Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Лариса Тутова: «У онлайн-технологий большой потенциал, который необходимо использовать и после окончания пандемии»

БОЛЬШОЙ АВГУСТОВСКИЙ ОНЛАЙН-МАРАФОН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДИСТАНТА


Лариса Тутова:

– Онлайн-марафон будет приурочен к традиционным августовским педагогическим советам во всех образовательных организациях.


К началу августа также, после анализа и обобщения опыта работы, будет создан интернет-журнал «Актуальные вопросы образования», в котором будут представлены видеозаписи семинаров и лучшие практики педагогов дистанционного обучения. Будет действовать раздел «Помощь педагогам, родителям и ученикам», который поможет решить методические, психологические и образовательные проблемы, вызванные последствиями пандемии. Лучшие практики педагогов, оформленные в виде аналитических статей, войдут в журнал «Вестник образования Дона», созданного областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогов.


– Лариса Николаевна, из-за пандемии и самоизоляции ученики и учителя вынуждены были временно перейти в режим дистанционного обучения. Как Вы оцениваете успехи педагогов Ростовской области в этот период и их работу в новом формате?

– В рамках депутатского контроля на протяжении всего периода самоизоляции в Ростовской области я проводила мониторинги деятельности образовательных учреждений в своем 149-м избирательном округе Ростова-на-Дону, изучала результаты перевода школ и вузов на дистанционное обучение и проводила информационные встречи с администрациями школ и проректорами вузов.

Проблемы с техническим обеспечением образовательного процесса были, но они вполне устранимы и решались образовательными учреждениями в рабочем порядке. Это была своего рода проверка на эффективность использования такой формы обучения в ограниченных условиях. И, я думаю, мы ее успешно прошли.

Тем не менее, узнать более точно то, как отразился вынужденный переход на дистант школ и вузов, мы сможем в сентябре. В начале нового 2020-2021 учебного года в школах проведут диагностику знаний, чтобы выявить возможные пробелы в образовании учеников из-за вынужденного дистанционного обучения в период карантина. Министерство науки и высшего образования России также планирует в новом учебном году провести мониторинг и посмотреть, в каких университетах есть сложности с усвоением материала в дистанционном формате.

Чтобы поддержать педагогов при переходе на дистант, Министерство просвещения РФ совместно с «Единой Россией» еще в конце марта запустило проект «Волонтеры просвещения» для обучения учителей навыкам работы с компьютером в период онлайн-обучения. Студенты старших курсов педагогических вузов помогали педагогам в организации дистанционной работы.

Кроме того, в марте-июне 2020 года партпроект «Новая школа» в Ростовской области для методической и профессиональной поддержки педагогических работников инициировал и реализовал серию образовательных семинаров с международным участием, посвященных проблемам реализации дистанционного обучения. Данный проект для педагогического сообщества Донского региона послужил своеобразной отправной точкой в развитии новой культуры диалога в виртуальном пространстве и рождении новых, значимых смыслов образования, новой статусной позиции современного учителя. Главная же цель – оказание профессиональной поддержки и помощи педагогическим работникам, которые вынуждены в условиях распространения коронавирусной инфекции реализовывать новые формы обучения.

Словом, в условиях пандемии пришлось действовать очень быстро. Переход в онлайн безболезненно пережили организации, которые уже использовали в своей работе элементы асинхронного обучения, участвовали в создании онлайн-курсов и в полной мере овладели необходимыми технологиями.

Главное не забывать, что школьники, как и учителя, только начинают привыкать к новым условиям обучения. Поэтому необходимо с уважением относиться ко всем участникам образовательного процесса, понимать проблемы и трудности, связанные с новой формой обучения, и быть терпеливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.

– Школьники во многом сталкивались с теми же проблемами, что и взрослые, работающие на удаленке. Насколько им было психологически и организационно сложно?

– По данным аналитического центра НАФИ, 74 процента школьных учителей столкнулись с проблемами при переходе на дистанционное образование, и только 14 процентов назвали его хорошо организованным.

Что касается самих учеников, то им пришлось заниматься сразу на нескольких площадках, а объем домашних заданий увеличился. Кроме того, и родители, и сами школьники жаловались на то, что приходится проводить много времени за компьютером, так как для проведения дистанционных уроков не было регламента. Безусловно, ученики должны были самостоятельно организовать себе процесс обучения в домашних условиях, что далеко не всегда им удавалось.

Один такой важный момент в процессе дистанционного обучения – ребенок не может сравнивать свои достижения с успехами других детей. Единственным критерием успешности является результат оценивания учителем. Иногда это просто количество набранных в тесте баллов. Но ребенку важна также и более развернутая характеристика его ответа. Вот здесь дистанционное обучение имеет значительные преимущества перед обычной школой, где учитель и ученик ограничены временем урока и учитель просто не успевает дать качественную оценку усилий ученика. В онлайн-школе это возможно. Ни учитель, ни ученик не ограничены во времени.

Очень важен постоянный диалог между учителем и учеником. В идеале при дистанционном обучении важно работать с индивидуальными траекториями каждого ребенка внутри класса. Чтобы полноценно обучаться таким способом, нужна хорошая учебная программа, разработанная именно для этих целей. При этом сильно вырастает значимость ученика в организации учебного процесса. Можно сказать, его роль доминирует над ролью взрослого, который может контролировать, заставлять, стимулировать, но это никогда не будет иметь эффекта, если сам ребенок не разовьет свою внутреннюю мотивацию к обучению. Задача взрослого – помочь ему это сделать. В таких условиях важно, чтобы школьники, родители, педагоги и директора поддерживали друг друга, – это взаимная зона ответственности. Я знаю, что в школах практиковали организационные онлайн-встречи с учениками и родителями. Их начали проводить в период пандемии, так как поступало немало вопросов от родителей и ребят.

В обществе сложилось мнение, что дистанционное обучение должно полностью дублировать привычное очное обучение. И это не совсем так. Невозможно, да и не надо заменять очное обучение дистанционным. Конечно, ничто не заменит общение в учебном классе.

– Какой опыт был вынесен обществом по итогам обучения в условиях изоляции? Откроет ли он для школ новые возможности?

– Многие дистанционные технологии будут использоваться в системе образования и дальше независимо от того, будет или нет вторая волна коронавируса. И это новый виток развития образовательной системы.

В июне почти во всех регионах, в том числе и в Ростовской области, в условиях отсутствия привычного детского оздоровительного отдыха общество нашло выход, как задействовать ребят, которые закончили обучение в школе и ушли на каникулы.

Проект «Единой России» «Новая школа» организовал летние онлайн-лагеря для школьников – ЛОЛ-лагеря. С 1 июня они начали открываться при школах и на базе других детских образовательных учреждений. В программы ЛОЛ-лагерей включены игры, квесты, викторины, мастер-классы, конкурсы, творческие занятия и другие форматы для интересного времяпрепровождения детей летом. Они размещены на сайтах школ и других образовательных организаций, информация распространяется и в родительских чатах, а участие в таких лагерях доступно всем желающим школьникам из любых регионов страны.

Подобные ресурсы можно будет использовать и в дальнейшем, обеспечить качественный дистанционный подход к образованию и саморазвитию ребенка, как дополнение к любой образовательной программе.

Еще один интересный опыт, о котором я хочу упомянуть. В рамках проекта «Урок на дистанте с успешными людьми города» в мае состоялся открытый интегрированный онлайн-урок географии в школе № 115 Ростова-на-Дону с моим участием и экспертов в области образования. Тема урока: «Россия в современном мире». Учащиеся активно участвовали в уроке и высказывали свое мнение о перспективах развития России. На занятии присутствовали не только гости и дети, но и родители школьников, которые в конце урока также поделились своими впечатлениями от проекта и отметили положительные стороны дистанционного обучения.

Онлайн-обучение позволяет включать присутствие в рамках урока третьих лиц, которые компетентны в заданной теме, или привлекать дистанционно к процессу урочной деятельности экспертов без личного их присутствия, тем самым расширить границы обычного урока, разнообразить его, повысить эффективность усвоения учебного материала.

Надеюсь, что столь интересный опыт дистанционного обучения с приглашением гостей на урок будет применяться и при обычном очном обучении.

– Вопрос защиты прав учителей и школьников во время пандемии часто обсуждается в СМИ в последнее время. Какие меры поддержки предусмотрены для всех сторон образовательного процесса в данных условиях?

– На протяжении всего периода пандемии под моим контролем находился вопрос выплаты зарплаты учителям, которую они должны получать своевременно и в полном объеме, несмотря на работу в удаленном режиме. На региональном уровне проводится мониторинг – были ли какие-то нарушения, были ли ущемлены права преподавателей в регионах, получили они выплаты в полном объеме или нет.

В связи с резким переходом на дистанционное образование нагрузка на педагогов существенно возросла. К тому же многие из тех, кто задействован в организации и проведении ЕГЭ, не смогут использовать положенные им отпускные дни. «Единая Россия» предложила установить дополнительную единовременную выплату для учителей за работу на ЕГЭ сверх уже предусмотренной оплаты.

Еще одно предложение «Единой России» – обеспечить педагогов по всей стране льготным высокоскоростным Интернетом. Во время дистанционного обучения ко мне, как к депутату, поступали обращения от учителей о том, что они несут очень большие затраты на Интернет. Его оплата, на мой взгляд, должна компенсироваться государством.

Очень важно сейчас государству быть помощником для учителей и подстраховать их «по всем фронтам». Если нужна техника – предоставить технику, нужен Интернет – обеспечить доступ к нему. Надо сделать все возможное, чтобы наши учителя выполняли федеральный образовательный госстандарт не за счет своих личных ресурсов.

В рамках акции партии «Единая Россия» «Помоги учиться дома» мы с депутатами приобретали и передавали юным школьникам Ростовской области планшеты и компьютеры для дистанционного обучения, особенно выпускникам школ из малообеспеченных семей, так как далеко не у всех учеников были технические возможности организовать дистанционное обучение в домашних условиях.

– Каких дальнейших изменений ожидать ученикам и их родителям?

– Сразу хочу отметить, что онлайн-уроки не смогут заменить живое общение педагога и ученика после пандемии. Ученикам и их родителям не стоит волноваться, что все уроки переведут в Интернет. Онлайн в средней и высшей школе рассматривается как дополнение к классическому образованию.

В высшей школе дистант также не рассматривают как альтернативу классическому образованию. Он должен дополнять традиционные формы обучения в вузах и способствовать разгрузке преподавателей.

Единые правила для онлайн-образования предлагает законопроект, оперативно разработанный и внесенный в мае сенаторами. Документ донастраивает систему дистанционного образования и формирует правовое поле и методическую базу, чтобы организовать полноценное обучение. После его принятия Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ своими подзаконными актами пропишут регламент обучения: сколько должен длиться урок, как учитель ставит оценки и так далее.

Как поясняют авторы, про всеобщее и единственно возможное онлайн-образование в законопроекте речь не идет. Никто не ставит задачу заменить онлайн-технологиями живое общение педагога с учеником, но развивать онлайн-обучение необходимо, чтобы в случае форс-мажора школьники не выпадали из учебного процесса.

Использовать цифровые технологии будут и при оценке знаний учащихся. Рособрнадзор в течение последних 10 лет отслеживает направления, где можно применить «цифру» и искусственный интеллект. Сейчас это кажется мифическим, но в недалеком будущем знания и умения учеников будут учитываться, в том числе и по цифровому портфолио.

– Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о готовящемся международном общественно-политическом форсайт-проекте «Детство-2030», с помощью которого планируется изменить систему российского образования с 2020 по 2030 годы. Изменения затрагивают систему оценивания знаний и диктуют уход от классово-урочной системы как неэффективной. Согласно проекту, учителя останутся в прошлом, учеников будут воспитывать роботы и компьютерные системы. Родители будут дистанцированы от воспитания детей, для ребят будут созданы воспитательные сообщества.

– На мой взгляд, такое видение будущего образовательной системы весьма нереально и рафинировано для всех участников образовательного процесса. Насколько эффективно – сомневаюсь. Больше недоверия, чем понимания важности и необходимости подобных изменений в образовании, не соотнесенных с жизненными реалиями и нашим российским менталитетом. Проекту уже 10 лет. И, как видим, он не нашел должного отклика в обществе. С другой стороны, мы понимаем, что семейное законодательство еще более закреплено в традиционном русле поправками в Конституцию России, за которые нам предстояло проголосовать. Забота государства о детях прописывается в главном законе страны. Государственная Дума на днях, я уверена, примет законопроект, внесенный нашим Президентом о воспитательной работе в системе образования, которая будет вестись на основе рабочей программы и календарного плана. Их разработкой займутся сами образовательные учреждения при участии ученических и родительских советов.

Воспитание, согласно законопроекту, призвано формировать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда, старшему поколению, прививать уважение к культурному наследию и традициям народа России, а также к природе и окружающей среде.

Мы с вами видим, что это не имеет ничего общего с форсайт-проектом «Детство-2030». На мой взгляд, традиционная система образования, накопившая богатейший опыт работы с советских времен, ставит своей целью развитие личности учащегося, воспитание Человека на примере учителя, наставника – и это главное.


Беседу вела Ольга Смысленко,

фото из архива Министерства образования

Ростовской области





29.10.2020
Василий Голубев обсудил проблемы с донскими медиками
28 октября, губернатор Василий Голубев провел встречу с главными врачами ковидных госпиталей и крупнейших донских медицинских организаций. В разговоре приняли участие представители не только этих лечебных учреждений, но и отрасли здравоохранения всех городов и районов области.  
29.10.2020
Депутаты считают необходимым вернуть объем финансирования госпрограммы субсидирования производителей сельхозтехники в прежнем объеме
В режиме видео-конференц-связи состоялось заседание комитета донского парламента по экономической политике, в ходе которого депутаты рассмотрели и одобрили целый пакет предложений в федеральные органы власти, касающиеся поддержки донской экономики и субъектов малого и среднего бизнеса.
28.10.2020
Василий Голубев поддержал предложение главного санитарного врача Дона о десятидневных осенних каникулах
В школах Ростовской области осенние каникулы будут продлены до 10 дней.
28.10.2020
Депутаты донского парламента расширяют возможности обманутых дольщиков для получения государственной поддержки
В режиме видео-конференц-связи состоялось заседание комитета донского парламента по строительству, на котором депутаты обсудили законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование областного законодательства о мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства.
28.10.2020
Фракция КПРФ в донском парламенте обсудила вопросы обеспечения жителей Ростовской области качественной питьевой водой
Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области провела под руководством Евгения БЕССОНОВА заседание круглого стола на тему «Об обеспечении качественной питьевой водой жителей Ростовской области».
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс