Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№4 (29) апрель 2012] Транспорт на селе — источник жизни

В «лихие 90-е» пролетарским автотранспортникам не только пришлось преодолевать экономические бури и штормы, но и банкротство головного предприятия, в результате которого пришлось выкупать обратно собственное имущество. Не останавливая рабочего процесса, перестраиваясь на ходу, удалось сохранить предприятие, кадровый костяк и вернуть себе средства, территорию, материальную базу. Из этого периода Александр Бурехин вынес богатый опыт решения самых разнообразных производственно-экономических проблем «без отрыва от производства» и привычку никогда не пасовать перед трудностями.

Поэтому корреспондент «Парламентского вестника Дона» решил узнать его мнение о сегодняшних проблемах автопредприятий, занимающихся перевозкой в сельских районах Ростовской области.

Сегодня МУП «Пролетарскавтотранссервис» стабильно работает в сфере пассажирских перевозок, обслуживая территорию Пролетарского района Ростовской области. В штате предприятия трудятся до 50 человек, оно располагает собственной производственной базой на 2 га земли, боксами, необходимой инфраструктурой. Кстати, на ремонтной базе предприятия обслуживаются не только собственные машины, но и все школьные автобусы района. Парк МУП «Пролетарскавтотранссервис» представлен 17 единицами подвижного состава автобусов таких марок, как ПАЗ, Форд, Богдан, ЛИАЗ. В постоянном режиме 6 единиц работают в городе Пролетарске, 3 – на пригородных маршрутах, 3 – на междугородных. Линии маршрутов отличаются довольно большой протяженностью, например, на междугородных одно «плечо» составляет 120-140 км. Средняя заработная плата на предприятии вышла на уровень среднеобластной по автотранспорту и составляет от 9600 до 11000 руб. у водителей. Хотя руководитель МУП «Пролетарскавтотранссервис» считает, что для водителей автобусов, несущих ответственность за жизнь людей, этого, все-таки, недостаточно.

– Александр Михайлович, расскажите о специфике работы пассажироперевозчиков в вашем районе.

– Мы внимательно отслеживаем динамику перемещения пассажиров и знаем, кто, когда и куда едет в наших автобусах. К примеру, основная масса людей отправляется на работу в утренние часы и первые несколько рейсов машины делают полными, затем идут «порожние» пробеги, после обеда поток пассажиров движется в обратном порядке. Поэтому коэффициент загрузки у нас получается даже не 0,5, а ниже. Что касается сельских районов, то сейчас специфика миграции людей здесь такова, что нашим водителям на маршрутах, имеющих официальную протяженность 90 км, приходится накатывать по 140 километров, чтобы максимально охватить всех нуждающихся, поэтому 50 км. уходит только «на заезды». И мы как социально ориентированное предприятие не можем в этом отказать. Несмотря на то, что имеются настоящие «мертвые зоны», куда могут ездить всего несколько человек, например, отрезки маршрутов от ст. Буденновская до х. Дальний и х. Коврино. По нашим подсчетам, в среднем на километр пути окупаемость составляет 7 руб., плюс 5 рублей компенсации за льготников, а на дальних отрезках окупаемость не составляет даже 50%. Причем, если делать такие маршруты выгодными, то придется «обрезать» не окупающие себя участки. Но, опять же, по социальным соображениям мы этого сделать не можем: люди, особенно пожилые и социально незащищенные, окажутся в транспортной изоляции. Однако до определенного времени мы с этими задачами справлялись.

– Когда же начались трудности в сфере пассажирских автоперевозок?

– В принципе, все было более-менее нормально до 2011 года, когда вступили в силу изменения в налоговом законодательстве (увеличение выплат во внебюджетные фонды вдвое) и резко поднялась стоимость топлива. Все резервы, которые наше предприятие держало «на черный день», пришлось пустить на «затыкание дыр».

– Многие полагают, что необходимо как минимум раз в году повышать тариф.

– Я считал и считаю, что повышение тарифов – не панацея. С одной стороны возросло количество личного и служебного автотранспорта, с другой – такси. А в связи с сокращением рабочих мест миграция населения сократилась и общий пассажиропоток резко уменьшился. Однако количество нашего постоянного пассажирского контингента остается неизменным. Это люди из бюджетной сферы, пенсионеры, инвалиды и др. Их проезд должно оплачивать государство. К примеру, если взять те же маршруты к отдаленным населенным пунктам, то здесь тариф поднимать бесполезно, ибо мы этих пассажиров потеряем: они просто останутся дома. В этом вопросе без компенсации просто не обойтись, потому что для перевозчика это даже не выпадающие доходы, а убытки. Аналогичная картина во многих сельских районах, в частности на востоке, где протяженность маршрутов большая, а миграция населения слабая. И изменение тарифа здесь не поможет ни в коем случае – автопредприятия просто будут разорены.

– Не секрет, что работа с кадрами водителей особенно важна именно для пассажирского автотранспорта, как эта работа ведется у вас?

– Я к этому вопросу подхожу очень серьезно. Несмотря на то, что в водителях всех категорий вроде бы недостатка нет, мы тщательно отбираем кадры, осуществляем постоянный контроль на всех уровнях, ведем работу с каждым, и от тех, кто не соответствует нашим требованиям, избавляемся и обратно уже не принимаем. Работу с водителями я держу под постоянным контролем. Перед тем, как поставить человека на ответственный маршрут, сам проезжаю его вместе с ним, наблюдая за его поведением и реакциями. Безопасность превыше всего.

– Как идет обновление парка?

– Обновление парка осуществляем совместно; в частности, на условиях софинансирования с администрацией и областными структурами мы получили несколько автобусов, часть машин приобрели самостоятельно в лизинг. Однако я должен заметить, что переплата за три года составила 50% – и это очень много! Вроде бы нам как малым предприятиям обещали субсидирование процентных ставок, и мы, откровенно говоря, на это рассчитывали. Потом выяснилось, что муниципальные предприятия не подпадают под эту программу. Так что лизинг на сегодняшних условиях мне представляется невыгодным, лучше уж брать машины в кредит. А еще лучше для таких предприятий, как наше, которые выполняют социальную функцию, предоставлять машины в рассрочку, при условии, что они будут работать именно на таких, коммерчески невыгодных, но социально важных маршрутах. Ведь все мы прекрасно помним, как «лежала» отрасль пассажироперевозок до 2000 года, и подняться она смогла только, когда была введена система компенсации за льготников. Именно это позволило сохранить и развивать сферу пассажирских перевозок населения. Однако, если раньше был единый тариф и оплата за льготников производилась исходя из положенного им количества ездок (в городской или сельской местности), то сейчас система не совсем понятна. На одного льготника выделяется 265 руб. Сейчас у нас в районе 3427 чел., имеющих право на бесплатный проезд. По моим данным, было выдано 2425 удостоверений, или 70%. Проверить, сколько ездок реально делает каждый льготник, физически невозможно. Что касается поездок на дальние расстояния, то свои 265 руб. льготник «съедает» за одну – две ездки. Плюс еще мы платим в автокассу 16,5% за обслуживание. Дальше этот человек может кататься хоть каждый день, а мы возмещаем стоимость его поездок в автокассу, то есть, по сути, уже «содержим» его.

– Так, может быть, монетизировать транспортную льготу?

– Нет, я убежден, что в этом случае льготники отложат эти деньги на другие дела, а сами останутся дома. Таким образом, мы не получим ничего, а этот социальный слой (во всяком случае здесь, на селе) выпадет из активной жизни.

Я считаю, что в субъекте Федерации, в частности в Ростовской области, тариф должен быть единым на всей территории и от него следует отталкиваться. То есть городской тариф должен быть общим для всех городов области. А вот по сельским районам должна применяться гибкая дифференцированная система. Потому что нельзя сравнивать миграции населения, например, в Мясниковском районе и в Пролетарском (с) или Орловском районах. А для целого ряда сельских территорий просто необходима дотация. Потому что транспорт на селе – источник жизни, от которого зависит все: от экономического до психологического состояния людей.

Бурёхин Александр Михайлович окончил Новочеркасский политехнический институт. С 1985 года работал главным инженером, а с 1988 года – директором Пролетарского филиала Сальского ПОГАТ и прошел с предприятием все реформы и структурные преобразования; в настоящее время руководит МУП «Пролетарскавтотранссервис».





11.12.2019
В Ростовской области проходит Единый урок безопасности в сети «Интернет»
В проведении Единого урока участвуют более 1,4 тысячи образовательных организаций регион
11.12.2019
Управлением Россельхознадзора в Ростовской области приостановлено перемещение пчелиного воска без ветеринарных сопроводительных документов
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия осуществляет ветеринарный контроль на пограничных пунктах пропуска Ростовской области.
11.12.2019
Стартовало итоговое мероприятие в сфере донского добровольчества - «Доброфест»
Участниками фестиваля стали 230 волонтеров, а лучшим 10 добровольцам вручили почетны знак
11.12.2019
Сочинской таможней задержаны 4 иностранных автомобиля при попытке незаконного ввоза в Россию
Сочинские таможенники продолжают выявлять махинации с временно ввозимыми транспортными средствами международной перевозки.
10.12.2019
Ко дню борьбы с коррупцией
В международный День борьбы против ĸоррупции прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Семенченко В.В. выступил перед студентами ЧОУ ВО "Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)" с леĸцией на тему "Актуальные вопросы противодействия коррупции в России на современном этапе".
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс