АО «Ростовводоканал»: Качество воды – это качество нашей жизни26.12.2018
АО «Ростовводоканал» является крупнейшим современным коммунальным предприятием юга России. Компания оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения жителям Ростова-на-Дону, Батайска, населенных пунктов Аксайского, Азовского и Мясниковского районов. Сегодня Ростовский Водоканал – успешный пример государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ. За последние семь лет Ростовский Водоканал сократил забор воды из реки Дон на 22%, существенно улучшив при этом качество очистки стоков. Комплекс повторного использования вод промывки фильтров – качественно новый подход к потреблению ресурсов
Ярким событием 2018 года стал пуск в эксплуатацию на территории очистных сооружений Александровского водопровода комплекса сооружений повторного использования вод промывки фильтров и отстойников. Одним из первых важнейший для экологии региона объект осмотрел губернатор Ростовской области Василий Голубев. Строительство объекта, который несет огромное природоохранное значение для реки Дон и всего Азово-Черноморского бассейна, символично завершилось в 2017 году, объявленном в России Годом экологии. В результате работы построенного комплекса вода, которой в процессе водоподготовки периодически промывают фильтры очистных сооружений, перестала сбрасываться в Кизитериновскую балку, она возвращается в основной производственный цикл. Кроме того, это позволило снизить объём забираемой из Дона воды на 14 миллионов кубометров в год, что составляет около 8% от общего годового водозабора и сопоставимо с годовым водопотреблением города Батайска или Гуково. В состав комплекса входит цех механического обезвоживания осадка сточной воды, насосная станция. Главный санитарный врач Ростовской области Евгений Ковалев во время осмотра новых сооружений подчеркнул, что построенный комплекс сыграет роль не только в оздоровлении реки Дон. Его работа положительно скажется на качестве поставляемой воды в другие населенные пункты: «У нас в области таким образом организовано водоснабжение, что река Дон является источником для находящихся ниже Ростова населенных пунктов – таких как Азов, Таганрог и других. В этой связи прекращение сброса стоков в Кизитеринку, откуда вода попадает в Дон, означает, что качество отбираемой воды для этих мест улучшится». Проектная производительность комплекса стоимостью 1,3 млрд рублей составляет 46,6 тыс. куб. м в сутки. Это – крупнейший объект второго этапа инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», известного как «Вода Ростова». Важно отметить, что программа реализуется на принципах государственно-частного партнерства при непосредственном содействии администрации города и Правительства области, а единственным инвестором выступает сам «Ростовводоканал», входящий в группу компаний АО «Евразийский». Комплекс повторного использования вод промывки фильтров Ростовского Водоканала – это качественно новый подход к потреблению ресурсов, так как отходов в процессе водоподготовки больше нет. Очищенная в построенном блоке вода поступает в голову очистных сооружений. Там, смешиваясь с подаваемой речной водой с водозаборов, она проходит полный цикл водоподготовки и накапливается в резервуарах чистой воды. Оттуда вода подается в сеть города и на промывку фильтров. В то же время ил и песок, который задерживают фильтры очистных сооружений, не отправляется в балку. Образующийся осадок обезвоживается и утилизируется, а отделенная от него вода – направляется через систему канализации на очистку на сооружениях Ростовской станции аэрации. Стоит отметить, что в Россию практика повторного использования сточных вод пришла сравнительно недавно, но уже отлично зарекомендовала себя в водоканалах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Уфы. Теперь в этом ряду гордо стоит и Ростов-на-Дону.
Инновация в борьбе с неприятным запахом воды
В ноябре 2018 года научно-технический совет АО «Евразийский» – стратегического инвестора АО «Ростовводоканал» – утвердил новую схему размещения оборудования по дозированию порошкообразного активированного угля для борьбы с неприятным запахом воды. Предприятие отказалось от идеи строительства нового капитального строения и остановилось на варианте блочно-модульного размещения специального оборудования на площадке водопроводной насосной станции 1-го подъема №2 на водозаборе №2. Данная схема размещения наиболее оптимальна и позволит обрабатывать весь объем забираемой из Дона воды. Как рассказала главный инженер компании-проектировщика Анастасия Моторкина, оптимизированная схема не только уменьшит расходы на размещение оборудования, но и значительно сократит срок реализации проекта. По оценкам экспертов, при капитальном строении согласование земельных вопросов заняло бы, по меньшей мере, три года. Внедрить технологию по дозированию порошкообразного активированного угля в процессе водоподготовки Ростовский Водоканал планирует в 2019-2020 годах. Отметим, во времена строительства водозаборных и очистных сооружений ростовского водопровода проблемы запаха воды не существовало. В этой связи технологических узлов по удалению одорирующих (пахнущих) веществ предусмотрено не было. Сегодня, когда качественные показатели воды в реке Дон значительно ухудшились, система требует модернизации. После целого комплекса научно-исследовательских работ, в том числе в московской лаборатории, специалистам Водоканала удалось определить причину того самого «затхлого» запаха воды. Его придает геосмин – вещество, выделяемое сине-зелеными микроводорослями. Избавиться от геосмина в воде оказалось непросто. В процессе лабораторных испытаний желаемого результата добились с помощью древесного порошкообразного активированного угля. Он обладает уникальными характеристиками: «собирает» в себя (абсорбирует) соединения, вызывающие запах – даже те, что присутствуют в воде на уровне нанограммов, не влияют на её химический состав, но при этом вызывают ухудшение её органолептических показателей. В прошлом году АО «Ростовводоканал» заключил договор с научно-производственным объединением ООО ТД «ЛИТ» на проведение испытаний технологии очистки воды с помощью порошкообразных активированных углей, в том числе и на пилотной установке. Так удалось подобрать оптимальные дозы вещества и определить места его дозирования. Проект по внедрению данной технологии успешно прошел экспертизу в 2018 году. В целях сокращения сроков строительства и стоимости модернизации разработчик предложил усовершенствованное решение. Основные проектные технические показатели при этом сохраняются. Вместо капитального здания оптимизированная схема подразумевает установку специализированных технологических модулей контейнерного типа. Размещаться они могут даже на открытом воздухе. Аналогичные комплексы уже успешно эксплуатируются водоканалами Москвы и Санкт-Петербурга.
ЧМ по футболу на высоком уровне
2018 год стал знаковым для всего нашего города, который принимал матчи Чемпионата мира по футболу. Конечно, такое событие не могло обойти стороной и Ростовский Водоканал – одно из градообразующих предприятий донской столицы. Объекты, построенные к Чемпионату мира по футболу, были своевременно подключены к воде и канализации. Всё время подготовки к играм предприятие вело совместную работу с администрацией города и Правительством Ростовской области в части синхронизации капитального ремонта сетей. Так, в 2017 году «Ростовводоканал» завершил капитальный ремонт водопроводных сетей в центральной части города по основным маршрутам Чемпионата, внедрил систему глубокой очистки воздуха (деодорации) на канализацонной насосной станции №6, которая находится на Левом берегу вблизи «Ростов-Арены». В самый сложный период – в дни проведения Чемпионата – специалисты АО «Ростовводоканал» сработали слаженно, обеспечив стабильное водоснабжение спортивных и других значимых объектов. В городе дополнительно в круглосуточном режиме дежурили по две аварийные бригады водопровода и канализации, укомплектованные необходимой спецтехникой, бригады механиков и электриков, готовые в любой момент отрегулировать вышедшее из строя оборудование. Все они прошли необходимую аккредитацию и беспрепятственно передвигались по городу, оперативно реагируя на заявки. В результате никаких неудобств, связанных с водоснабжением, жители и гости Ростова не испытали. В 2018 году АО «Ростовводоканал» переложил 17, 5 км сетей водопровода и 5 км сетей канализации силами водоканала и подрядных организаций. По сравнению с 2017 годом количество повреждений на сетях водопровода снизилось на 4,5%, на сетях канализации – на 6,4%.
Клиент на первом месте
АО «Ростовводоканал» стремится к тому, чтобы большинство вопросов клиенты могли решать дистанционно, экономив таким образом свое время. Для этого компания значительно расширила перечень электронных услуг на официальном сайте (vodokanalrnd.ru). Сервис позволяет подавать заявки на первичную регистрацию приборов учета в квартире и в частном доме, с его помощью можно заказать справку о состоянии лицевого счета, вызвать специалиста для демонтажа контрольной пломбы, внести данные о проведенной поверке водомера. Продолжают набирать популярность и давно знакомые абонентам сервисы – «Личный кабинет», где можно передавать показания, оплачивать услуги и отслеживать все платежи, а также три кнопки – «Передать показания», «Оплатить» и «Узнать задолженность» на главной странице сайта без регистрации. Любую консультацию абоненты АО «Ростовводоканал» могут также получить дистанционно, позвонив по телефону «горячей линии»: +7(863)282 17 17. Сейчас работа сервиса значительно улучшена, число неотвеченных звонков составляет около 2%. В августе 2018 года для удобства клиентов на базе своего главного офиса по адресу: М. Горького, 293, АО «Ростовводоканал» открыло центр обслуживания организаций и предпринимателей. Его пропускная способность – свыше двух тысяч человек в месяц. Ранее прием представителей бизнеса вели в пунктах службы «Одно окно» и в бухгалтерии для юридических лиц. В целях повышения качества обслуживания и увеличения эффективности работы было принято решение разделить потоки этих категорий клиентов. Такая мера позволила перенаправить 20% трафика и справиться с очередями в пунктах «Одно окно», где теперь обслуживаются только физические лица. «Таким образом, мы продолжаем нашу программу по созданию современных, технологичных и комфортных пунктов обслуживания, – рассказывает заместитель генерального директора по сбытовой деятельности АО «Ростовводоканал» Владимир Петухов. – У абонентов не должно возникать никаких вопросов по взаимодействию с нами – обслуживание происходит быстро и понятно». Обращаться в новый центр могут управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, бюджетные организации, различные предприятия, а также индивидуальные предприниматели по широкому кругу вопросов: заключение договоров на водоснабжение и водоотведение, взаиморасчеты, транспортировка жидких бытовых отходов. В новом офисе работает электронная очередь, создана комфортная зона ожидания, а прием одновременно ведут 10 окон и касса. Центр обслуживания организаций и предпринимателей АО «Ростовводоканал» работает с понедельника по пятницу с 8 до 17 без перерывов.
Мария Шульга, фото из архива компании |