[№1 (73) январь 2015] Владимир Влазнев: «Консультационные центры помогут повысить уровень грамотности»30.01.2015
Зачем была проведена нашумевшая реформа местного самоуправления? Кто же теперь все-таки главный: глава городской Думы или глава местной администрации? Как победить коррупцию? На эти и многие другие вопросы нам ответил руководитель Ростовского регионального исполкома Всероссийского Совета местного самоуправления, депутат Азовской городской Думы ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ВЛАЗНЕВ. – Владимир Викторович, 14 сентября 2014 года вы участвовали в выборах депутатов Азовской городской Думы 6-го созыва. По данным азовской территориальной комиссии, за вас проголосовало 53,25 процентов избирателей. Редакция газеты «Парламентский вестник Дона» поздравляет вас с победой! Расскажите об этих выборах, ведь в вашем городе они прошли уже по новой, только что утвержденной системе… – Спасибо за поздравления. Действительно, Азов стал первым городом Ростовской области, где после отмены прямых выборов мэров введена новая система муниципального управления – до этого мэр и Гордума избирались путем прямого голосования. Новый порядок утвержден изменениями, внесенными в 2014 году в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – Реформа местного самоуправления наделала много шума, немногие понимают целесообразность ее проведения. Как вы считаете, в чем же все-таки причина внесения этих нашумевших поправок в привычный для всех закон? – Президент Российской Федерации Владимир Путин 26 мая 2014 года на заседании Совета по развитию местного самоуправления отметил, что вопрос о четком разграничении полномочий органов является краеугольным камнем для устройства всей системы власти. По словам Владимира Владимировича, базовая идея реформы состоит в том, чтобы сделать эффективным, дееспособным именно низовой уровень местного самоуправления, четко определить, за что он отвечает и за счет каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия наши коллегии в муниципалитетах. – Какова суть этих изменений? – На Дону базовым документом реформы местного самоуправления можно назвать закон «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области». Он предусматривает, что главы районов и поселений теперь избираются из составов представительных органов, при этом глава района или поселения возглавляет представительный орган муниципального образования. Его должность теперь называется «председатель Собрания депутатов – глава района/поселения». Изменился и порядок формирования районных собраний депутатов. Прямые выборы заменила процедура делегирования из поселений: глава поселения плюс один депутат местного представительного органа, выбирают которого не жители, а коллеги депутата из местного парламента. Кроме того, в схеме появилось и новое лицо – глава администрации муниципалитета, работающий по контракту. На эту должность претенденты отбираются по итогам конкурсов. В состав этих конкурсных комиссий входят представители отраслевых органов власти, способные оценить пригодность того или иного кандидата. – Выборы по новой системе уже прошли в Ростове-на-Дону и Азове в 2014 году. Какие перемены ждут жителей области в 2015-м? – Весной 2015 года в 26 муниципальных районах и 3-х городах истекают полномочия представительных органов МСУ и глав. В сентябре 2015 года пройдут выборы депутатов городской Думы г. Ростова-на-Дону, Куйбышевского сельского поселения и 7 городов Ростовской области, в числе которых Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск и Шахты. – Так кто же теперь главнее: глава городской Думы, он же глава города, или все-таки глава местной администрации? К кому жители должны обращаться со своими проблемами? – Главным в городе будет тот, кто работает по контракту, а это глава местной администрации. Именно к нему со своими проблемами должны идти люди, но, если он не решает проблему, есть контролер в лице депутата. Если же и он не работает должным образом, есть городская Дума в целом как главный контролер над всеми, кто работает в системе муниципального управления. Вес главы города – в его контрольных функциях. Он как возглавляющий городскую Думу, как представляющий со всеми депутатами все население города обладает контрольными функциями по отношению к главе местной администрации. Последний также будет отвечать за нерешенные вопросы перед губернатором, потому что он отвечает за взаимодействие с правительством области, за реализацию всех переданных государственных полномочий, за результаты хозяйственной деятельности. Он несет юридическую ответственность перед Думой и губернатором вплоть до прекращения контракта и увольнения. – Владимир Викторович, помимо