Михаил Чернышев: «Количество острых проблем в сфере ЖКХ на Дону снизилось»26.12.2018
Представляющий Ростовскую область депутат Государственной думы Михаил Чернышев подвел итоги своей парламентской и общественно-политической деятельности за подходящий к концу 2018 год. Результатами работы и планами о предстоящих проектах Михаил Анатольевич поделился с корреспондентом «Парламентского вестника». – Михаил Анатольевич, в Государственной думе вы входите в состав комитета по по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Расскажите, пожалуйста, об основных поправках в российское законодательство в этой сфере. Как они отразились на качестве жизни людей, в частности в Ростовской области? – На самом деле, сфера ЖКХ – одна из самых непростых, с точки зрения, законодательства областей. Она нуждается в постоянном контроле, мониторинге и совершенствовании. Ведь это та область, с которой абсолютно все жители страны, сталкиваются каждый день. За год нашим комитетом проделана довольно серьезная, а главное – плодотворная работа. Так, приняты поправки, препятствующие распространившемуся, в последние годы, «квартирному рейдерству». Установлено общее правило, согласно которому доля в праве общей собственности на квартиру или дом регулируется определенным образом. Теперь вселиться на свою часть жилого помещения можно, только если эта самая доля превышает учетную норму. Таким образом, если кому-то принадлежит, допустим, три квадратных метра вашей квартиры, он не сможет жить там. Раньше подобные ситуации возникали и создавали серьезные проблемы. Кроме того, внесены и другие изменения в Жилищный кодекс. Они облегчают получение субсидий по оплате коммунальных услуг. Чтобы добиться права на компенсацию или льготу на оплату за электричество, воду, газ и прочее людям приходилось бегать за справками, доказывать, что у них нет задолженности по квитанциям. Сейчас вся информация проверяется в специальной базе – Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Также парламент продлил срок деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ до 1 января 2026 года. Фонд субсидирует субъекты РФ при расселении аварийных и ветхих жилых домов, что позволило только в 2018 году переселить 457 семей из аварийного жилья в Ростовской области. Общий объем финансирования программы за счет средств консолидированного бюджета Ростовской области составляет порядка 7,4 млрд. рублей. Также эта структура наделена новыми функциями, одна из которых – контроль проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. К слову, о капремонте. В этом году комитет разработал документ, дающий право региональным властям не включать в региональную программу капитального ремонта малоэтажки, в которых меньше пяти квартир. Объясняется это тем, что собственники таких домов крайне отрицательно относятся к включению в эту программу, поскольку управляют домом они без ТСЖ и прочих организаций – самостоятельно. Вопросы ремонта они решают также своими силами. Даже создавать фонд капитального ремонта на специальном счете для них невыгодно, потому что иногда затраты на содержание банковского счета пропорциональны сумме собираемых ежемесячных взносов на капремонт. Так зачем же заставлять и навязывать? Пусть люди сами решают, как им поступать с собственным жильем. Помимо этого, в 2018 году было предложено сократить срок вступления в силу решения жильцов о прекращении сбора средств на капремонт на счете регионального оператора и перемещении денег на специальный счет. Этот период составлял два года, теперь – год. В этом же законопроекте было учтено, что работы по реконструкции здания могут включать в себя замену и восстановление несущих строительных конструкций и инженерных сетей. При этом региональная программа капремонта должна учитывать возможность проведения работ одного вида одновременно. Это позволит снизить бытовые неудобства, которые всегда возникают во время реконструкции многоэтажек. Кстати, о размере взноса собственники будут узнавать в течение первого расчетного периода года. Оператор будет предоставлять им расчет оплаты один раз в году. А собственники нежилых помещений вправе вносить оплату единовременно или разбить сумму и выплачивать ее каждый месяц в течение года. Мы исправили еще один недочет, который оправданно вызывал недоумение. Дело в том, что Жилищный кодекс предусматривал компенсацию расходов на уплату взносов на капремонт для проживающих в одиночестве неработающим пенсионерам старше 70 лет в размере 50 процентов, старше 80 – полностью. При этом, если в квартире живут, например, вместе пенсионер и инвалид I группы, подобная льгота им уже не полагалась. Этот вопрос неоднократно поднимался Законодательным собранием Ростовской области. Донской парламент выступил с инициативой исправить эту ситуацию и направил свое предложение в Госдуму. В итоге удалось решить проблему на федеральном уровне. Наш комитет всесторонне поддержал принятие закона. Теперь проживающим вместе неработающим пенсионерам и инвалидам I и II группы, достигшим возраста 70 лет, также положена компенсация взносов на капремонт. Реализация документа расширит число жителей, получающих субсидии более чем на 170 тысяч человек. На эти цели выделено около 300 миллионов рублей. Несколько правок в законодательство затрагивают и взаимоотношения собственников, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. В случае, если у жильцов возникают какие-либо недопонимания или конфликты с управляющей компанией, они могут взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями напрямую. Это только часть нашей работы в уходящем году. Если говорить о Ростовской области, то число острых проблем в сфере ЖКХ снизилось. Однако успокаиваться не намерены, проблем еще хватает, и работа продолжается. – Вы представляете в российском парламенте наш регион и часто бываете на родине – в Ростове. Какую работу вы проводите на Дону? – Я действительно тесно контактирую с Заксобранием и правительством области. Однако моя работа в регионе не ограничивается пределами столицы. Приезжая в Ростовскую область, я постоянно встречаюсь с представителями органов местного самоуправления в городах и районах, участвую в их работе, веду прием граждан. Так, сегодня один из основных злободневных вопросов – судьба крупнейшей тепловой электростанции юга России – Новочеркасской ГРЭС. Сегодня цена электрической энергии на оптовом рынке центральной России формируется станциями, работающими на газовом топливе и имеющими затраты в 1,5-2 раза ниже электростанций угольной генерации. В связи с этим, угольные станции в стране поставлены на грань выживания. Экономических стимулов для продолжения работы Новочеркасской ГРЭС нет, станция глубоко убыточна. Сегодняшний кризис станции связан с низким уровнем эффективности использования угольной генерации. Старые производственные фонды исчерпали технологический ресурс. Ведь только один из восьми энергоблоков станции работает с применением более эффективной и экологически безопасной технологии «циркулирующего кипящего слоя». Отмечу, что в год предприятие сжигает от 3 до 4,5 миллиона тонн угля, что составляет львиную долю добываемого в Ростовской области угля. В прошлом году добыли 5,8 миллиона тонн. Закрытие станции поставит под удар угольную отрасль Дона, в которой заняты около пяти тысяч человек. На самой же станции трудится три тысячи сотрудников. Вместе с семьями это всего около 20 тысяч человек! Для микрорайона Донской, города Новочеркасска, где расположена ГРЭС, закрытие предприятия будет подобно смерти. Конечно, за один день эту проблему не решить. На сегодня с учетом депутатских запросов Правительством Российской Федерации подготовлено решение сохранить в эксплуатации генерирующее оборудование станции. При этом на период до 2026 года предлагается установить для Новочеркасской ГРЭС экономически обоснованный тариф. Работа ведется в постоянном диалоге с министерством энергетики Российской Федерации и Правительством Ростовской области. Также работаю над изменениями в Водный Кодекс, которые должны упорядочить (значительно снизить) платежи за пользование водными ресурсами прямоточных электростанций, к которым относится и Новочеркасская ГРЭС. В приоритете и проект строительства новой транспортной развязки от ТЦ «Мега», который должен серьезно облегчить жизнь жителям города Аксая. Сейчас с ТЦ «Мега» жителям Аксая нужно делать довольно приличный крюк до въезда в Ростов, там разворачиваться по кольцу и возвращаться в обратном направлении, чтобы попасть в свой город. Конечно, это крайне неудобно. Поэтому сегодня идет активная работа по продвижению проекта. – А с какими вопросами к вам на прием приходят жители? – Обращения граждан носят различный характер. Проблемы затрагивают не только мой профиль – ЖКХ. Они касаются абсолютно разных областей. Все вопросы я сразу распределяю по сферам ответственности и определяю, на каком уровне их можно решить – местный, региональный или федеральный. Уже исходя из этого, начинаю взаимодействовать по поступившим обращениям с представителями муниципалитетов, региональных министерств. Сложнее всего, конечно, работать над проблемами, которые правомочны решить только федеральные власти – требуется больше времени. Тем не менее, и эффект от разрешения таких вопросов больше. Ведь разработанные на основе обращений проекты и поправки в законодательные акты позволяют регулировать схожие ситуации во всех регионах страны. Например, недавно в Ростове, как и во всей стране, столкнулись с проблемой правомочий в сфере штрафования за неоплаченную парковку. Обращались с этой проблемой, в том числе и ко мне. Паркоматы появились на улице Красноармейской от Ворошиловского до Театрального проспекта. Высылать «письма счастья» недобросовестным водителям просто не могли – буква закона не позволяла. Внезапно оказалось, что у властей региона нет доступа к базе персональных данных автовладельцев: ею владеет МВД. Этот вопрос могли урегулировать только на федеральном уровне – в Госдуме. Доступ к базам автовладельцев для выставления им штрафа за неоплаченную парковку появился у должностных лиц благодаря закону, принятому российским парламентом. Важно, чтобы все инициативы из регионов доходили до «центра», а принятые Госдумой законы эффективно работали на местах.
Мария Шульга, фото из архива и с сайта ВПП «Единая Россия» |