[№16 (66) сентябрь 2014] Евгений Шепелев принял участие в работе «круглого стола» по вопросам водоснабжения и водоотведения промышленных объектов15.09.2014
По итогам работы было принято решение инициировать в Правительстве Российской Федерации принятие изменений в нормативно-правовые акты по вопросам водоснабжения и водоотведения с учетом снятия необоснованных финансовых нагрузок на предприятия до октября 2014 года. В рамках деловой программы 10-го Промышленного конгресса юга России и выставок «МетМаш», «Сварка», «Станкоинструмент» 11 сентября 2014 года прошел «Круглый стол», который был посвящен проблемам реализации Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В обсуждении острых вопросов принял участие председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Евгений Шепелев. Камнем преткновения стали изменения, внесенные Российским парламентом в ФЗ №416. Если ранее, в соответствии с предыдущей редакцией, природопользователем являлось только водно-канализационное хозяйство, на которое были возложены обязанности по разработке нормативов допустимых сбросов (НДС), получению разрешения на сбросы, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) и т.п., то с вступлением в силу с 2014 года положений главы 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» отдельные категории абонентов также стали природопользователями. Теперь, как указано на Рисунке 1, и они наделены обязанностями по нормированию сброса загрязняющих веществ, внесению платы за НВОС и возмещению вреда водным объектам. О каких «отдельных категориях» идет речь? Согласно постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 №230 к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованные системы водоотведения. И самое главное: среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м³ в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. В связи с данными изменениями в федеральном законодательстве у крупных промышленных организаций не могли не появиться вопросы. Их обсуждению и был посвящен «Круглый стол», в ходе которого были высказаны, в том числе, и довольно резкие мнения. Так, начальник отдела охраны окружающей среды ЗАО «Алкоа Металлург Рус» Галина Красноперова назвала изменения в закон «простым выкачиванием денег из промышленных предприятий». Она отметила, что закон не отвечает требованиям современной экономики и требует доработки; по ее мнению, должен быть сокращен перечень загрязняющих веществ, и в первую очередь это должно коснуться алюминия и нефтепродуктов. Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Евгений Шепелев принимал активное участие в дискуссии. Он заявил, что возникшие проблемы связаны с введением с 1 января 2014 года отдельных статей закона и изменениями от 28 декабря 2013 года правил холодного водоснабжения и водоотведения, которые не учитывают специфику работы предприятий и применяемых технологических процессов. Начальник отдела по предоставлению прав пользования водными объектами Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Ирина Богданова в свою очередь отметила, что минприроды считает закон №416 своевременным и необходимым, однако согласилась с тем, что он вызывает множество вопросов. Резюмируя свое выступление, она предложила производить все расчеты с учетом специфики субъекта. Заместитель начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Юрий Бахолдин был категоричен. Он заявил, что абоненты должны договориться о нормативах допустимых сбросов до 1 января 2015 года, при этом все должно быть согласовано. По его словам, перенос сроков не предусмотрен. Таким образом, по мнению многих участников «круглого стола», несмотря на то, что принятие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» со всеми поправками и дополнениями должно было во многом облегчить жизнь водно-канализационным хозяйствам с точки зрения перераспределения обязанностей в области охраны окружающей среды путем возложения ответственности частично на абонентов, в действительности создает для организаций ВКХ все новые и новые проблемы и риски. В первую очередь множество вопросов касается того, как устанавливать нормативы допустимых сбросов и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это автоматически влечет за собой неопределенность для данных организаций, поскольку нормативы допустимых сбросов водно-канализационным хозяйствам устанавливаются с учетом нормативов допустимых сбросов абонентов. Кроме того, эти хозяйства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду не учитывают объем и массу веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованные системы водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов. Именно об этом – о составе сточных вод – участникам «круглого стола» подробно рассказал начальник службы контроля стоков абонентов ОАО «ПО Водоканал» Борис Чеботарев. По его словам, объем сточных вод населения составляет ¾ от всего объема стоков. В результате проведения экспертизы сточных вод в их составе были обнаружены железо, ртуть, алюминий и нефтепродукты – количество этих загрязнителей превышало допустимые нормы. Причину этого Борис Чеботарев видит в расположенных на первых этажах жилых многоквартирных домов парикмахерских, магазинов и других коммерческих объектов, которые сливают воду в общий стояк жилого дома, а их очистку ведет ОАО «ПО Водоканал». Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» отметили важность работы органов власти и бизнеса по совершенствованию природоохранного законодательства, созданию условий по сокращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду. Большинство сошлись во мнении, что, к сожалению, принятый Федеральный Закон №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г., вступивший в действие, с изменениями от 28.12.2013 г. С 1 января 2014 года уже не в полной мере отвечает этим задачам и создает дополнительные необоснованные финансовые нагрузки на предприятия. Участники круглого стола приняли решение рекомендовать Союзу работодателей Ростовской области обобщить проблемы предприятий региона, связанные с реализацией Федерального Закона; 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и до 30 сентября 2014 года направить их в Правительство Ростовской области и Законодательное Собрание Ростовской области. Кроме того, было решено предложить Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области совместно с Союзом работодателей Ростовской области и другими объединениями предпринимателей продолжить оперативное информирование предприятий об изменениях правового регулирования в сфере природопользования, в том числе водоснабжения и водоотведения. Наконец, Правлению Союза работодателей Ростовской области необходимо обратиться в Российский союз промышленников и предпринимателей с предложением инициировать в Правительстве Российской Федерации принятие изменений в нормативно-правовые акты по вопросам водоснабжения и водоотведения с учетом снятия необоснованных финансовых нагрузок на предприятия до октября 2014 года.
ЕВГЕНИЙ ШЕПЕЛЕВ, председатель комитета ЗС РО по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи:– Практика реализации Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении» с изменениями и дополнениями вызывает нарекания и у частных лиц, и у глав крупных производственных предприятий. На мой взгляд, не учитываются специфика работы предприятий и технологические процессы, которые используются. В результате этого плата предприятий за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения возрастает в разы. Руководители компаний считают эти требования избыточными, отрицательно сказывающимися на экономический деятельности и инвестиционной привлекательности, и надеюсь, что проведение этого «круглого стола» позволит уточнить требования федерального законодательства и других нормативно-правовых актов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также поможет найти пути решения возникающих проблем. Каждое предприятие – это живой организм, и он должен работать четко, без сбоев. Неправильно говорить руководителям предприятий, что они должны решать свои проблемы в одиночку. Это наши предприятия, они формируют бюджет страны, области и муниципалитетов, любой финансовый сбой уже не даст им четко и грамотно работать. И, судя по ситуации, которая складывается в связи с Федеральным законом №416 и обращениям руководителей предприятий, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области имеют право изучить все аспекты и проблемы, инициировать поправки в этот нормативный акт, обратившись в российский парламент с соответствующей инициативой – искать решения данной ситуации. |