[№11 (48) ноябрь 2013] Кто будет осуществлять общественный контроль?29.11.2013
Обсуждение проекта Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» прошло в Законодательном Собрании Ростовской области в режиме видеоконференции с парламентариями Юга России. Итогом такой виртуальной встречи стало принятие решения о создании рабочих групп по доработке законопроекта в каждом регионе, входящем в состав Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Проведение видеоконференции с представителями ЮРПА (за исключением краснодарских коллег, не сумевших выйти на связь из-за технических неполадок), на которой был обсужден проект Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», было приурочено к знаменательной дате – 20-летию Российской Конституции. Отмечаться этот праздник в нашей стране будет уже совсем скоро, 12 декабря текущего года. Данный законопроект был инициирован Советом по развитию институтов гражданского общества при Президенте России и Общественной палатой РФ. В чем его суть? Ирина Рукавишникова, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по законодательству, определила этот законопроект как ответ общества на запрос власти, который нашел отражение в двух Указах Президента России: о мерах по противодействию коррупции и об основных направлениях совершенствования системы государственного управления. – Вопрос осуществления общественного контроля достаточно сложный, поэтому на встрече разработчиков в Совете Федерации было решено провести обсуждение данного законопроекта в регионах с привлечением экспертов, представителей научного сообщества и общественности, – прокомментировала Ирина Рукавишникова, подчеркнув, что общественный контроль, безусловно, необходимо вводить в законодательное русло и наделить полномочиями осуществления такого вида контроля рядовых граждан. Для этого потребуется выделение отдельного ресурса в сети Интернет. Говоря о расхождениях в концепциях данного законопроекта от Общественной палаты РФ и от Открытого правительства, Ирина Рукавишникова остановилась на двух принципиальных моментах. Первый связан с тем, что представители Общественной палаты выступают за создание отдельной организации, которая занималась бы обеспечением этого электронного ресурса. А в правительственной концепции, наоборот, предлагается возложить эту функцию на Минэкономразвития, а функции оператора системы возложить на Министерство связи и коммуникаций. Второй момент: если Общественная палата ратует за централизацию деятельности субъектов общественного контроля, т.е. предлагается выстраивание некой вертикали на базе российской и региональных общественных палат, то, согласно концепции Открытого правительства, всем субъектам общественного контроля должны предоставляться равные права и возможности. В ходе обсуждения каждая из сторон высказала свою позицию по отдельным моментам законопроекта. В частности, представители Волгоградской области выразили некоторые сомнения в целесообразности создания нового общественного органа для осуществления функций общественного контроля, ведь в регионе и так немало общественных организаций, при этом активно работающих. Также они считают, что федеральный закон должен носить рамочный характер, а каждый субъект уже доработает его на месте, с учетом региональных особенностей. Астраханцы предложили в каждом регионе провести общественные слушания по данному законопроекту, и в этом их, кстати, поддержало большинство коллег из других регионов. У ростовской стороны возникло предложение по подбору представителей, осуществляющих общественный контроль. Требуется также уточнение перечня объектов, подлежащих общественному контролю. В этом вопросе, уверен заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Южно-Российского института – филиала РАНХиГС при Президенте РФ Павел Баранов, требуется «не перегнуть палку». Действительно, как можно давать общественности право контролировать деятельность таких структур, как ФСБ или органы полиции?.. Подводя предварительные итоги, стоит отметить, что во всех субъектах, входящих в состав ЮРПА, общественный контроль уже осуществляется – посредством различных общественных организаций, но при этом сами граждане выражают желание принимать более активное участие в данном процессе. Участники видеоконференции уверены, что такую возможность, несомненно, нужно им дать, хотя при этом считают законопроект достаточно «сырым» и требующим более детальной и тщательной проработки отдельных его пунктов. Поэтому в завершение встречи было принято решение о том, что подготовкой предложений и замечаний к данному законопроекту займутся рабочие группы, созданные в каждом регионе. Тем не менее, согласно распоряжению Президента России законопроект должен быть внесен в Государственную Думу до 1 марта 2014 года, так что время для обсуждения еще есть.
ИРИНА РУКАВИШНИКОВА, заместитель Председателя ЗС РО – председатель комитета по законодательству:– Обсуждение законопроекта с коллегами из других регионов получилось достаточно живым и конструктивным, по итогам которого нами принята резолюция, содержащая ряд рекомендаций и исполнительным органам власти, и законодательным органам, и общественным организациям. В резолюцию также мы внесли дополнительное решение о создании рабочей группы по обобщению замечаний и предложений и выработке какой-то определенной концепции, которая впоследствии будет направлена разработчикам законопроекта. Надеемся, результаты нашей совместной работы будут ими учтены. |