Александр Крат: «Стигматизация – один из основных барьеров для особенных детей»05.02.2019
Александр Крат: «Стигматизация – один из основных барьеров для особенных детей» В современном мире все больше преобладает точка зрения, что инвалидность – не причина для жесткого социального ограничения человека. Во многих странах активно предпринимаются шаги, которые открывают для инвалидов доступ к объектам социальной инфраструктуры, дают возможность получать образование, работу и вести полноценную жизнь. Особое внимание сегодня уделяется сопровождению детей с ограниченными возможностями. Вопросы социальной политики и поддержки обсудили на прошедшем в Законодательном собрании Ростовской области круглом столе 18 января. Центральной темой встречи стала реализация в регионе системы непрерывного комплексного сопровождения детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями. Начальник управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области Александр Крат и начальник отдела охраны здоровья женщин и детей Татьяна Выгонская рассказали корреспонденту «Парламентского вестника» об основных достижениях и трудностях медицины региона в сфере реабилитации детей с особенностями. По мнению Александра Крата, помощь ребятам-инвалидам нельзя рассматривать лишь с медицинской точки зрения. Реабилитация каждого ребенка должна проходить комплексно. В этой деятельности задействованы не только врачи, но и специалисты Минобразования, Минтруда, представители общественных организаций. Однако сегодня их взаимодействие не всегда можно назвать слаженным. Если рассматривать часть работы, которая лежит на медиках, то в нее входят диагностика, лечение, наблюдение, лекарственная терапия и проведение реабилитационных мероприятий. Необходимо помочь в социализации, оказать психологическую поддержку особенному ребенку и его семье, дать возможность получить образование и профессию. Эта деятельность лежит уже в зоне ответственности психологов, педагогов, волонтеров. Степень ограничения ребят с инвалидностью, их возраст, выполнение условий доступности среды являются основными критериями выбора для них места реабилитации. Существует трехуровневая система деятельности медучреждений. На первом находятся все территориально приближенные к инвалидам центры и больницы. Их специалисты осуществляют диагностику, направляют особенного ребенка в областные медицинские организации для углубленного обследования, установления диагноза и назначения лечения. Также там проводят мероприятия по индивидуальной программе реабилитации и абилитации. К учреждениям второго и третьего уровня относятся межмуниципальные и областные отделения. Там проходит реабилитация инвалидов, имеющих «тяжелые» ограничения. В таких учреждениях применяются современные технологии по всем направлениям комплексной реабилитации. Помощь имеет поддерживающее и оздоровительное направление. По словам начальника отдела охраны здоровья женщин и детей Татьяны Выгонской, в Ростовской области в сфере реабилитации используется также частно-государственное партнерство. Оно расширяет рамки возможностей государственной медицины. – Примером может стать детский санаторный оздоровительный комплекс «Мир». Он находится в хуторе Красный десант Неклиновского района. В нем на условиях оказания помощи в системе обязательного медицинского страхования дети получают не только помощь медиков, но и психологов, педагогов, – рассказывает Татьяна Выгонская. – Также там проводят альтернативные виды реабилитации – иппотерапию и канистерапию. Это методы лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных лошадей и собак. Комплекс работает круглогодично. В летний период там могут отдохнуть и поправить здоровье до 950 детей в возрасте от 7 до 17 лет, с осени до весны туда приезжают до 350 ребят, нуждающихся в реабилитации. Но врачи проводят лишь одну из частей реабилитации. Важным аспектом является и отношение общества к ребенку с ограниченными возможностями, отмечает Александр Крат. – Ведь инвалидность некоторыми людьми воспринимается практически как приговор. С ней связано множество стереотипов, она становится преградой для человека в реализации его потенциала. В этом заключается проблема стигматизации. Стигма – это, прежде всего, социальный атрибут человека, формируемый внешней социальной средой, – подчеркивает Александр Васильевич. – Негативные последствия стигматизации связаны с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением. Это сказывается как на самом ребенке, его семье, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания. К счастью, сегодня ситуация меняется. Когда дети-инвалиды попадают в общеобразовательные учреждения, например, отношение других ребят со временем становится к ним теплым и дружелюбным. Начальник управления лечебно-профилактической помощи отмечает, что и сам уровень проводимой в Ростовской области реабилитации стал выше. Напомним, что по уровню развития медицины в целом Ростовская область находится на седьмом месте среди регионов страны.
Дарья Иванова, фото автора |