Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Инна Шевченко: Здесь вы можете сконструировать будущее и заглянуть из будущего в сегодняшний день!

Такими словами 21 сентября временно исполняющий обязанности ректора ЮФУ Инна Шевченко открыла на стадионе «Ростов-Арена» традиционный X Фестиваль науки юга России. Праздник науки собрал под одной крышей представителей всех видных университетов и институтов Южного федерального округа, власти, участников бизнес-сообщества, а также подростков – выпускников школ, иностранных абитуриентов и гостей из дальнего зарубежья – Южной Кореи, Польши, Парагвая.

Амбициозную задачу перед будущими учеными поставил в своей приветственной речи депутат Государственной Думы России Алексей Кобилев:

– Нам необходимо создать 15 научно-образовательных центров в России, один из которых будет создан в Ростове-на-Дону, чтобы наша страна смогла войти в пятерку стран с лучшими показателями научно-технического развития.

Как отметил заместитель министра общего и профессионального образования РО Андрей Фатеев, для достижения данной цели в Донском регионе делается все возможное: создаются опорные школы РАН, которые готовят учеников, способных не только отвечать на большие вызовы в современной науке, но и решать будущие исследовательские задачи.

На выставочных площадках выпускники школ могли познакомиться с современными достижениями научной деятельности высших учебных заведений юга России, узнать реальные кадровые потребности предприятий-работодателей и попробовать себя в роли ученых, изучив повадки осетра в открытом аквариуме, проделав химические опыты в мобильных лабораториях или управляя роботом-помощником.

Самая крупная и красочная программа была представлена Южным федеральным университетом, он же стал ВУЗом-организатором мероприятия.

Пространство подтрибунных помещений было разбито на отдельные залы, где кипели дискуссии состоявшихся членов научного сообщества. В зале имени Ю. Жданова прошло заседание Общественного совета федерального проекта «Новая школа», центральной темой которого стало обсуждение проекта «Стратегия развития образования в Российской Федерации до 2030 года».

«Стратегия развития образования в Российской Федерации до 2030 года» – это программный документ, призванный определить основные цели, задачи и направления развития российского образования на предстоящие 10 лет.

Важность принятия данного законопроекта пояснила зампред Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Лариса Тутова:

– На сегодняшний день каждый регион имеет свое видение траектории развития образования в форме либо концепции, либо стратегического планирования. Все эксперты пришли к выводу, что от того, насколько хорошо вся российская система образования и науки сможет адаптироваться к новым реалиям, будет зависеть конкурентоспособность нашей страны на международной арене. Дети, которые пошли в этом году в школу, еще не догадываются, что благополучие нашего будущего, стабильность и процветание мира будет зависеть, в первую очередь, от них. Наша задача как учителей, как родителей, как неравнодушных лиц – подготовить их к этой ответственности, дать необходимые знания и компетенции. Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые невозможно предугадать.

В обсуждении проекта закона участвовали научные сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ, Таганрогского педагогического института, представители Государственной Думы, областного министерства образования и Управления образования Ростова-на-Дону, руководители Волгодонского педагогического колледжа, опорных школ РАН и дошкольных учреждений. Такой расширенный состав участников позволил обменяться мнениями по вопросам развития российского образования законодателям, исполнительной власти и непосредственным участникам всех уровней образовательного процесса.

Дискуссия о «Стратегии развития образования до 2030 года» началась 9 августа в РАНХиГС в рамках стратегической сессии, собранной по инициативе Министерства просвещения России. В настоящее время проект обсуждается в регионах.

С основными положениями разрабатываемого закона участников заседания познакомил директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Владимир Кирик. Построение стратегии начинается с анализа рисков, в числе которых – слабая подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе, сложность прогнозирования новых специальностей, неспособность педагогов стимулировать обучающихся к самообразованию и как следствие – потеря человеческого капитала, отсутствие кадрового потенциала для технологического прорыва, снижение шансов граждан России на жизненный успех, низкий уровень жизни населения.

Исходя из сформулированных рисков определены задачи, решение которых предстоит в ближайшее время системе российского образования: подготовка обучающихся к жизни в быстро изменяющемся мире; развитие адаптивных качеств личности; изменение структур и форм образования, соотношения формального и неформального образования детей, молодежи и взрослых; формирование у подрастающего поколения глобального стратегического мышления, готовности к самостоятельному принятию решений. Особое место в развитии детей и молодежи должна занять система дополнительного образования. Уже сейчас она существенно модернизируется и видоизменяется: появились школа «Сириус», региональные кванториумы, IT-кубы, которые расширяют возможности индивидуализации обучения. Однако до сих пор нет системы сведения воедино данных обо всех образовательных компетенциях обучающихся, что способствовало бы ранней профессиональной ориентации, личностному инвестированию в каждого ребенка, переходу к персонализированному образованию в России, формированию индивидуальных цифровых образовательных профилей, в которых траектория образования сама подсказывает школьникам, какие учебные курсы им необходимо пройти в зависимости от их навыков и интересов.

– Обеспечение комфортной и безопасной среды в образовательных учреждениях – еще одна важная задача «Стратегии развития образования до 2030 года». Мы можем наблюдать воочию, как реализуется данная задача на территории Ростовской области: создаются новые школы – Суворовская школа, школа № 15 имени Юрия Андреевича Жданова, новая школа в Красном Аксае, – пояснил Владимир Кирик.

