«В российском образовании есть сильные стороны!»Единый государственный экзамен по-прежнему вызывает много споров. И родители, и учителя, и ученые давно разделились на два лагеря: одни не устают говорить о преимуществах новой формы сдачи выпускного экзамена, другие — категорически против. Но видно пришло время принять Единый государственный экзамен как данность, тщательно готовиться к его сдаче и стараться находить в нем больше преимуществ, чем акцентировать внимание на недостатках. Постепенно недостатки будут устраняться, не все сразу удается довести до высокого уровня не только в ЕГЭ. — Надо понять, что шагов назад не будет — Единый государственный экзамен — это навсегда, — высказала свое мнение корреспонденту «Парламентского вестника Дона» директор ГБУ РО «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования» Н.Ф. Ефремова. — Меняется мир вокруг нас, становятся другими реалии жизни — нельзя сбрасывать со счетов тот уровень интеграции, который мы наблюдаем сегодня. Образовательные процессы не могут находиться в стороне от объективных перемен, пример тому — Болонский процесс. Задача сегодняшнего дня — унификация подходов как к результатам образования, так и их оцениванию. В документах Болонского первоначально предпринимались попытки унифицировать программы обучения, но постепенно пришло осознание того, что национальные особенности образовательных систем важно и нужно сохранять. Поэтому акцент сделан на оценку конечного результата, позволяющего обеспечивать сопоставимость документов об образовании и взаимопонимание на международном уровне. В результате возникла необходимость создания инновационной контрольно-измерительной системы, главная цель которой — добиться того, чтобы оценочный процесс стал независимым, объективным, а его результаты — открытыми и доступными. Для этого и создается общероссийская система оценки качества образования — ОСОКО. — Надежда Федоровна, расскажите о ней, пожалуйста, подробнее, ведь это, наверное, затрагивает интересы многих. — Совершенно верно, национальная оценочная система в России создается с начала этого столетия. Ее ядро уже сформировано: это государственная итоговая аттестация выпускников девятых классов (новая форма), Единый государственный экзамен, федеральные структуры по оценке знаний студентов, внутривузовские системы оценки качества образования, системы аттестации и аккредитации образовательных учреждений и кадров, участие России в международных обследованиях качества образования и др. Давайте, к примеру, остановимся на государственной аттестации выпускников девятого класса. Процедура эта независимая, так как проводится внешними по отношению к школе структурами. Она дает если не стопроцентно объективную, то, во всяком случае, объективизированную оценку знаний. И выпускник, который пишет такую работу, понимает, что уровень его знаний будет оцениваться не конкретным человеком, а автоматизированно и независимо от учителя, то есть, субъективизм будет исключен. Не нужно забывать и о том, что в процессе подготовки к аттестации ребята могут проходить пробное тестирование, которое дает им возможность проверить себя по аналогичным материалам заранее, проанализировать ошибки и подкорректировать свои знания. С другой стороны, ГИА позволяет и учителю оценить результаты собственной работы, определить, насколько хорошо он подготовил учеников. Если большая часть выпускников класса набрала минимальное количество баллов, то надо проанализировать причины такого результата. Другими словами, в современных условиях можно говорить о возможности формирования статистических норм качества образования и сравнения с ними полученных результатов. Раскладывать можно по полочкам и другие составляющие общероссийской системы оценки качества образования. Но основная ее цель единая для всех составляющих — обеспечить доступность информации заинтересованным лицам, получать объектную оценку качества обучения по анализу конечных результатов. — В России уже несколько лет идет реформа школьного образования. Вы могли бы определить сильные и слабые стороны процесса обучения? — Могу высказать исключительно свое мнение на этот счет. Сильная сторона российского образования — фундаментальность, а слабая — недостаточная практико-ориентированная составляющая. Сейчас в профессиональной жизни большое внимание уделяется не только самим знаниям по сути, то есть оценкам в аттестате, а и умению их эффективно применять и мыслить неординарно, творчески. К сожалению, в последнее время в вузы все больше приходит первокурсников, которые не получили необходимые навыки и умения учиться. Поэтому в вузах, как правило, первые полгода мы стараемся восполнить эти проблемы образования. Учим первокурсников, порой, казалось бы, самым элементарным вещам: конспектировать учебный материал, готовиться к практическим работам, находить нужную информацию, работать самостоятельно и системно. Особенно важно сегодня, помимо хороших знаний, у будущих специалистов сформировать так называемые компетенции. Что я подразумеваю под этим понятием? Умение ставить перед собой цель, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, умение получать и обрабатывать информацию, хранить ее и использовать в различных целях, умение решать проблемы, анализировать ситуацию, искать пути решения, наконец, делать выбор. Жизнь показывает, что далеко не все отличники становятся успешными людьми. И, наоборот, со средним уровнем предметной подготовки зачастую становятся успешными. Причина в том, что в покорении профессиональных вершин нужны не только те самые фундаментальные знания, но ярко выраженные личностные качества — умение донести до коллектива свои мысли, организовать вокруг себя единомышленников, руководить людьми. — Специалисты вашего центра провели огромную работу, выпустив два сборника по итогам ГИА (новая форма) и ЕГЭ 2011 года. Что это дает системе образования? — Действительно, анализ итогов Единого государственного экзамена и ГИА-9 в масштабах области — дело не из легких. Мы ежегодно систематизируем все важные статистические данные о результатах аттестации в регионе в двух сборниках. Они выпускаются тиражом по тысяче триста экземпляров и предназначены скорее для специалистов: представителей органов управления образования разного уровня, методических служб, педагогов, работников вузов и ссузов. Но если родители заинтересуются этой информацией, то для них она тоже открыта на нашем сайте. Вместе с тем, хочу отметить, что полученные результаты надо интерпретировать осторожно. Объективную оценку того, насколько хорошо учат детей в той или иной школе, можно получить только в том случае, если делать сравнительный анализ, и не за год-два, а не меньше, чем за пять лет. Мировая практика отдает предпочтение именно динамическим оценкам. Хорошим показателем считается, если есть положительная динамика, если отмечается, пусть и небольшой, но прирост. — Надежда Федоровна, то, что ЕГЭ не исчезнет из жизни школьников, понятно. А останется ли он неизменным по форме в этом учебном году? — Есть хорошая новость для учеников. Теперь они будут знать пороговый балл для сдачи того или иного предмета до экзамена. То есть выпускник может объективно оценить свои силы, просчитать шансы на успех. На сегодняшний день уже известны пороговые баллы по двум обязательным предметам ЕГЭ — русскому языку и математике. По поводу остальных изменений ничего конкретного пока сказать не могу. Но в любом случае, они не будут носить кардинального характера. Например, относительно русского языка рассматривается возможность оценки предметных компетенций, не исключено, что изменится соотношение заданий с кратким ответом и развернутым. В заданиях ЕГЭ по математике предполагается отобразить все основные разделы курса: арифметики, алгебры, геометрии, теории вероятности и статистики, то есть расширится спектр выполняемых заданий. Тем, кто будет сдавать физику, надо быть готовым к тому, что увеличится доля заданий, предполагающих обработку и предоставление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм) и качественных вопросов по физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов. — Спасибо за разъяснения. Надежда Федоровна, до Единого государственного экзамена еще далеко. А вот профессиональный праздник педагогов — День учителя — не за горами. Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам? — Здоровья, терпения, благополучия и успехов всем в нелегком, но таком важном и нужном труде воспитания и обучения подрастающего поколения! |