[№2 (27) февраль 2012] Выход в одном — в оказании государственной поддержкиМы продолжаем беседовать с руководителями автотранспортных предприятий Ростова и Ростовской области о проблемах, существующих в их сфере деятельности. На этот раз нашим собеседником стал директор автотранспортного предприятия Аксайского района ООО «Аксай-Авто» Олег Владимирович Денисов. Одной из серьезнейших проблем для компаний-перевозчиков им был назван рост цен на бензин, не позволяющий выделять в достаточном объеме средства на дальнейшее развитие предприятия. — Олег Владимирович, Ваше предприятие ведет свою деятельность с 1997 года. Расскажите, в каких условиях проходило становление компании. Легко ли было в то время закрепить свои позиции на рынке пассажирских перевозок? — Время конца девяностых, конечно, было сложным, переходным. Государственные автотранспортные предприятия закрывались, а на рынке все больше появлялось частных перевозчиков. Я тоже тогда решил начать свое дело, запустив на линию всего лишь один автобус. Немного позже были приобретены еще два автобуса. И если изначально мы обслуживали всего лишь один маршрут «Аксай — Новочеркасск», то после отказа Батайского АТП от маршрута «п. Дивный — г. Батайск» к нашей деятельности добавилось еще и это направление. С самого начала деятельности количество обслуживаемых нашим предприятием маршрутов каждый год увеличивалось. К пригородным внутриобластным перевозкам добавились еще и внутрирайонные. Так постепенно ООО «Аксай-Авто» заняло свою нишу и закрепило свои позиции на рынке пассажирских перевозок. — Какое количество маршрутов ООО «Аксай-Авто» обслуживает в настоящее время? — На сегодняшний день предприятие обслуживает 11 внутрирайонных маршрутов и 15 внутриобластных. В прошлом году ООО «Аксай-Авто» выиграло областной конкурс на право обслуживания десяти садовых маршрутов. В основном они связывают областной центр (город Ростов-на-Дону) с поселками и садоводческими товариществами Аксайского района (в сторону Сальска, Ростовского моря). Но есть и один более протяженный садовый маршрут — № 111 «Аксай — Ростов — пос. Ленинаван». Его открытие широко освещалось и в местной, и в областной прессе. Именно этот маршрут позволил жителям города Аксая без пересадок доезжать до областной больницы и крупных торговых центров Ростова. К тому же, он позволил соединить Ленинаван и садоводческие товарищества, расположенные между улицами Оганова и Особенной, с центральной частью города Ростова-на-Дону.
Этот маршрут очень удобен для аксайчан. Судите сами, автобусы, отправляясь от остановки «улица Платова» в Аксае, двигаются по улицам Шевченко, Карла-Либнехта, Мира, далее — по улицам Ленина, Толпинского, Чапаева и Западной через Аксайский мост на левый берег Дона. Далее они едут по улице Левобережной через торговый центр «Карусель» до Темерницкого моста, затем проезжают по улице Сиверса к Пригородному железнодорожному вокзалу, через мост на площадь Стачки — по улицам Всесоюзной, Балакирева, — Пассажирские перевозки в городе и в сельской местности, наверняка, имеют определенные различия? — Действительно, обслуживание пассажирских маршрутов в городе значительно отличается от подобной деятельности в сельской местности. В городах, особенно крупных, перевозки в общественном транспорте проходят как-то безлико и серо, а в сельской местности все иначе: все водители на виду, о каждом знают практически все. От людей-то ничего не скроешь. Зачастую между водителем и пассажирами завязывается дружеское, доверительное общение, и поездка проходит в более интересной атмосфере. — Большой ли коллектив трудится на предприятии? — Всего около ста человек. Но в ближайшем будущем мы планируем расширяться. Хотя подобрать квалифицированный водительский состав не так просто. Для руководителя любого автотранспортного предприятия подбор кадров до сих пор остается достаточно большой проблемой. Подготовка профессиональных водителей находится на низком уровне. В результате приходится принимать на работу водителей без опыта и стажа, обучать их на месте, и не факт, что они проработают на нашем предприятии долгое время... Выход один — стимулировать достойной заработной платой. Только за счет каких средств?! — Получается, что на сегодняшний день работу водителем нельзя назвать престижной? А мне всегда казалось, что водитель — одна из самых востребованных профессий... — Да, лично я думаю именно так. Работать водителем сегодня не так престижно, как раньше. Если сравнивать с восьмидесятыми годами, когда я ушел из авиации и после окончания водительских курсов начал работать водителем автобуса, устроиться на работу водителем в автотранспортное предприятие города Ростова-на-Дону было практически невозможно. На место водителя был большой конкурс. Сегодня ситуация изменилась. За руль садится любой, кто окончил курсы вождения. Однако теория и практика — вещи настолько разные, что то, насколько хорошо научился он вождению на самом деле, остается под большим вопросом. Но в «Аксай-Авто» работают в большинстве своем высококвалифицированные водители. Костяк коллектива трудится с момента создания предприятия. Это главный механик Виктор Владимирович Якушев, начальник мастерских Николай Михайлович Кривко, главный бухгалтер Лариса Николаевна Кушнаренкова, водители Сергей Андреевич Куликов, Иван Федорович Пасечник, Владимир Никифорович Демчук, Виктор Васильевич Черевиченко. — С прошлого года в Ростове-на-Дону введена система безналичного расчета за проезд в общественном транспорте, однако это нововведение работает не в полную силу. К тому же, единого мнения относительно безналичного расчета за проезд среди руководителей компаний-перевозчиков нет. И хотя для внутрирайонных и внутриобластных маршрутов введение безналичной оплаты пока только в дальнейшей перспективе, все равно хотелось бы узнать Ваше мнение как руководителя автотранспортного предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки. Что Вы об этом думаете? — Лично я сторонник системы безналичного расчета за проезд. Ее внедрение значительно ускорит непосредственно процесс оплаты, позволит увеличить скорость движения на маршрутах и в то же время сократить время при посадке пассажиров, а самое главное повысит безопасность дорожного движения, ведь водителю уже не нужно будет отвлекаться на финансовые операции. — Если говорить о материально-технической базе, давно ли обновлялся автобусный парк предприятия? — Автобусный парк за последние годы существенно обновился, предприятием было приобретено 20 новых машин марок Hyundai и IVECO. В основном мы ориентируемся на автобусы большой и средней вместимости, газелей у нас всего пять. В скором времени из Владивостока к нам поступят еще 14 автобусов большой вместимости. Сейчас для этих целей мы оформляем кредит в банке. И вообще я считаю, что переход в последнее время на газели и автобусы малой вместимости является не совсем верным решением. От этого нужно уходить. Есть положительные примеры, где руководители АТП, таких как Батайское АТП (ген. директор Павлятенко А.А), Крымское АТП (ген. директор Поповян А.А.) сделали ставку на работу больших автобусов,что привело к положительным результатам.
Также хочу отметить, что каждый автобус на нашем предприятии оборудован системой ГЛОНАСС. На сегодняшний день данная система является одним из основных и проверенных инструментов повышения эффективности работы предприятий транспортно-логистической отрасли. С помощью постоянного автоматизированного контроля, не зависящего от человеческого фактора, можно легко сокращать затраты на эксплуатацию автопарков на Аббревиатура ГЛОНАСС GPS в настоящее время на устах практически у каждого. Из истории создания системы глобального позиционирования ГЛОНАСС GPS известно, что изначально данный комплекс использовался в военных целях, как средство обороны. С 1995 года данная система стала применяться и в гражданском обиходе. Сегодня внедрение и использование системы ГЛОНАСС GPS в транспортной сфере весьма успешно и, по прогнозам аналитиков, в дальнейшем будет просто незаменимо. Развитие рынка перевозок, в первую очередь, дорогих и опасных грузов объективно диктует необходимость в системах позиционирования, использующих спутниковый мониторинг и навигацию. В последние несколько лет Ростовская область стала лидером в округах России по темпам экономического развития. Такие города, как Ростов, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Новошахтинск, Миллерово, Батайск, мониторинг автотранспорта и ГЛОНАСС GPS мониторинг используют достаточно активно. — Олег Владимирович, мы уже начали говорить о трудностях, связанных с подбором квалифицированных водительских кадров. С какими еще проблемами сталкиваются компании-перевозчики? Давайте о них поговорим подробнее. — Одной из самых серьезных проблем для всех перевозчиков на сегодняшний день является рост цен буквально на все, особенно на дизтопливо и запчасти. И это, естественно, сказывается крайне негативно на автотранспортных предприятиях. Почему? Ответ очевиден: примерно 60 процентов заработанных средств уходит на топливо. А сколько расходуется топлива в зимний период времени! Январь вообще для нас месяц убыточный: первую треть месяца все отдыхают, вторую половину студенты сдают сессию, поэтому автобусы ходят практически полупустыми. Прибыли никакой, а расход остается на прежнем уровне. Наглядней будет на цифрах. К примеру, автобус большой вместимости сейчас зарабатывает в день около трех-четырех тысяч рублей, из них за дизтопливо мы отдаем три тысячи рублей. В итоге остается в лучшем случае всего одна тысяча. А каждый уважающий себя водитель меньше чем за полторы тысячи за смену работать не будет. Вот и приходится по большому счету работать в убыток, «крутиться», прибегать к кредитным средствам. Администрация предприятия планирует повысить работникам зарплату, но в данных условиях сделать это невозможно. Основным источником этой проблемы является экономически обоснованный тариф. Сегодня один литр дизтоплива стоит двадцать восемь рублей, а к лету будет стоить еще больше — порядка тридцати рублей, но на 2012 год закладывается стоимость всего двадцать рублей..В связи с этим зарплату выдаем в конвертах, экономим на запчастях и техобслуживании, что ведет к ухудшению безопасности пассажирских перевозок. Естественно, все это чревато последствиями. В итоге на развитие предприятия не остается никаких денежных средств. — Автотранспортные предприятия получают же какую-то помощь и компенсации? — Да помощь есть, на не всегда она распределяется справедливо. Так из бюджета области в 2005г. Аксайскому району было выделено 5 автобусов типа ПАЗ и эти все автобусы были переданы ООО Кварта, хотя на внутрирайонных маршрутах ООО Кварта перевозит всего 30% пассажиров. В мае 2011г.Администрация области выделило еще 1 автобус типа ПАЗ который по сегодняшний день не распределен между транспортными предприятиями, хотя мы испытываем дефицит в подвижном составе. Также нам выплачиваются компенсации, но только за перевозку льготных категорий граждан. Хотя и здесь существует масса проблем. На садовых маршрутах льготников насчитывается около 70— 90 процентов, поэтому на них работают водители и кондукторы. Попробуйте переписать такое количество льготников за каких-нибудь полчаса, пока автобус движется, к примеру, в сторону Ростовского моря. В этой системе очень много недоработок, поэтому работать на этих направлениях очень сложно, да и желающих практически нет. В свою очередь, хотим напомнить, что льготным категориям граждан (ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные, федеральные льготники) предоставляется бесплатный проезд, независимо от места регистрации, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов независимо от типа вместимости транспортных средств (областные законы от 22 октября 2004 года № — Олег Владимирович, в чем же, по-Вашему, выход? — На сегодняшний день все внутрирайонные и некоторые внутриобластные пригородные маршруты с небольшим пассажиропотоком являются убыточными. Выход в одном: автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, необходима поддержка государства. Надеемся, что благодаря вниманию со стороны правительства к проблемам пассажирских перевозчиков ситуация в скором времени начнет меняться к лучшему. |