Существенное внимание Стратегия уделяет дошкольному образованию, связке дошкольного и школьного образования, определяя приоритетом постановку исследовательского мышления с самого раннего возраста детей. Это еще не индивидуальный исследовательский трек ученика, но уже целенаправленная подготовка к индивидуальным школьным исследованиям – то, что сделает возможным исследовательский трек.

Отдельным приоритетом в проекте прописано развитие системы среднего профессионального образования (СПО), внедрение в него стандартов world skills, практикоориентированности и интернационализации. Результаты модернизации системы СПО должны сделать ее столь же конкурентоспособной в глобальном плане, сколь и российское высшее образование.

Нарастающая демографическая волна начала 2000-х годов вскрыла еще одну проблему образовательной системы – нехватку дошкольных и школьных учреждений. Для ее решения требуются строительство новых и модернизация существующих детских садов и школ, а также подготовка специалистов для работы с детьми в создающихся учебных заведениях.

В рамках обозначенных задач составлен план приоритетного развития российского образования, который включает в себя такие меры, как повышение качества общего образования и обеспечение его всеобщей доступности, воспитание и социализация личности как ключевой приоритет, развитие ресурсов здоровья и личностного развития молодежи, в целом повышение конкурентоспособности образовательной системы РФ.

В настоящее время по уровню образования в начальных классах Россия находится в пятерке мировых лидеров, однако к средней и старшей школе ее уровень падает до середины списка рейтинга. Однозначного ответа о причинах такого падения основных показателей российского образования к средней школе до сих пор нет. Его поиск и преодоление негативных факторов, влияющих на падение уровня школьного образования, также стали одним из краеугольных камней Стратегии развития, который отметили участники Общественного совета.

В итоге заседания эксперты пришли к выводу, что обсуждаемый документ представляет собой взгляд с позиции будущего на российскую образовательную систему, однако содержит ряд недостатков, в частности – в преамбуле законопроекта прописан принцип непрерывного образования, преемственность разных ступеней обучения, однако не раскрыты возможности использования портфолио достижений обучающихся дошкольного, школьного уровня в институте, что позволило бы индивидуализировать процесс обучения в высшей школе и переориентировать систему целевого набора учащихся в ВУЗы, исходя из личностных навыков выпускника и потребностей конкретных предприятий. В документе декларируется тематика профессий будущего, но не определены целевые индикаторы и непосредственные задачи для работы с ними, не прописан механизм профориентации школьников с учетом возникновения большого числа новых специальностей. Законодатель указывает на необходимость дальнейшей цифровизации образования, однако не определяет варианты новых форм институционализации данного процесса как в образовательной, так и в научной деятельности. Тем самым программный документ, рассчитанный до 2030 года, описывает краткосрочные и среднесрочные возможности развития российского образования, но не работает в полной мере на долгосрочную перспективу.

Все внесенные участниками предложения были учтены в итоговой резолюции, которую депутат Государственной Думы России Лариса Тутова предоставит в парламентский Комитет по образованию для корректировки «Стратегии развития образования в России до 2030 года».

Комментарий заместителя начальники отдела общего образования Ростова-на-Дону Маргариты Распеваловой:

– Если говорить с позиции практика о значении обсуждаемой Стратегии, то стоит отметить, что у нас в стране долгое время не было логически выстроенного направления развития образования. Появившиеся национальные проекты определили только важные векторы развития образовательной среды. При этом они не были столь полными, развернутыми и содержательными, сколь данная Стратегия. И очень важно, что заданное направление развития образования в новом документе сталось тем же, что и в нацпроектах.


Татьяна Загороднюк, фото автора






14.08.2020
Перспективы развития энергетики на Дону обсудили за круглым столом
В Каменске-Шахтинском прошло заседание «круглого стола» на тему «Развитие энергетического комплекса на территории региона и применение новых технологий». Организатором мероприятия выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области.
13.08.2020
Вячеслав Василенко: «Аграриям и поисковикам необходимо научиться слышать друг друга»
В Мясниковском районе на базе Донского Военно-исторического музея (хутор Недвиговка) состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» при Законодательном Собрании, посвященное обсуждению проблемных вопросов взаимодействия между поисковыми объединениями и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
12.08.2020
В Ростовской области принимают дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда
Для обеспечения занятости потерявших работу или оказавшихся под угрозой сокращения жителей региона будут реализованы дополнительные мероприятия. Их перечень утвердил губернатор Василий Голубев.
12.08.2020
Александр Хинштейн: Тесты на знание истории Великой Отечественной войны прошли почти сто тысяч человек
Задания разработаны при содействии экспертов из РГГУ и позволят подготовиться к написанию «Диктанта Победы» 3 сентября
12.08.2020
Донские депутаты предлагают дополнить федеральный законопроект о молодежной политике понятием «молодежный центр»
В пространстве коллективной работы «Точка кипения РГЭУ (РИНХ)» прошло заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» при Законодательном Собрании Ростовской области по обсуждению проекта Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации». Организатором мероприятия выступил комитет донского парламента по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс