МАМЫ, ПАПЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА БАТАЙСКА26.12.2018
Прогрессивная практика удавшегося диалога педагогов и родительской общественности удивляет и восхищает жителей других регионов Батайск – город, по российским меркам, небольшой. В нем живет чуть больше 126 тысяч человек. И все же именно здесь была создана совершенно уникальная педагогическая система по взаимодействию учителей с родительской общественностью. Среди успешно действующих проектов ежегодный родительский форум, на котором в зале яблоку негде упасть, потому что родители буквально рвутся туда попасть. Совет отцов и совет матерей работают всерьез и с огоньком. Есть даже своя «Родительская газета», по-своему сплотившая пап и мам. Желание познакомиться с этой практикой и привело журналиста «Парламентского вестника Дона» в этот город. Когда мы вошли в приемную начальника управления образования города Батайска Людмилы Ивановны Берлим, почетного работника общего образования РФ, то там уже собралось несколько человек. «Вы – родители? Пришли на общественный совет?» – спросили нас. Как оказалось, Людмила Ивановна готовилась к встрече с родительским общественным советом – но все же нашла время и для общения с журналистами.
«ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО НА ФОРУМЫ НИКОГО НЕ ЗАГОНЯЕМ»
– Людмила Ивановна, большой у вас родительский общественный совет? – В каждой школе есть свой родительский совет. Примерно раз в квартал представители этих советов приходят сюда, и мы обсуждаем накопившиеся вопросы. В родительский совет входит 21 человек. Но это помимо совета отцов и совета матерей, потому что у нас бывают внеплановые совместные встречи – тогда собирается около 50 человек. Закончилось учебное полугодие, и нужно поговорить о многом: об итогах года уходящего, о новых направлениях 2019 года, о выборе профессии, о подготовке к ГИА, ЕГЭ... По питанию нужно вопрос затронуть. У нас бывают и выездные заседания, которые мы делаем на территории школы или детского сада. Родители видят то, что происходит в другом детсаду или школе, есть с чем сравнивать, какой опыт перенять. Но мы считаем, что и этого недостаточно. Например, в 4-й или 16-й школе приняты очень интересные решения – но что знают об этих решениях в Койсуге? И для этого у нас существует родительский форум – он информирует, координирует, направляет. – Кстати, городской родительский форум прошел у вас совсем недавно, в ноябре. Обычно отправить родителей от школы на какое-то общегородское собрание стоит большого труда. Все ссылаются на важные дела и мечтают потихоньку улизнуть оттуда. А вот у вас силой никого на форум не загоняют. Почему? – Что вы! У нас родители форума очень ждут. Они заранее спрашивают, какая тема будет обсуждаться. Ведь его мы обычно готовим вместе с родителями. Заранее проводим опрос, выясняя, какие направления они считают наиболее актуальными на данный момент. Каждый раз форум – это целое действо. Его открывает театральная постановка, касающаяся заявленной проблематики, ее готовят учителя, дети и родители. Потом переходим к обсуждению. В зале стоит открытый микрофон, и родители выходят к нему, чтобы поделиться своим мнением. Были у нас темы «Добру открываются сердца», «В творчестве рождается личность», «Семейные ценности», «Папы всякие важны, папы очень нам нужны». Говорили о православии, о том, как выстраивать отношения с детьми. Зал рассчитан на 600 человек, он всегда полон, да еще и приставные стулья приходится ставить. И ни один человек раньше времени никогда не уходил – думаю, это и есть лучший показатель успешности нашей работы. Как-то обсуждали тему отношений с детьми, и мне хорошо запомнилась одна мама. Она рассказала, что одна воспитывает сына, и так сложилось, что она выбрала роль обиженной девочки: «Постоянно я обижена, а он меня жалеет». Доверительно рассказала. Если бы мы родителей добровольно-принудительно загоняли на форум, они бы так не выступали. – Как и почему у вас появился совет отцов? – Благодаря форумам совет отцов у нас и появился. Мы обсуждали недостаток мужского воспитания, говорили, что у нас женщины воспитывают детей дома, в детских садах, школах. И вот пригласили для разговора мужчин. И они пришли! Советы отцов сейчас созданы в каждой школе, они вовлекаются в соуправление образовательным учреждением. В него мы собрали лучших! Мы их информируем, чем живет управление образования, какая помощь от них требуется. Речь идет не о сборах на пресловутые шторы или линолеум! Некоторые отцы у нас ведут спортивные секции. Есть те, кто ремонтируют мебель, дежурят на школьных вечерах, проводят рейды. В одной из школ у нас папа вызвался обучить ребят дворовым играм – в городки и лапту. Играл с детьми, обучал их. Есть семьи, в которых дети растут без отца. И, знаете, это очень большая проблема! Иной раз ребенку нужен жесткий мужской разговор. И у нас совет отцов берется поговорить по душам. Очень интересно слушать заседания этого совета: один папа говорит, что надо воспитывать с помощью уроков мужества. Другой утверждает, что заорганизованные мероприятия не помогут. Вот так в спорах у них рождается истина. Очень интересный человек – председатель совета отцов. Это полковник службы внутренних дел Виталий Иванович Левченко. Он умеет общаться без пафоса, поучений. У него у самого трое детей, и, кстати, все очень талантливые.
