ИРИНА ТЕЛАРОВА: «В 2019 ГОДУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОЖИДАЮТ МНОГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВШЕСТВА»26.12.2018
ИРИНА ТЕЛАРОВА: «В 2019 ГОДУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОЖИДАЮТ МНОГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВШЕСТВА» Чем ближе Новый год, тем чаще люди задумываются, какие подарки и новшества принесет 2019 год потребителям и будут ли эти изменения к лучшему. О ярких событиях года уходящего и о том, чего стоит ожидать жителям Ростовской области от нового года, рассказывает директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова. КОНКУРС КУЛИНАРОВ И ПИЦЦМЕЙКЕРОВ
– Ирина Вячеславовна, в конце этого года в «ДонЭкспоцентре» прошла выставка «HoReCa Don. Индустрия гостеприимства». Выставка проводится не первый год при постоянной поддержке департамента потребительского рынка Ростовской области. Чем она была необычна на этот раз? – Выставка в этом году впервые прошла самостоятельно, а не в рамках других конкурсов, и была посвящена только рестораторам. Мы видим, что тренд питания вне дома в центре внимания, хотя, возможно, в цифровом выражении результаты не очень заметны. Это связано с невысокой платежеспособностью населения. В рамках выставки у нас состоялось шесть конкурсов, которые были ознаменованы различными направлениями, в том числе важный всероссийский кулинарный конкурс Shef a la Russe 2019. Победители отборочных туров среди профессионалов и юниоров были номинированы поездкой на Всероссийский чемпионат Shef a la Russe в Москву весной 2019 года. Первое место в нем заняли наши рестораторы, и Ростовскую область будут представлять в Москве именно они. Отборочный этап прошел достаточно успешно для нашего региона, поэтому мы и дальше будем следить за ходом этого мероприятия. – Что из себя представляет на сегодняшний день сфера общественного питания на Дону? – Она включает 6500 объектов общественного питания на 274 тысячи посадочных мест. У нас увеличилась за год сеть на 34 предприятия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего это предприятия открытой сети – рестораны, кафе, бары. И около 1800 закрытой сферы – столовые на производственных предприятиях, школьные столовые. Причем наблюдается рост не только количества организаций, но и рост количества обслуживаемых граждан. В этом году донская сфера гостеприимства прошла серьезный тест на прочность во время Чемпионата мира по футболу, показав себя эффективно, продуктивно и качественно. Все остались очень довольны. Можно отметить, что, несмотря на климат и сильную жару, у нас не было случаев пищевого отравления. Был случай перегиба по ценам – и то произошла техническая ошибка. На территории региона работают предприятия Краснодарского края, у них и произошла путаница с ценниками. Что дало основания говорить о том, что цены в нашем регионе были существенно ниже. Оборот общественного питания за 10 месяцев у нас составил 31 миллиард рублей, что на 6 процентов выше показателей прошлого года. – Это все плюсы Чемпионата мира? – Чемпионат помог учреждениям общественного питания – в основном тем, что находились в двухкилометровой зоне, прилегающей к стадиону. Здесь была локация иностранных гостей. Многие из них утром прилетали на матч, а вечером или ночью улетали. Была востребована зона гостеприимства, организованная у аэропорта, но только в дни матчей. Существенного роста и притока клиентов другие предприятия общественного питания и торговли не ощутили. – Сколько жителей Дона трудится в сфере общественного питания? – В отрасли трудится 36 тысяч граждан, живущих в Ростовской области. И у нее есть перспективы роста. Мы планируем все больше вовлекать их в сферу гостеприимства, в мероприятия по популяризации донской кухни, для участия в праздничных событиях. В этом году впервые был согласован календарь гастрономических событий в нашем регионе. Регулярно в муниципальных образованиях в выходные дни проходят мероприятия с гастрономической составляющей. Я уже не говорю о таких масштабных мероприятиях, как «День Багаевского огурца», где происходит целое действо, собирающее сотни людей. Фестивали «Донская селедка», «Донская уха», «Донская лоза» тоже стали любимыми праздниками не только у жителей нашего региона, но и привлекли внимание гостей из других регионов. В следующем году мы будем расширять календарь мероприятий с гастрономической составляющей, так как это ключевое направление развития данной сферы.
В ТРЕНДЕ ЛОКАЛЬНАЯ КУХНЯ
– Локальная кухня по-прежнему является трендом? – Наряду с локальной кухней трендом является и здоровое питание, что тоже немаловажно. Мы прививаем гостям нашего региона культуру потребления традиций донской кухни, обычаев приготовления. Предприятия общественного питания с 2016 года проходят сертификацию в системе «Сделано на Дону». В настоящее время в системе сертифицировано 15 объектов. Этот год является юбилейным для системы добровольной сертификации. В течение пяти лет мы достаточно активно проводили информационную политику и продвижение продукции со знаком качества, стимулируя предприятия и индивидуальных производителей участвовать в этом проекте. Сейчас в числе его участников 52 предприятия, 42 из которых – это производители. География и количество участников растет, а это говорит о том, что проект работает. По результатам исследования уже 83 процента наших граждан знают, что такое система добровольной сертификации, и руководствуются при выборе товаров наличием знака «Сделано на Дону». А это тоже важный показатель и стимул для производителя высококачественных продуктов! Будем развивать этот проект, расти и за счет поставок в другие регионы. – Как Вы относитесь к появлению РСС – нового знака качества? – Это тренд качества на федеральном уровне. Он навеян духом времени, спросом потребителя. Сегодня мы обсуждаем тему верификации продуктов. То есть, процесс ее проверки на соответствие установленным нормам и правилам, включающим в себя порядок проведения и оформление результатов контроля. При исследовании выясняется, что покупатель зачастую вводится в заблуждение, например, покупая под названием «молоко» молочный продукт. Наши специалисты каждый год проводят исследования продукции и доводят информацию о результатах до потребителя. Знак качества является ориентиром для потребителя, страхует от фальсификата. Но истребить полностью фальсификат в магазинах не так просто. В первую очередь сами производители должны чувствовать свою ответственность. Если уж написал на этикетке слово «масло», то это должно быть именно масло, а не спред. Потребитель сегодня должен знать: этот знак помогает ему разобраться. И мы пресекаем такие ситуации, когда производитель пишет на товаре не то, что в действительности. Когда мы видим, что на полке с краснодарской продукцией висит знак «Сделано на Дону» – это вопиющий факт. Мы жестко работаем с такими предприятиями. У нас заключены пользовательские соглашения с объектами торговли. В основном это крупные предприятия. Их 1700 – это наши сетевые операторы, региональные предприятия.
ТЕМПЫ ПРОДАЖ НЕ СОКРАЩАЮТСЯ
– Расскажите, пожалуйста, о тенденциях текущего года. – Темпы продаж не сокращаются, несмотря на то, что платежеспособность граждан стабильна. По товарообороту у нас есть небольшой рост. Очень важно, что мы не допустили большого роста цен. У нас в этом году индекс потребительских цен составил всего 101,8 процента. Тогда как в прошлом году этот показатель был 103,6 процента. При этом по России в целом показатель выше почти на 0,8 процента. Это связано с тем, что на Дону развивается собственное производство товаров, а также с тем, что у нас проводится много мероприятий, направленных на расширение возможности дешево купить новый товар. Работают правила рынка, конкуренции. У нас стало больше магазинов-дискаунтеров. Если раньше люди знали «Пятерочку», «Магнит», то сейчас появился «Светофор» и другие. Немаловажным аспектом является проведение ярмарочных мероприятий. В этом году у нас их стало больше, ярмарочных площадок тоже больше. В том числе посредством организации цивилизованной ярмарочной торговли на площадках торговых сетей. Ярмарки проходят у нас практически каждые выходные. Мы видим, что этот формат востребован населением, что на ярмарках цены на многие продукты намного ниже, чем у сетевых операторов, и иногда даже ниже, чем на рынках. Ярмарки в городской черте и муниципальных образованиях очень востребованы, особенно сезонные ярмарки и ярмарки