Избирательная комиссия Ростовской области: ротация кадров в преддверии больших политических событийВ канун нового, 2011 года, состоялось очередное, последнее в 2010 году заседание Избирательной комиссии Ростовской области, где было принято постановление о формировании нового состава 38 (из 62) территориальных избирательных комиссий Ростовской области. Остальные 24 комиссии будут сформированы в апреле 2011 года. О задачах, решаемых при формировании новых составов избирательных комиссий, а также об итогах работы в уходящем году журналистам рассказал на брифинге председатель избирательной комиссии Ростовской области Сергей Юсов Поздравив собравшихся представителей средств массовой информации с наступающим новым политическим годом, Сергей Юсов рассказал о том, что новый политический год будет богат на события: до выборов в Государственную Думу осталось менее года; кроме этого, в феврале и марте состоятся выборы в девятнадцати районах области и в двух городах (Азове и Новочеркасске). В новый, 2011 год, Донской край вступает с обновленными составами территориальных избирательных комиссий.
В связи с истечением срока полномочий в декабре 2010 года формируются тридцать восемь из шестидесяти двух территориальных избирательных комиссий Ростовской области, остальные двадцать четыре комиссии будут сформированы в апреле 2011 года. Именно эти составы территориальных избирательных комиссий будут в течение пяти лет проводить все наиболее значимые выборы, проходящие в России. Это и выборы депутатов Государственной Думы в При формировании новых составов территориальных избирательных комиссий Избирательная комиссия Ростовской области применила много новых подходов и поставила перед собой несколько принципиальных задач. Первая — это омоложение их состава, подбор квалифицированных кадров. Вторая — замена тех председателей территориальных комиссий, которые не смогли обеспечить на должном уровне минувшие выборные кампании. Хотя Сергей Юсов особо отметил, что большинство председателей территориальных избирательных комиссий проявили себя как настоящие профессионалы своего дела, люди, которые болеют за свою работу, чтут Закон. Третья задача — выполнение инициативы Президента Российской Федерации о повышении партийной составляющей в выборном процессе. Ставится цель добиться такого положения, при котором все политические партии были бы максимально представлены на всех уровнях избирательного процесса, в том числе в составе ТИКов. Предполагается стремиться к ситуации, когда и председатель, и его заместитель, и секретарь принадлежат к разным партиям. В составы тридцати восьми территориальных избирательных комиссий вошли триста восемьдесят восемь членов комиссий с правом решающего голоса. Всего было выдвинуто пятьсот двадцать два кандидата, в том числе, политическими партиями выдвинуты двести тринадцать, при этом все четыре парламентские партии выдвинули по одному представителю в состав каждой из 38 ТИК, т.е., не была пропущена ни одна, среди них: 15 — от партии «Правое дело»; 29 — от партии «Патриоты России»; 17 — от партии «Яблоко»; 57 — от общественных объединений; 47 — выдвинуты представительными органами муниципальных образований; 34 — ТИК действующих составов; 177 — собраниями избирателей по месту жительства, работы, учебы. Резко возросло количество кандидатов от политических партий, причиной чему послужила активная консультативно-разъяснительная работа, проведенная Избиркомом. Четыре председателя выдвинуты «Единой Россией», один — партией «Яблоко», остальные председатели выдвинуты представительными органами муниципальных образований и предыдущими составами территориальных избирательных комиссий. Избирательная комиссия Ростовской области скрупулезно подошла к вопросу формирования новых составов территориальных комиссий. В ходе заседаний рабочей группы Облизбиркома по предварительному рассмотрению кандидатур в составы комиссий были рассмотрены все кандидатуры, представленные в Комиссию от различных субъектов выдвижения. Особое внимание уделялось репутации кандидатов, их чистоте перед законом, поэтому были направлены соответствующие запросы в правоохранительные органы и миграционную службу, которые провели проверку данных кандидатов. В частности, по результатам проверки в ГУВД выяснилось, что у двух кандидатов от ЛДПР в члены территориальных комиссий Ворошиловского и Ленинского районов города Ростова-на-Дону имеется непогашенная судимость, о чем немедленно известили Ростовское региональное отделение ЛДПР, и было высказано пожелание партиям подходить более тщательно к подбору кандидатов.
В ходе рассмотрения кандидатур было решено отказать пяти представителям партии «Патриоты России», двум — от партии «Правое дело» и одному кандидату от политической партии «Яблоко». Эти молодые люди Но приоритетным, конечно же, было включение в составы комиссий, в первую очередь, представителей политических партий и общественных объединений. Также можно отметить значительную сменяемость в составах комиссий: из 388 членов комиссий лишь 187 работали в предыдущих составах. Большое внимание уделяется омоложению состава комиссий. В новых составах территориальных комиссий будет 45 членов с правом решающего голоса моложе тридцати лет. В период формирования ТИК остро встал вопрос о замене ряда их председателей. По итогам прошедших избирательных кампаний 2010 года ряд председателей ТИК провели некачественную работу по обучению, оказанию практической и методической помощи окружным и участковым избирательным комиссиям, в то время, как эта работа находится в сфере их непосредственной ответственности. В свете прошедших в 2010 году муниципальных выборов появилось много критиков избирательной системы, как в области, так и в стране в целом. Но ведь мало кто старается разобраться в самой сути проблемы. Вышестоящие избирательные комиссии, будь то Избирательная комиссия Ростовской области или территориальные комиссии, не могут нести полную ответственность за действия участковых комиссий. Подавляющая масса нарушений осуществляется именно на уровне участковых комиссий. Но у каждого уровня избирательных комиссий есть определенный законом круг полномочий, вмешиваться в которые нельзя. И эти уровни избирательной системы в период подготовки и проведения выборов автономны. Такая структура была заложена еще в 1993 году для проведения всенародного голосования по принятию Конституции Российской Федерации.
Подобная автономность — это и защита от административного ресурса, попыток централизованно повлиять на результаты выборов. (Что было особенно актуально в начале Принято решение о замене председателей ТИК Ворошиловского и Советского районов г. Ростова-на-Дону, где по результатам выборов 10 октября 2010 года были возбуждены уголовные дела. Уходит до окончания срока полномочий председатель ТИК г. Азова. Смена председателя ТИК Кировского района г. Ростова-на-Дону также вызвана некачественной подготовкой выборов 2010 года, хотя существенных нарушений в ходе выборов не выявлялось. В марте 2010 года был вскрыт ряд проблем в работе ТИК города Волгодонска. Комиссия приняла ряд неправомерных решений и противоречивых постановлений, касающихся оценки статей в газете «Наше время», которая предала гласности информацию о том, что некоторые кандидаты в депутаты городской Думы Волгодонска могут являться членами организованной преступной группы. Эти шаги вызвали большой общественный резонанс. Избирательной комиссией Ростовской области принято решение о замене председателя ТИК. Подготовка выборов 10 октября 2010 года в Октябрьском © районе Ростовской области показала, что на действия председателя комиссии Ю.А. Точеного поступил ряд обоснованных жалоб от руководителя ЛДПР Владимира Жириновского, которые касались отказа в регистрации 4 кандидатов от ЛДПР. На этого председателя ТИК будет наложено строгое дисциплинарное взыскание. Причина смены председателей комиссий города Донецка, Милютинского района — пенсионный возраст. В настоящее время ведётся подготовка резерва кандидатов на эти должности, по две кандидатуры на должность председателя ТИК. Вскоре они пройдут обучение по программе, разработанной Избирательной комиссией Ростовской области. После проведения федеральных выборов Избирательная комиссия Ростовской области планирует замену ещё ряда председателей ТИК, в основном по причине наступления пенсионного возраста. Первые организационные заседания сформированных комиссий состоятся в январе 2011 года. Сергей Юсов обратил внимание на тот факт, что в некоторых составах избирательных комиссий нет ни одного должностного лица, для которого подготовка выборов являлась бы профессией. В большинстве городов на штатной основе работают только председатели избирательных комиссий, все остальные их сотрудники — общественники. Они работают бесплатно, получая лишь небольшое вознаграждение непосредственно в период проведения выборов. Избирком Ростовской области провел большую работу по подготовке организаторов выборов. Здесь впервые в России была запущена система массовой подготовки организаторов выборов при помощи системы видеоконференций, которая находится только у нас, в распоряжении Избирательной комиссии Ростовской области. Председатель Избиркома Ростовской области с удовлетворением отметил, что новые кадры, приходящие в территориальные избирательные комиссии, подготовлены значительно лучше своих предшественников, в том числе и благодаря этому техническому нововведению. Отвечая на вопросы журналистов о предстоящих политических событиях (в частности, выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2011 года), Сергей Юсов сказал, что ожидает активизации и консолидации ряда политических сил и движений, направленных на использование новых политических возможностей, появившихся в результате президентской политики, направленной на либерализацию политической системы. Ведь даже один мандат, который получает партия, набравшая между 5 и 6 процентами набранных голосов, на самом деле стопроцентно обеспечивает проведение лидера этой партии в состав Государственной Думы. И это создаст в России новый политический ландшафт, который отдельными своими частями будет касаться каждого региона. Число политических партий, представленных в Думе, возрастет. По мнению Юсова, на уровне Ростовской области главным событием прошедшего года стала смена руководящей элиты области и вступление в должность нового Губернатора. Василий Голубев, по оценке председателя Избиркома, очень бережно отнесся ко всему, что связано с функционированием Избирательной комиссии Ростовской области. Новый Губернатор проявил очень большой интерес к политической жизни области и продемонстрировал свою толерантность к самым различным политическим силам, действующим на Дону. Серьезным испытанием для нового руководства стало проявление политической нестабильности в декабре 2010 года, из которого оно вышло с честью, когда на основе умелых действий силовиков и представителей власти без жертв прекратило несанкционированные уличные действия молодежи, не допустив развития событий по негативному сценарию. |