Лариса Тутова: «Наша задача создать единое образовательное пространство»03.05.2018
Лариса Николаевна Тутова, депутат Государственной Думы 7 созыва по 149-му Ростовскому одномандатному избирательному округу, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке. – Лариса Николаевна, сегодня общество пытается пересмотреть российское образование, не прекращаются реформы в этой сфере и длятся они уже 20 лет. Как вы оцениваете современный уровень образования в России? – Сегодня все силы направлены на то, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Вот смотрите, если взять начальную ступень образования. В России одна из лучших систем обучения в начальных классах. Но, к сожалению, в среднем и старшем звене качество усвоения учебного материала падает. Над решением этой проблемы работает Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором. Нужно понять, на какой ступени обучения они начинаются, и выстроить четкий план по их разрешению. Тем не менее, благодаря усердной работе отдельных педагогов многие выпускники показывают впечатляющие результаты и успешно конкурируют среди выпускников со всего мира. Это не может не радовать. Для того, чтобы не преодолевать жернова ЕГЭ, многие учащиеся поступают в колледжи. Тут тоже не все гладко. Есть такие люди, которые просто не смогли получить аттестат об окончании 9-ти классов. Мы хотим пойти им навстречу и немного облегчить экзамен для тех, кто покидает школьные стены и идёт в СПО. Очень важно, чтобы у детей была возможность выбора жизненного пути. Сегодня российские вузы совершили серьезный прорыв на пути к лидирующим позициям в последние годы. Об этом говорят мировые рейтинги. Среди российских вузов лидером стал МГУ им. Ломоносова, попавший в топ-50 ведущих университетов сразу по семи направлениям обучения. В регионах создаются опорные вузы, закрепляются законодательно, прописывается их взаимодействие с властью. Но не следует забывать, что одно из главных мест в образовании занимает учитель. Это миссия, служение. Так вот, именно учитель с большой буквы – это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра – народ. Конечно же, отдельный и самый больной вопрос – повышение заработной платы педагогам. Есть инициативы о присвоении педагогам статуса госслужащих. Но для начала Минобр РФ предлагает переподчинить школы с муниципального на региональный уровень. Это, кстати, поможет разгрузить и бюджеты муниципалитетов. Также важно вернуть во все образовательные организации медиков и психологов, продолжать работу над развитием инклюзивного образования, внести изменения в систему целевого приема в вузы. И второе – это осмысление всего того, что было сделано: взять лучшее, что можно взять, и поступательно двигаться вперед. У нас прекрасный опыт не одного поколения и даже не одного столетия. – Какие пути развития сферы образования вы считаете эффективными? – Образование – очень открытая система, ей свойственно меняться. Нужно принимать это как должное. Меняется ритм, меняются дети, меняются вызовы. Мы воспитываем личность, которая должна быть готова к любым изменениям. Чему учить детей – вот главный вопрос. Как известно, задачу создания и сохранения единого образовательного пространства на территории нашей страны поставил в 2015 году Владимир Путин. Речь идёт о том, что базовое содержание обязательной части образовательных программ должно быть одинаковым независимо от того, в какой школе и в каком регионе учится ребёнок. Для решения этой задачи необходимы три шага. Во-первых, это наполнение содержанием образовательных стандартов. В отличие от принятых ранее, новые стандарты включают в себя «ядро содержания». За школами оставалось право на вариативность и углублённое изучение отдельных предметов. Теперь ситуация складывается иная – понятно, какие базовые вещи должен знать любой ребёнок, обучающийся на территории РФ. Я о последних изменениях, предложенных Министерством образования. Новая редакция ФГОС начального и основного общего образования стала результатом большой работы в рамках исполнения поручения Президента. Предыдущий стандарт, как мне кажется, разрушал единое образовательное пространство. Каждая образовательная организация сама разрабатывала свою программу, формулировала конкретные результаты. Было море предметных линий, которые часто различались по объему материала и последовательности изложения. Отсюда этот дискомфорт, когда ребенок переезжает в другой регион или даже переходит в другую школу. Новый стандарт дает возможность обучения на двух уровнях: базовом и продвинутом. База должна быть единой для всех, а тот уровень, который мы считаем повышенным, предполагает различные варианты преподавания в зависимости от профиля школы и ее учеников. Второй шаг – новый подход к формированию федерального перечня учебников. На сегодня в федеральный перечень входит 1377 учебников, и это очень много. Отныне «право последней инстанции» оставляет за собой Минобрнауки, которое планирует оставить в перечне две-три линейки учебников по каждому предмету. Наконец, третий шаг – управление содержанием образования, которое Минобрнауки собирается осуществлять через постепенное переподчинение школ регионам. Этот шаг сейчас широко обсуждается. Хочу отметить, что между профильным Комитетом Госдумы, в котором я работаю, и Минобрнауки установлено конструктивное взаимодействие. Строя новую концепцию образования, нужно учитывать положительный опыт других стран, но также стоит обратить внимание и на отрицательный опыт, чтобы не допустить таких же ошибок. Президент ждет от законодателей создания такой нормативной базы, которая позволит России развиваться в качестве интеллектуальной, цифровой, технологической сверхдержавы, и эта работа в Государственной Думе уже идет. – Что вы думаете по поводу ЕГЭ? – Во-первых, Минобрнауки не планирует отменять ЕГЭ, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом. Постепенно тестовая часть будет уменьшаться и заменяться письменной. Ко всем предметам постепенно добавится устная часть, поскольку объективно оценить знания исключительно по письменным работам не удается. Минобразования видит преимущество ЕГЭ: это хороший инструмент для борьбы с коррупцией в системе образования. На самом деле, единый государственный экзамен “укрепляет развитие единого образовательного пространства и дает возможность жителям всей страны поступать в вузы на равных условиях. Согласно опросам, большинство россиян поддерживают текущую процедуру сдачи единого госэкзамена. Тем не менее экзамен ожидает существенное реформирование. Количество обязательных предметов увеличится. Экзамен будет состоять из 2 частей: устной и письменной. Такая форма позволит оценить общие знания ученика по предмету. Я призвала членов общественного совета вести свою работу открыто и прозрачно, чтобы в перспективе он мог превратиться в площадку, куда можно прийти с новыми идеями и предложениями, касающимися системы образования всех уровней. Тему дошкольного образования я не оставила. В Госдуме я курирую экспертный совет при Комитете по образованию и науке. Все животрепещущие проблемы мы обсуждаем с экспертами со всей России... – Вы как депутат регулярно проводите приемы граждан в своих 11 районах области, в центральной общественной приемной Председателя партии Дмитрия Анатольевича Медведева, в региональной общественной партийной приемной, в своем офисе на Соколова, 18 ... с какими вопросами обращаются граждане, всегда ли вопросы разрешаются положительно и как помогает общение с гражданами законодательной деятельности? – Самыми острыми вопросами, по-прежнему, остаются социальные. вопросы трудоустройства, повышения тарифов ЖКХ. В ходе приема провожу разъяснительные консультации о соответствующих дотациях, субсидиях и пособиях, назначаемых на федеральном и региональном уровнях и подробно разъясняю избирателям последние изменения законодательства в данной сфере. Часть обращений беру в работу. Конечно же, работа с гражданами поможет нам, депутатам всех уровней, разработать и принять качественные законы. Каждая строчка законов должна отвечать интересам людей, нюансам правоприменительной практики, сложившейся на местах.
Мария Петрова, фото из архива
|