«ЛИХИЕ 90-Е НЕ ПОВЕРНУЛИ НАС ВСПЯТЬ»
– Людмила Ивановна, что вас подтолкнуло к тому, чтобы начать создавать общую территорию взаимодействия педагогов и родителей? Ведь это такая непростая, конфликтная сфера... – Видите ли, я с 19 лет живу в Батайске и тружусь здесь. Начинала с учителя биологии в средней школе № 5. Потом работала учителем в школе № 21, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем и директором 21-й гимназии. И вот 15-й год я работаю начальником управления образования и хорошо знаю: у батайчан свой менталитет. Это город, где многие люди знают друг друга целые поколения. Лицо Батайска – это и новостройки, конечно, но это и зеленые ставни частных домиков. Каждый микрорайон чем-то ценен, и все это объединено, связано на протяжении десятилетий. Даже столетий, потому что Батайск существует уже 250 лет. Ту же редиску койсуговскую все знают. Люди этой самобытностью дорожат. Возьми убери что-то, тогда и традиции уйдут. В своей работе я никогда не отступала от гражданственности и патриотизма, потому что очень сильно люблю свой город. Даже 90-е годы не повернули нас вспять. Как был у нас пост № 1 у Вечного огня, патриотический клуб, так они и есть. Сохранились парады, конкурсы, соревнования, юнармейское движение. Клубы, которые ведут родители, у нас тоже оставались всегда, может быть, только действовали чуть более или менее активно. И все же времена меняются, много новых домов строится, приток населения огромный. Сейчас у нас есть родители, приехавшие отвсюду – из разных регионов. Этих людей тоже надо включать в нашу жизнь, развивать внутренние отношения. – Как вам удалось добиться доверия родителей? Перебороть критичный взгляд на работу педагогов? – Просто мы очень старались и продолжаем стараться. Стремимся подключать новые технологии, не быть зашоренными. Сейчас в соцсетях популярны видеоролики. Вот и мы проводили фестиваль короткометражек «Ах уж эта школа!». Каждая школа снимала фильм. Родители с детьми играли главные роли. Показывали потом их на форуме. В 2015 году мы открыли еще один проект. Он называется АУЛ – «Академия успешных людей», для ребят дошкольного возраста и их родителей. Это муниципальное учреждение относится к центру новых технологий, где у нас огромное количество всяких проектов. История его создания такова: когда мы работали над расширением сети детских садов, пришли к выводу, что у нас нет центра для родителей и детей. Беда в том, что современные родители в большинстве своем играть с ребенком не умеют. Вот мама привела ребенка на детскую площадку или в бассейн, а сама сидит, уткнулась в телефон. А ребенок чувствует, что маме с ним неинтересно. И на этом уровне уже закладывается диссонанс в отношениях ребенка и его родителей. Как сделать так, чтобы родителям было интересно проводить время с детьми? Если папа или мама приводят своего малыша, надо дать им то, что они могут делать вместе. Мастер-классы по рисованию, росписи, лепке и даже по защите семейных традиций. Там есть игровой зал, а также место, где можно попить чай, кофе. Они могут здесь отметить детские дни рождения, посмотреть спектакли, побывать на новогодних представлениях. Сейчас семьи уже не надо зазывать – они приходят, вечерами там не протолкнуться. – Как получилось, что у пап и мам в Батайске появилась своя «Родительская газета»? – Мы издаем ее уже более 12 лет. Сначала вместе с батайской газетой «Вперед». Сейчас это самостоятельное издание, информационно-просветительский проект образовательных организаций города. Ну а почему мы решили создать эту газету? Просто однажды пришли к выводу, что в газетах мы видим сплошной негатив. Я понимаю, критика должна присутствовать. Но мы не можем каждый день программировать родителей на плохое и приводить их к мысли о том, что все у нас ужасно и ничего хорошего не может быть. Показатели-то ведь разные. Можно и о проблемах поговорить, и показать достойные примеры их решения. Это издание дает родителям самую разноплановую информацию о воспитании, обучении, развитии детей. И, учитывая то, что родители выписывают эту газету, обсуждают ее, она востребована, она нашла свою нишу.