того, что вы являетесь руководителем регионального исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», также в декабре прошлого года вы стали руководителем Межрегионального Консультационного центра для обучения и консультирования глав муниципальных образований, депутатов представительных органов власти по актуальным вопросам местного самоуправления. Какие проекты сейчас реализуются? Связаны ли они с реформой? – В конце 2014 года на совещании в Государственной Думе было принято решение о создании на базе региональных отделений ВСМС сети таких Консультационных центров. Они сформированы для обучения и консультирования глав муниципальных образований, депутатов представительных органов власти по актуальным вопросам местного самоуправления, в том числе и по вопросам реформы. Всего в России работает 8 Межрегиональных центров. Центр в Ростове будет консультировать специалистов ЮФО и Крыма. Координатором данного проекта является заместитель Губернатора Ростовской области, заместитель председателя Всероссийского Совета местного самоуправления Александр Ищенко. – Задача не из легких... Каким образом вы собираетесь действовать? – Согласен, зачастую руководители на местах даже не успевают отслеживать изменения в федеральном и региональном законодательстве. Мы будем создавать условия профессиональной коммуникации и обмена успешным управленческим опытом между участниками проекта. Будем работать над повышением уровня знаний специалистов в области местного самоуправления, а также организуем диалог участников программы с государственными деятелями, сенаторами, депутатами Государственной Думы ФС РФ, представителями профильных министерств и ведомств и лучшими представителями российского экспертного сообщества в сфере муниципального управления. – На какой стадии сейчас находится подготовка проекта? Конкретная учебная программа уже разработана? – В ходе рабочих консультаций было выработано решение о двух тематических компонентах проекта: федеральном (обязательном и одинаковом для всех регионов) и региональном. Уже утверждены направления федерального компонента. Специалистам представят общий обзор изменений законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении за 2014 год, разъяснят основные положения ФЗ №136 «О внесении изменений в статью 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, расскажут о разграничении властных полномочий по решению вопросов местного значения, внесении изменений в земельное законодательство и Федеральном законе №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – А кто определяет программу регионального компонента консультационного центра? – Ее как раз определяют Межрегиональные Консультационные центры для обучения и консультирования глав муниципальных образований, депутатов представительных органов власти по актуальным вопросам местного самоуправления. Обучение стартует в апреле 2015 года, мы планируем провести всего 40 обучающих мероприятий по всей России. К участию в них будет привлечено не менее 1 000 руководителей и сотрудников органов местного самоуправления, депутатов представительных органов власти из 45 субъектов Российской Федерации. – Давайте вернемся к Федеральному закону №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о «подводных камнях» которого вы будете рассказывать главам муниципалитетов и депутатам. Правда ли, что он обязывает руководителей заранее утверждать долгосрочные планы-графики закупок? – Законом №94-ФЗ, утратившим силу 1 января 2014 года, и раньше была предусмотрена обязанность заказчиков размещать на официальном сайте www.pravo.gov.ru планы-графики размещения заказов. В 2014 году это требование сохранилось, однако с 1 января 2015 года Федеральный Закон №44 действительно ввел процедуру долгосрочного планирования государственных и муниципальных закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Хочу обратить внимание на то, что при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, на что прямо указывает ст. 10 ФЗ №44. Главные органы, регулирующие контрактную систему – это Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба. – Какова цель введения нового закона? Борьба с коррупцией? – И это тоже. Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным, конечно, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. И главное: закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. – Владимир Викторович, спасибо вам за интересный диалог! Еще раз поздравляем с победой на выборах и желаем больших успехов в осуществлении всех планов! – В свою очередь хочу поздравить читателей «Парламентского вестника Дона» с Новым годом, Рождеством и Крещением! Крепкого здоровья, счастья и всех благ! |