выходного дня. У людей есть возможность сделать запасы на зиму, приобрести продукты впрок. Мы будем и дальше работать в этом направлении, чтобы потребитель мог покупать продукты ниже по ценам напрямую от производителей, исключая плечо логистики. – На каких условиях производители могут принять участие в ярмарке? – В торговых сетях места предоставляются абсолютно бесплатно Торговая сеть берет на себя уборку, подключение к энергосетям. Производителю нужно только приехать и предложить свой товар. Причем потребители уже знают трафик. Ярмарки есть в каждом районе, не надо ехать в другой. У нас организаторами ярмарок часто выступают муниципальные образования, которые тоже предоставляют места на бесплатной основе – чаще всего, это ярмарки выходного дня. СЮРПРИЗЫ НОВОГО ГОДА
– Ирина Вячеславовна, и все же как Вы относитесь к тому, что российский рынок покидают такие гиганты, как гипермаркет «Касторама», немецкая сеть бытовой техники «Медиа Маркт»? – Свято место пусто не бывает. Эту нишу занимают другие, те, кто выдерживают конкуренцию. В феврале в Западном жилом массиве на месте «Касторамы» откроется торговый комплекс «Леруа Мерлен», который может предложить жителям большой ассортимент товаров по доступным ценам. Я абсолютно не вижу, чтобы у нас вымывался какой-то сегмент. Западный активно развивается в плане строительства, и я уверена, что у небольших магазинчиков тоже есть возможность развиваться. Мы – за развитие конкуренции. Для потребителя выгодно, когда открывается больше объектов. Сегодня все чаще появляются магазины с уникальными предложениями – это пекарни, магазины мясной продукции, эксклюзивные товары непродовольственной сферы. Потребителю интересны уникальные предложения, он их ищет. А значит, есть куда расти и куда двигаться. – Поделитесь, пожалуйста, секретом, что нового и интересного ждет нас в 2019 году? – Чрезмерно оптимистичных прогнозов на 2019 год никто не дает, но мы не опускаем руки. Потребительский рынок Ростовской области входит в шестерку лучших в России. У нас есть перечень инвестиционных проектов, они реализуются, открываются новые объекты. В ТЦ «Мегамаг» недавно открылся кинотеатр формата Аймакс. На Северном в этом году открылся ТЦ «Парк». Это четырехуровневый торгово-развлекательный комплекс, который включит в себя абсолютно уникальную зону благоустройства и развития территории. Зеленая зона отдыха для жителей Северного жилого массива – это нечто совершенно новое, чего еще не было в Ростове. Горожане увидят ее в следующем году. Группа компаний «Горизонт» планирует открыть гостиничный комплекс с повышенной зоной комфорта и сервиса. Есть ряд проектов с торговыми сетями, которые тоже планируют нововведения на потребительском рынке области. В стадии завершения строительства находится торговый центр «Лимон», в основу которого легла очень интересная задумка. Они ушли от образца классического торгового центра и будут ориентированы на реализацию фермерской продукции. Инвестиционные проекты очень важно расширять не только в нашем мегаполисе. На сегодняшний день мы планируем развивать инфраструктуру потребительского рынка в иных муниципалитетах – это Таганрог, Шахты, Новошахтинск. Мы не уходим от идеи, чтобы в Ростовской области открылись сети премиального класса типа «Азбуки вкуса». Есть проекты по созданию зон мультифункционального придорожного сервиса с гостиницами, автозаправками, ярмарочными площадками и предприятиями общественного питания. Очень скоро откроется первый многофункциональный сервис в Красносулинском районе. На территории Ростовской области таких зон планируется около 6-10. Не могу открывать всех планов – все сами увидите. Важно каждый день для наших потребителей создавать комфортные условия – эта задача поставлена губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым. Во главе всех наших проектов – человек, наши граждане! Желаю всем счастливого и наполненного яркими событиями нового года!
Беседовала Ольга Санина, фото предоставлены департаментом потребительского рынка РО |