[№10 (47) октябрь 2013] «Мостотряд-10»: Мост из прошлого в будущее30.10.2013
РТФ «Мостотряд-10», входящая в открытое акционерное общество «МОСТОТРЕСТ» (г. Москва) – одно из знаковых предприятий не только Ростова и области, но и всего Юга России. В традициях предприятия – возведение не просто фундаментальных объектов, но и создание архитектурного облика столицы Донского края, Ростовской области, а также олимпийского Сочи. Среди творений ростовских мостостроителей – все городские мосты через реку Дон (в том числе мостовой переход через Дон в створе ул. Сиверса), виадуки через Кизитериновскую балку и подземные переходы в Ростове-на-Дону, мост через ущелье реки Арпа в г. Джемрук, совмещенный мост через долину реки Раздан в Армении, мосты-эстакады в г. Хоста и через долину реки Мацеста на обходе г. Сочи, эстакада в пос. Кудепста, железнодорожный мост через реку Мзымта, транспортные объекты олимпийского Сочи – подъездная эстакада к аэропорту г. Адлера, разноуровневая транспортная развязка «Адлерское кольцо» и эстакада в створе ул. Земляничная в г. Сочи, которые возведены совместно со специалистами других филиалов группы «МОСТОТРЕСТ». История: на фронтах боевых и трудовыхВ начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, было создано специальное инженерное формирование для восстановления железнодорожных мостов во фронтовой полосе Кавказского фронта. Оно получило название «Военно-восстановительный поезд №407», это был предшественник «Мостотряда-10». Вместе с советскими войсками под ударами гитлеровских войск поезд сначала отступил на восток, до самого Каспийского моря, а затем прошел героический путь по Кубани, Дону, Украине, Европе, завершив его в Германии. Действуя на головных участках фронтов, военно-восстановительный поезд №407 восстановил десятки мостов на реках Кубань, Дон, Днепр, Днестр, Буг, Висла, Одер, Шпрее. Завершив свой боевой путь под Берлином, Мостопоезд №407 возвратился к месту своего формирования – в город Ростов-на-Дону – и с тех пор ни разу не менял место своей дислокации. После войны военно-восстановительный поезд был преобразован в гражданское предприятие «Мостотряд-10», вошедшее в структуру «МОСТОТРЕСТА». Подразделению были поставлены задачи не менее ответственные, чем на фронтах войны: предстояло капитально восстанавливать мосты на всех направлениях Северо-Кавказской железной дороги, причем в сжатые сроки и с высоким качеством. Одним из уникальных объектов тех лет стал самый крупный для своего времени разводной железнодорожный мост через Дон на линии Ростов-Главный – Батайск. Коллектив высококвалифицированных специалистов работал с полной самоотдачей на трассах Дона и Кубани. В 1963 году были возведены мосты, построенные на Ростовском железнодорожном узле – через Нахичеванскую протоку и Старый Дон на линии «Кизитеринка-Батайск», мост через Дон в створе Ворошиловского проспекта. Здесь впервые в СССР применены пролетные строения железнодорожных мостов длиной 33,6 м из двух продольных, предварительно напряженных железобетонных блоков. Шли годы, предприятие реконструировало и строило все новые мосты и сооружения на железнодорожных линиях Батайск-Краснодар, Сальск-Куберле, Краснодар-Туапсе, Туапсе-Адлер, Западном обходе Ростовского железнодорожного узла. Среди них заслуживают упоминания уникальный мост в ущелье реки Арпа в г. Джемрук, совмещенный мост через реку Раздан в Армении, мосты через реки Кодори и Бзыбь в Грузии, мосты через Куру в Евлахе и все мосты на железнодорожной линии Евлах-Белоканы (Азербайджан). В нашем городе были возведены виадук через Кизитериновскую балку, отличительной особенностью конструкции которого стало перекрытие больших пролетов цельноперевозимыми балками длиной 28 и 33 м, и уникальный совмещенный мост на Западном обходе с двумя железнодорожными путями и автопроездом, расположенными в одном уровне. Заслуженной гордостью предприятия является комплекс подземных переходов, построенных в Ростове и ставших своеобразной визитной карточкой южной столицы. При реконструкции автомагистрали вдоль Черноморского побережья в г. Сочи все искусственные сооружения (в том числе эстакады к Кудепсте и Агуре) были построены «Мостотрядом-10». Достижения инженеров и производителей работ предприятия получили высокую оценку, в частности мост-эстакада в Хосте и совмещенный мост через р. Раздан в Армении были удостоены премии Совета Министров СССР. Форпост на Юге РоссииВ 2011 году предприятие отметило свой 70-летний юбилей. – «Мостотряд-10» по праву является гордостью и форпостом ОАО «МОСТОТРЕСТ» на Юге России», – сказал в своем поздравлении по случаю юбилея предприятия генеральный директор ОАО «МОСТОТРЕСТ» В.Н. Власов. Он подчеркнул, что коллектив предприятия внес значительный вклад в сферу инфраструктурного строительства Ростовской области и Краснодарского края, в строительство важнейших олимпийских объектов в Сочи. «Мостотряд-10», успешно преодолевая все кризисы и экономические невзгоды последних лет, не прекращал наращивать объемы работ. В 1995 году вступил в эксплуатацию новый городской мост через Дон у Аксая. В дальнейшем были построены эстакады в Горячем Ключе и Армавире, мост через реку Мзымта на автодороге к горному комплексу Красная Поляна, а также уникальный мост на гибких опорах через реку Мацеста и на ПК-36, входящие в состав первой очереди автодороги в обход Сочи. В 2009–2010 гг. «Мостотряд-10» вместе с коллегами из других филиалов «МОСТОТРЕСТА» приступил к строительству мостов, путепроводов и транспортных развязок по олимпийской программе развития г. Сочи. В их числе – возведение разноуровневой транспортной развязки «Адлерское кольцо», второй очереди «Дублера Курортного проспекта», железнодорожного путепровода «Адлер железнодорожный вокзал – Адлер аэропорт», а также моста через реку Мзымта на вторых путях «Адлер – Веселое». В 2010 году была сдана в эксплуатацию первая очередь мостового перехода с внеклассным мостом через Дон в створе ул. Сиверса протяженностью 459,8 м. Сооружение его русловых опор осуществлялось в условиях интенсивного пропуска судов через разводной пролет железнодорожного моста, при этом применялась технология искусственного понижения грунтовых вод и поверхностного водоотлива из шпунтового ограждения без устройства тампонажного слоя. Это позволило сократить сроки сооружения опор на 6 месяцев. На этом же объекте была применена и взята на вооружение технология сооружения монолитной плиты проезжей части с использованием агрегата PERI VARIO KIT немецкой фирмы PERI. Эта технология нашла широкое применение в последующей работе «Мостотряда-10», в том числе на строительстве объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи. Александр Васильевич Голошивец руководит «Мостотрядом-10» с 2004 года. Корреспондент «Парламентского вестника Дона» побеседовал с ним о сегодняшнем дне предприятия и планах на будущее. – Александр Васильевич, на каких направлениях ведутся работы в настоящее время? – За три года предприятием построены четыре крупнейших олимпийских объекта, сейчас там завершаются мелкие доработки: установка шумозащитных экранов, покраска и т.п. В ноябре мы планируем завершить работы и окончательно уйти с объектов. В прошлом году в Ростовской области мы выиграли торги по реконструкции мостового перехода через реку Дон у г. Аксай. Сейчас нами успешно произведен демонтаж старого пролета Аксайского моста и в настоящее время осуществляется строительство нового мостового сооружения. К концу этого года здесь должно быть освоено 2 млрд руб. К сентябрю 2014 года должны быть завершены работы и объект сдан в эксплуатацию. При этом мостовой переход через реку Дон будет рассчитан на шестиполосное движение, что позволит значительно уменьшить нагрузки на мост и устранить ставшие привычными пробки. В этом году проведены торги по строительству нового Ворошиловского моста, которые мы также выиграли (стоимость всего проекта составляет около 6 млрд руб.) и в текущем году приступили к работе. Окончание работ намечено на 2017 год, к чемпионату мира. В настоящее время отсыпаются стройплощадки, забиваются контрольные сваи и т.д. Кроме того, в этом году на условиях субподряда мы ведем строительство эстакады через реку Россошь на въезде в п. Тарасовский. Сооружение включает в себя две эстакады по 750 метров и также рассчитано на шестиполосное движение – по три полосы в каждом направлении. Объект запланировано сдать в ноябре текущего года. – Какой из последних объектов был наиболее сложным в техническом отношении? – Аксайский мост. До этого мы, в основном, строили мосты, и почти никогда их не разбирали. При разборке моста есть ряд труднопредсказуемых моментов, особенно связанных с неизвестным напряжением. Однако в сотрудничестве со специалистами московского института ООО «Гипротрансмост» были выполнены всесторонние расчеты, благодаря которым нам удалось произвести разборку сооружения. Аналогичным образом мы будем действовать и при работах по Ворошиловскому мосту. После нашего последнего ремонта этого объекта прошло уже три года, и мы считаем, что он близок к выработке своего ресурса. В отличие от сочинских объектов, где одной их главных проблем был вопрос землеотвода, земля в районе Ворошиловского моста уже отведена нам городом в соответствии с нормативными документами. И в этом заслуга заказчика, который подошел к решению этой задачи очень грамотно. Проектные работы выполняют: один из наших постоянных партнеров – санкт-петербургский институт «Стройпроект» и московский институт «Гипростроймост». – Какие новые технические решения вы применяете, как работаете с кадрами? – Ростовская территориальная фирма «Мостотряд-10» под руководством ОАО «МОСТОТРЕСТ» шагает в ногу с техническим прогрессом в области мостостроения. За последние три года у нас существенно обновился парк техники, приобретено много технологически нового оборудования. Возвращаясь к Аксайскому мосту, хочу заметить, что на этом объекте мы применили новую технологию, направленную, в том числе, и на сохранение окружающей среды. Если раньше в процессе разборки бетон разделялся на фрагменты, которые вывозились на свалки и утилизировались, то сегодня бетон, который идет от разборки конструкций, мы пропускаем через специальную установку, которая производит дробление бетонных фрагментов на щебень различных фракций. Полученный щебень используется как материал для устройства временных дорог, площадок для различных нужд и т.д. Представьте: если раньше при разборке такого объекта, как, например, Ворошиловский мост, необходимо было где-то устроить могильник для захоронения почти 20 тыс. куб. м бетона, то сегодня, благодаря новому мобильному комплексу, мы получаем из старого железобетона металл, который сдаем в металлолом, и гравий, который используем для собственных нужд. С учетом того, что у нас сегодня немало мостов, которые подлежат разборке и замене на новые, такой подход представляется современным и экологически культурным. Мы также используем технологии, позволяющие изготавливать сборный железобетон на месте строительства, в том числе сборно-разборные стенды для изготовления перенапряженных балок пролетного строения. В 2011 году взята на вооружение технология применения СУБ (самоуплотняющихся бетонов). Уже более 10 лет на предприятии работает бригада по антикоррозийной защите мостовых сооружений путем окрашивания с применением высокотехнологичных материалов. Постоянно повышается квалификация персонала, совершенствуется профессиональное мастерство. Сегодня у нас трудятся более 1 700 человек, и работать в «Мостотряде-10» считается выгодным и престижным. Нам активно поставляют молодых специалистов такие ростовские вузы, как РГСУ и РГУПС; традиционно хорошие кадры среднего звена идут из Ростовского автодорожного колледжа. У нас организовано постоянное обучение рабочих-специалистов, действует система аттестации по международным стандартам. Кстати, мы уделяем особое внимание улучшению условий труда и быта наших сотрудников: построены два жилых 9-этажных дома в Ростове-на-Дону, реконструированы производственная база и база отдыха в Сочи (поселок Горный воздух), произведена реконструкция вахтового городка в поселке Кудепста. Все вахтовые городки оборудованы для комфортного проживания, имеются банные комплексы, системы отопления и кондиционирования воздуха. Сегодня в структуру предприятия входят: аппарат управления (недавно мы при финансовой поддержке ОАО «МОСТОТРЕСТ» переехали в новое помещение), производственные участки, производственная база. Последняя включает в себя автохозяйство, цех по изготовлению металлоконструкций, арматуро-опалубочный цех, цех пропарки и изготовления железобетонных конструкций. Предприятие обеспечивает себя всем необходимым (за исключением металлоконструкций пролетного строения). Мы все эти годы, несмотря на кризисы и экономические проблемы, работаем стабильно, надежно и с высоким качеством, о чем свидетельствуют отзывы наших партнеров, заказчиков и поставщиков. Мы считаем, что это наша общая заслуга – и головного аппарата, и наших управленцев, и наших инженерно-технических работников и специалистов всех уровней. Труд наших работников всегда высоко оценивался государством и обществом: 14 человек удостоены звания «Заслуженный строитель РСФСР», 4 – звания «Почетный строитель России», 4 – звания «Почетный транспортный строитель России», 4 – звания «Почетный дорожник России». Совсем недавно производитель работ Владимир Мунтян и монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Геннадий Борискин в честь Дня работника дорожного хозяйства России были награждены благодарственными письмами Администрации г. Ростова. – Каким Вам видится «дорожное будущее» нашего края? – В принципе, на будущее мы уже работаем – это два моста через Дон (Аксайский и Ворошиловский) и один через Россошь (Тарасовский). В перспективе должна быть решена задача завязать в один узел южный подход со стороны Батайска к мостовому переходу на Сиверса, Западный обход и левобережные подходы к будущему стадиону чемпионата мира. В ближайшее время должны пройти большие торги, которые определят подрядчиков. В конечном итоге, все обходы должны будут образовать единую систему, чтобы транзитный транспорт вообще не шел через город. Уверен, что наше предприятие будет принимать в этой работе самое активное участие. |