования, а норматива на класс-комплект. Независимо от количества учащихся в классе малокомплектные школы финансируются в полном объеме. Для села норматив — 14 учащихся, но даже если в классе 10 учеников и меньше, все равно средства выделяются на 14 человек. Таким образом, малокомплектные школы защищены и финансово, и в плане нормативно-правовой базы. Причем, на поддержку этих школ, несмотря на бюджетный кризис, в середине прошлого финансового года, когда был принят Областной закон, были выделены 480 миллионов рублей. Законодатели пошли на то, чтобы поддержать систему образования, и я очень благодарен Законодательному Собранию Ростовской области и всем его депутатам за это мудрое решение. — Как вы оцениваете принципы нового Федерального закона «Об образовании» с точки зрения министра образования Ростовской области и простого гражданина, и каковы его плюсы и минусы? — Первое: принятие нового закона ничего не изменило. До него дополнительные услуги в школе родители также оплачивали из своего кармана. Второе: система общеобразовательных школ остается бесплатной, и это гарантировано Конституцией Российской Федерации. И этот закон ничего в этом плане не меняет, т.е. государственный стандарт, а это — определенное количество часов по определенным предметам, как был, так и останется бесплатным. Что же касается дополнительных услуг, то как до принятия данного закона, так и после, они будут платными. Причем, этот принцип платности, является добровольным. Плата за дополнительные услуги является добровольным желанием родителей, если они хотят получать такую услугу для своих детей. Насильно принуждать или неволить их никто не будет, а госстандарт останется бесплатным. Поговорим о плюсах этого закона. Во-первых, он дифференцирует образовательные учреждения по трем типам: автономные, бюджетные и казенные. Начну с третьего — это казенные учреждения. Они будут финансироваться, как и раньше, на основе сметного финансирования, т.е. независимо от того, как работает это учреждение, все затраты, которые оно несет, будут финансироваться на 100 процентов из бюджета. К этой категории, а это, по закону, право учредителя, мы однозначно отнесем детские дома, и интернатные учреждения, чтобы их максимально защитить. Независимо ни от чего они будут полностью финансироваться из бюджета. При этом их счета остаются в казначействе, что является дополнительным контролем, и они будут иметь существенные ограничения, связанные с тем, что если какие-либо внебюджетные средства они будут каким-то образом получать, то те будут перечисляться в соответствующие бюджеты, а не напрямую попадать данному образовательному учреждению. То, что касается новых бюджетных учреждений, то здесь уже финансирование будет осуществляться по государственному заданию. Выполняешь государственное задание — получаешь деньги на каждого учащегося или воспитанника. Меньше учащихся — меньше финансовых средств. Бюджетные счета тоже будут открыты в казначействе, и существенного изменения положения новых бюджетных учреждений по отношению к тому, в каком они находятся сегодня, практически не будет. Что же касается автономных учреждений, то в Ростовской области их уже около полутора десятков. Мы их начали создавать с 2008 года, и они успешно функционируют. Это — те лидеры образования, которые имеют возможность зарабатывать внебюджетные средства. Это — либо учреждения, которые зарабатывают на дополнительных платных образовательных услугах, либо сдают в аренду те площади, которые они не используют. До введения нового закона, финансовые средства от арендной платы уходили в соответствующие бюджеты, и не доставались образовательным учреждениям. С введением этого закона, все средства, которые заработали автономные учреждения, будут дополнительно поступать на счета именно этих учреждений. Они получают дополнительный источник финансирования и это — здорово, это — очень хорошо! Таким образом, новый закон для автономных учреждений дает более широкие возможности, но и налагает определенную дополнительную ответственность на их руководителей, потому что их счета могут открываться в коммерческих банках. Руководитель этого учреждения работает не по смете, а в рамках выделенных средств по госзаданию и может распределять самостоятельно, не согласовывая с учредителем, перевод денег со статьи на статью. Это — его право. Ему предоставляется очень большая свобода действий, но и налагается серьезная ответственность, потому, что он будет отвечать не только финансовыми средствами вверенного ему учреждения, но и его имуществом. Мы выводим из этого списка только особо ценное имущество: движимое и недвижимое, ограничивая суммой. Что это такое в данном случае? Это — изменение правового положения бюджетных учреждений, которые способны функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования в негосударственные. Это мы уже проходили в 1991году. Если бы Бюджетный кодекс не изменил положения закона об образовании 1991 года, то мы бы уже сегодня имели более качественную и эффективно функционирующую систему образования. То есть, через 19 лет все вернулось «на круги своя». Теперь изменится механизм финансового обеспечения образовательных учреждений с расширением объемов их прав, и переводом их финансирования со сметного на субсидии в рамках выполнения госзадания. Кроме того, бюджетные учреждения получают право заниматься деятельностью, приносящей доход, с поступлением этого дохода в распоряжение учреждения. С моей точки зрения этот закон перспективен и очень жаль, что он не был принят раньше. Он не несет никакой опасности системе образования, нужно только внимательно смотреть за подзаконными актами, чтобы, как это часто у нас бывает, потом не были приняты некие из них, которые, опираясь на нормы этого закона, каким-то образом урезали права образовательных учреждений. Новый закон вступает в силу с 1 января 2011 года, и им определен переходный период с 2011 до 2012 года. Администрация области будет определять, когда этот переходный период закончится, в середине, конце года, или уже с 1 января 2011 года мы в полном объеме реализуем этот закон без подготовительного периода. У нас еще есть время подготовиться: половина этого года и, в случае мягкого варианта, весь 2011 год. Можно очень взвешенно и очень разумно реализовывать этот закон в субъекте Федерации. — У нас на федеральном уровне, в рамках нацпроектов, простимулированы рождаемость и образование, и в непрерывной цепочке выявилось слабое звено — дошкольное образование. Не кажется ли это вам нелогичным и нарушающим целостную систему образования?
— Вы совершенно правы, и такие предложения мы уже внесли в Министерство образования и науки РФ. Считаю, что на этом этапе было бы целесообразно включение одним из дополнительных направлений нацпроекта увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. Чтобы понять весь механизм, необходимо рассмотреть причины. Дошкольное образование, в соответствии с ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления» относится к полномочиям муниципалитетов. И именно они в Сейчас мы работаем над областной нормативной базой, которая позволит нам распространить государственное задание на воспитание детей-дошкольников на негосударственные и ведомственные образовательные учреждения. Для крупных городов и, особенно, для Ростова, это будет очень существенный рычаг для увеличения количества мест, ибо сейчас предприятия, имеющие ведомственный детский сад, который не передан в муниципалитет, довольствуются тем, что он работает на половину своей мощности и только для детей сотрудников предприятия, потому что оно направляет часть своей прибыли на его содержание и не желает, чтобы туда приходили дети со стороны, на которых также нужно выделять свои средства. Поскольку родители оплачивают только около 20 процентов средств на содержание ребенка, а остальные — это средства учредителя. Если будет принят такой Областной закон, который распространит муниципальное финансирование на содержание мест в ведомственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, то это позволит быстрее решить эту проблему. Это одновременно станет стимулом для развития негосударственных детских садов. |