[№12 (62) июль 2014] Андрей Харченко: «Одной из функций контрольно-счетных органов становится анализ эффективности бюджетных проектировок и результатов исполнения бюджета»12.07.2014
3 июля в здании Общественного собрания Ростовской области состоялся круглый стол на тему «Практические вопросы применения законодательства об административной ответственности». В нем приняли участие вице-губернатор Ростовской области СЕРГЕЙ ГОРБАНЬ, первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по бюджету, налогам и сборам АНДРЕЙ ХАРЧЕНКО, председатель донской Контрольно-счетной палаты ВАЛЕРИЙ ХРИПУН. Для участия в совещании в донскую столицу прибыла делегация Счетной палаты Российской Федерации во главе с Аудитором Палаты Сергеем Мовчаном. В состав делегации также вошли руководители НИИ Счетной палаты РФ, главы и представители контрольно-счетных органов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, специалисты по правовой и экспертно-аналитической работе контрольно-счетных объединений Республики Татарстан, Хабаровского края, Тюменской области и Республики Саха (Якутия). Таким образом, в обсуждении приняли участие представители 19 регионов Российской Федерации. Открывая совещание, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, член Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ Валерий Хрипун отметил, что тема круглого стола создает новые возможности для выработки общих подходов повышения эффективности внешнего государственного финансового контроля. Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Сергей Мовчан зачитал приветственный адрес от имени Председателя Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой, после чего полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Владимир Гурба рассказал о реализации бюджетной политики регионов. Вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань отметил, что одним из основных направлений бюджетной политики является укрепление финансовой дисциплины. По его словам, ее нарушение ведет за собой ужесточение ответственности должностных лиц. Сергей Иванович уточнил, что в первую очередь они должны обращать внимание на необходимость 100%-ного освоения федеральных средств. В своем выступлении первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по бюджету, налогам и сборам Андрей Харченко напомнил, что Контрольно-счетная палата Ростовской области была создана в 2002 году с принятием соответствующего закона, и именно этим Областным законом №220-ЗС «О контрольно-счетной палате Ростовской области» от 6 марта 2002 года определялись ее статус, задачи, порядок формирования, состав и структура, а также виды и порядок ее деятельности. Ежегодно Контрольно-счетная палата отчитывается перед Законодательным Собранием Ростовской области о результатах своей деятельности. Об истоках и истории предмета разговора присутствующим рассказал Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации Сергей Мовчан. Все началось с камералистики – знаний, необходимых в XVI веке для управления государственным имуществом, главной целью которых было изучение способов извлечения наибольшего дохода из государственных имуществ. Потом возникло полицейское право, которое в дореволюционной России представляло собой отрасль законодательства и научную дисциплину и явилось прообразом современного административного права. Сейчас данные вопросы регламентируются Конституцией, Федеральными законами и Кодексом об административных правонарушениях. При этом Сергей Мовчан подчеркнул, что сегодня законы должны быть едины для всех регионов России, ведь, как говорил В.И. Ленин, «законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская». В своих выступлениях участники круглого стола отмечали, что некоторые статьи предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ, посвященные ответственности за нарушения бюджетного законодательства, не отличались необходимой конкретикой. Кроме того, имела место несогласованность Бюджетного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Однако с тех пор, как 23 июля 2013 года в стране был принят закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», правовое регулирование бюджетных отношений вышло на новый этап своего развития. Принятие закона послужило стимулом к выработке принципиально новых подходов к применению мер ответственности за его нарушение. Так, законодателем было введено само понятие «бюджетное нарушение», установлены его виды. Претерпел качественные изменения и дополнения и Кодекс РФ об административных правонарушениях: введено 16 новых составов правонарушений в бюджетной сфере, например: «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита», «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» и прочие. В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве существенно расширились полномочия региональных контрольно-счетных органов. В 2014 году перед государственными финансовыми контролерами субъектов РФ поставлены новые задачи. Они получили право составлять протоколы по нарушениям целого ряда статей Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас за нецелевое использование бюджетных средств на должностных лиц накладывается штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
АНДРЕЙ ХАРЧЕНКО, первый заместитель Председателя ЗС РО – председатель комитета по бюджету, налогам и сборам:– Проведение круглого стола по бюджетной политике именно у нас, в Донском крае, говорит о высоком уровне работы контрольно-счетной палаты Ростовской области. В Ростов-на-Дону сегодня приглашены главы и представители контрольно-счетных органов Северного Кавказа и других территорий. Тема, которая сегодня обсуждается, является актуальной, ведь законодательство в бюджетной сфере постоянно претерпевает изменения, что сказывается на работе контрольно-счетных органов и оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие области. |