[№12 (62) июль 2014] Виталий Кушнарев: «Судоходный путь по реке Дон играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок»12.07.2014
День морского и речного флота отметила страна 6 июля. О перспективах развития водного транспорта на Дону корреспонденту «Парламентского вестника Дона» рассказал министр транспорта Ростовской области ВИТАЛИЙ КУШНАРЕВ. – Какую роль играет водный транспорт в экономической структуре Ростовской области? – Судоходный путь по реке Дон играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок водным транспортом. Это самый загруженный участок Единой глубоководной системы России. Мы можем констатировать – участники внешнеэкономической деятельности Ростовской области в последние годы стали шире использовать международное судоходство для прямого внешнеторгового сотрудничества со странами Черноморского, Средиземноморского и Каспийского бассейнов. Объяснение тому – перевозки водным транспортом по-прежнему остаются одними из самых дешевых и доступных. Поэтому их объем имеет тенденцию стабильного ежегодного роста. – На территории области действуют шесть портов. Расскажите, пожалуйста, о задачах, которые они выполняют. – Если стивидорные компании, а их у нас в области 32, осуществляют перевалку узкой номенклатуры грузов, обычно от одного до трех наименований, то порты обеспечивают перевалку широкой номенклатуры грузов, имеют специализированные терминалы и развитую внутрипортовую транспортную инфраструктуру. В 2008 году устьевые порты Ростовской области – Азовский и Ростовский – стали морскими. Они открыты для международного судоходства и имеют круглогодичный режим работы. Деятельность речных портов – Усть-Донецкого и Волгодонского – носит сезонный характер. Они действуют, как правило, с апреля по декабрь. – Каков грузооборот водного транспорта? – Грузооборот водного транспорта в границах Азово-Донского бассейна в последние годы стабильно увеличивается. Так, в 2011 году он составил около 23 млн тонн с учетом транзита. В 2012 году грузооборот увеличился на 8,6% и достиг 25 млн тонн. В 2013 году – 27 млн тонн. Рост грузооборота в основном происходит за счет роста транзитных перевозок. – Предусматривается ли развитие портов? – ОАО «Ростовский порт» совместно с администрацией г. Ростова-на-Дону реализуют проект по выносу первого грузового района предприятия в портово-промышленную зону «Заречная». Сейчас, как мы знаем, первый грузовой район, обеспечивающий перевалку более 50% грузов, пребывающих в адрес ОАО «Ростовский порт», расположен выше разводного железнодорожного моста по течению реки Дон. Такое местонахождение негативно сказывается на работе в осенне-зимний период, когда из-за неблагоприятных погодных условий – сильного ветра или мороза – железнодорожный мост не разводится, и суда, прибывающие с грузом, не могут своевременно стать под выгрузку. Так что перенос грузового района сделает работу порта более эффективной, а это – инвестиционная привлекательность региона. Кроме того, вынос первого грузового района позволит развивать рекреационную зону Ростова-на-Дону. Для привлечения дополнительных грузопотоков продолжается развитие мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт». Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Напомню, что общая стоимость проекта превышает 24 млрд рублей. Сегодня Ростовский универсальный порт располагает 7 современными причальными комплексами с протяженностью причальной стенки 1 150 м. Номенклатура грузов, с которыми работает РУП, представлена контейнерами, углем, зерном, минеральными удобрениями, металлами, цементом, полевым шпатом и другими грузами. – Насколько водный транспорт является привлекательной отраслью для инвестиций? – Как я уже говорил, перевозки грузов водным транспортом по-прежнему остаются одними из самых дешевых, поэтому вложение инвестиций в его дальнейшее развитие весьма привлекательно. – В каком состоянии сегодня находится пассажирский водный транспорт? – Сегодня пассажирский водный транспорт в регионе – это туристические и экскурсионные перевозки. Что касается регулярных пассажирских перевозок, то присвоение статуса морских портам Ростова и Азова повлекло и иные требования к судам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по водным путям области. Суда необходимого класса для обслуживания регулярных пассажирских перевозок у предприятий водного транспорта области отсутствуют. – Планируется развивать новые водные маршруты, в частности, водное сообщение с Крымом? – Сегодня руководством ОАО «Донинтурфлот» прорабатывается возможность организации круизных перевозок по маршруту «Ростов-на-Дону – Ялта». Сейчас ведется работа с представителями Российского морского регистра по согласованию класса судов, которые смогут обслуживать данную круизную линию. – Какие проблемы стоят перед водной транспортной отраслью сегодня? – Основная проблема водного транспорта в регионе – значительный возраст судов. – И каковы пути и возможности решения этой проблемы? – Областное законодательство предусматривает государственную поддержку судоходных компаний в вопросе обновления флота – это, в том числе, субсидирование части процентной ставки банковских кредитов, предоставление льгот по налогу на имущество. Есть примеры, когда, используя господдержку, компании начали обновлять флот. «Донречфлот» с 2008 по 2013 годы приобрел 20 самоходных сухогрузных судов «Волго-Дон», «Волжский», «Волга». Компания «Роузвуд Шиппинг» в 2012 году приобрела 5 танкеров для перевозки нефти и продуктов ее переработки. К сожалению, примеров немного, и я абсолютно убежден, что бизнесу сегодня необходимо активнее использовать преференции, предлагаемые инвестиционным законодательством области. |