«В КОМАНДЕ МОЖНО ТВОРИТЬ ЧУДЕСА»
– Непростой вопрос, но все же: Людмила Ивановна, а зачем вам это нужно? – Наверное, затем, что школа – это моя жизнь. С 19 лет – и навсегда. Я много лет работала в школе заместителем по воспитательной работе. Любила готовить праздники. Вот и сейчас редкий случай, чтобы я не прочитала сценарий общегородского праздника. Если не прочитаю, то потом нервничаю. Мы достигли высокого уровня в организации этих мероприятий, и хочется, чтобы каждый раз была своя изюминка, чтобы новое прозвучало. К нам часто приезжают представители из области знакомиться с наработанным опытом. И когда мы ведем их в наши детские сады, например, в «Мечту», «Волшебницу», «Алые паруса», они спрашивают: «Это частные детские сады?» Они не верят, что это обычные муниципальные дошкольные учреждения. Недавно к нам приезжали председатели городских дум Ростовской области. Мы им показали «Академию успешных людей», школу полного дня, центр инновационных технологий. Они посмотрели и удивились: «Где вы берете финансирование?» – В самом деле, где вы берете финансирование? – Там же, где и все, – из бюджета. Просто мы деньги бережем, поэтому стараемся не ерунду приобретать, а добротные материалы. По-особому подходим к подбору мебели, штор, стендов. Стараемся выиграть на ярких красках, современных материалах. Если покупаем интерактивные доски, то с разнообразными программами. Сейчас вот купили целый комплекс – интерактивный стол. Приобретаем интерактивные игрушки, а также те, которые развивают творческие способности, например, по системе педагогики Марии Монтессори. Мы вот проводили исследования: что сегодня ищут родители? Какие образовательные центры они выбирают в интернете? И выяснили, что они стараются найти государственную структуру. Почему? Они отвечают: «Потому, что именно в государственной структуре мы найдем профессионалов». В Батайске создана такая сильная муниципальная система образования по части специалистов-педагогов и материально-технической базы, что частники просто не могут с нами конкурировать. – Скажите, что помогает вам в работе? – Многое зависит от команды, сплоченной работы педагогов на всех уровнях. Порой можно друг на друга обижаться, бывают какие-то сложности, трения. Но в команде можно творить чудеса. Наш творческий союз – основа всех удач.
«БАТАЙСК ДАЕТ СВОИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ»
Поделиться своим мнением о системе работы с родительской общественностью в Батайске корреспондент «Парламентского вестника Дона» попросила председателя комиссии Общественной палаты Ростовской области по взаимодействию с общественными советами при органах исполнительной власти Ростовской области, органах местного самоуправления и коммерческими организациями, научного руководителя образовательного комплекса Татьяну Геннадьевну Зенкову. – Татьяна Геннадьевна, какова, по-вашему мнению, результативность работы в Батайске? – В Батайске работают очень трудолюбивые, способные, ответственные люди. Я была знакома с образовательным комплексом Батайска, работая в министерстве общего и профессионального образования Ростовской области, и видела их большой ресурс. Продолжаю наблюдать за этой деятельностью сейчас. Батайск – маленький провинциальный город, где, как и у других, очень не хватает средств. В то же время здесь идет апробация 21 инновационного проекта. Они работают. Можно измерить эти результаты и увидеть, как это все входит в муниципальную образовательную практику. Формы работы с родителями прирастают все новыми формами и новым содержанием – это тоже важно. Это как раз и есть восстановление и поддержание доверительного отношения к образованию. Есть понимание очень сложных проблем, которые решает школа. Коммуникация общения – это сегодня тренд нашего общества. Мы стали говорить не просто отрывисто, потому что привыкли так общаться в интернете. Мы просто перестали слышать друг друга. И сегодня, когда мы хотим научить общению детей, мы сами страдаем от того, что не умеем слышать наших партнеров по образованию – родителей, общественные структуры. Начинаем прятать проблемы, говорим, что их нет. Диалоги, партнерство, взаимодействие, коммуникация – вот что важно выстроить, и в Батайске это получается сделать. – Часто родители считают, что школе нужно только их финансовое участие... – Почему родители думают, что школе нужны только «финансовые инъекции»? Это глубокое заблуждение. Впрочем, некоторые педагоги занимают такую позицию: мы – профессионалы, мы знаем, как построить учебный процесс. А родительское вмешательство вносит некоторую хаотичность, разноплановость. Давайте отодвинем их от важных решений. Другие утверждают: нет, пусть родители подключаются, пусть семья ищет для ребенка программы развития. Вопросы с профилизацией тоже родители решают. Но почему такие вопросы должны решать только родители? А почему педагогу не напомнить авторитарной маме, что не мешает послушать желание ребенка? Родители тоже могут ошибаться, это нормально. Вот почему так важно выработать позицию взаимодействия взрослых в интересах ребенка. Мы сейчас удивляемся, что некоторые студенты и школьники могут откликнуться на оппозиционные митинги, причем сами не понимают, зачем им это нужно. А в Батайске я вижу другой пример: когда система образования берет на себя ответственность организовывать городские театрализованные праздники с участием молодежи – для того, чтобы их увидели жители города. Тут другая площадка, где нет отрицания, а наоборот – есть ощущение сопричастности. В этом виден большой труд и патриотичность малой родины. Родители это приветствуют и помогают. Батайск дает свои ответы на какие-то общероссийские прецеденты. – Как вы думаете, что получится в итоге этой работы через несколько лет? – Считаю, что школа еще больше приблизится к ребенку. Это с учетом инклюзивной практики, переходом на индивидуальные планы. А вместе с тем она станет все ближе к семье. Работу эту надо будет делать необычайно корректно, цивилизованно, вдумчиво. Должно существовать некое доверие. Надо говорить о проблемах, доверительно рассказывать. И не надо бояться, что родители не поймут. Да, сначала кто-то не поймет – но только сначала.
КАК ЗАРАБОТАЛА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Немаловажная часть деятельности по разработке и реализации проектов работы с родителями ложится на плечи методистов управления образования Батайска. О том, как это происходит, рассказала методист информационно-методического кабинета управления образования Батайска и редактор «Родительской газеты» Евгения Ивановна Пожидаева. – Когда мы только начинали выстраивать работу газеты, стало ясно, что нам над многим придется поработать, что-то изменить в общении с родителями учащихся. Некоторые термины педагогов затрудняли понимание родителей. Для того чтобы она была читаема, интересна батайчанам, надо было писать доступным языком. Считаю нашей победой тот момент, когда через несколько дней после выпуска газеты стали поступать звонки от родителей. Отклики были разные: кто-то заинтересовался, кто-то что-то предложил, а кто-то позвонил, чтобы выразить свое недовольство. Вот так у нас заработала обратная связь. Я сама проводила круглые столы, родителей приобщала к ним. Хотелось, чтобы в «Родительскую газету» обязательно писали родители. Газета стала органом, объединяющим родителей, учителей и учащихся. На каждом этапе развития газеты мы получали большую помощь и поддержку от Людмилы Ивановны Берлим. Она умеет сплотить и мобилизовать. Евгения Ивановна также разрабатывает сценарии для форумов родительской общественности. Каждый из них становится незабываемым событием. На один из форумов пригласили психологов для работы с залом, в другой раз для беседы о православии – священнослужителей. Многие до сих пор вспоминают тот форум, где выступали творческие семьи: певцы, танцоры, художники и даже книголюбы. Одна из тем была посвящена роли сказок в воспитании подрастающего поколения. Проект назывался «Что за прелесть эти сказки!». Школы очень активно включились в подготовку, представив театрализованную постановку одной из сказок. Родители тоже помогали: шили костюмы, делали декорации, исполняли роли сказочных героев – вместе с детьми. Завершало выступление вручение подарков, в создании которых папы и мамы школьников проявили свою творческую фантазию. Конечно же, такие мероприятия помогают сплотиться и почувствовать единение и детям, и взрослым. И все же это не развлекательное, а очень серьезное многоплановое мероприятие. На всех форумах обязательно бывают депутаты Батайской городской Думы, Законодательного собрания Ростовской области, интересуются проблемами взаимодействия с семьями. В конце ноября в Доме детского творчества прошла встреча со старшеклассниками, участвовавшими в конкурсе сочинений-эссе «Дон многонациональный». В ней принял участие депутат Государственной Думы Виктор Петрович Водолацкий. В Батайске практически каждое образовательное учреждение по-своему включает в свою работу семьи. Результатом этой работы можно назвать то, что все большее количество родителей интересуется жизнью детей в школе и сами в этой жизни участвуют. Например, конкурс рисунков «9 Мая в моей семье» заставил задуматься учащихся о традициях, вспомнить прадедушек и прабабушек. Проводятся конкурсы семейных фотографий. А вот в школе № 16 создали зал в стиле ретро. Ученики принесли елочные игрушки 50-х и 60-х годов, виниловые пластинки, древний телевизор и даже вязаные половички, которые раньше можно было увидеть во многих домах. Бабушки и дедушки очень активно приняли участие в создании этого ретрозала. Конкурс «Семья года» тоже стал одним из любимых в городе. Его участники состязаются в разных номинациях: «Молодая семья», «Многодетная семья», «Хранители семейных традиций». Например, в семье Левченко все поют – и родители, и дети. Причем делают это вполне профессионально, выступают на конкурсах и завоевывают призы. А вот многодетная семья Стрельченко может показать всем пример в умении что-то мастерить своими руками. Советы матерей ставят целью своей деятельности духовно-нравственное воспитание в семье, сохранение традиций. Основа основ – мастер-классы по кулинарии, рукоделию. Конкурс «Читающая мама, читающая нация» и конкурс буктрейлеров, приобщающие к чтению, тоже нашли своих сторонников. Школы анкетировали родителей, папы и мамы делали книжки-малышки, читали стихи и сказки, а также снимали видеоролики. Как выяснилось, читающих мам в Батайске не так уж мало! Бывают случаи, когда родители просят изменить установившиеся правила – и им идут навстречу. Так, совет отцов в одной из школ попросил изменить традицию первого звонка. Папы захотели, чтобы не один ребенок давал первый звонок, а сразу несколько. Таким образом, они дали старт новой традиции в своей школе.
СВЯТАЯ НАУКА – УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
...Мы шли по городу и смотрели на Батайск другими глазами. Вот фотозона «Батайск глазами молодых» на улице возле гимназии №7. Это городской семейный проект, где выставлены лучшие семейные снимки. Делали их не фотографы и не спецкоры – обычные родители. Конкурс фото проходит в канун Дня города. Темы меняются: фото Батайска, наиболее значимые для каждой семьи, память 9 Мая... Не меняется главное – то, что город украшают работы пап и мам, сделанные с любовью. А вот городской парк. Здесь появилась необычная аллея – каждое дерево на ней носит фамилию одной из батайских семей. Это коллектив Дома детского творчества к 9 Мая взял и посадил вместе с родителями воспитанников «фамильные» деревья. Вот таким образом родителям в Батайске дали возможность для шага вперед. И когда родители сделали этот шаг, стал вырисовываться другой образ города – порой улыбчивый, порой немного ироничный, но очень теплый, живой и человечный. Результаты этой большой работы выражаются по-разному. В городе возникли позитивные гражданские инициативы, в том числе инициативы молодых родителей. И они наверняка принесут свои полезные плоды. И, может быть, именно Батайску предстоит стать реформатором и основателем новой системы принципов взаимодействия педагогической и родительской общественности, которую возьмут за основу и другие российские города.
Ольга Смысленко, фото автора и из архива управления образования Батайска |