Заглянуть за горизонтПервым и главным вопросом повестки дня внеочередного Отвечая на вопросы депутатов, Владимир Бартеньев подчеркнул, что в новой Стратегии, в отличие от предыдущего варианта, четко выделены три ключевые точки экономического и социального роста на территории области, которые будут вокруг себя консолидировать остальные территории. Это — Ростовская агломерация, Восточно-Донецкая агломерация и Волгодонской район расселения. При этом точки роста не только обозначены, но и вся территория Ростовской области рассмотрена с точки зрения экономических районов, для того, чтобы для каждого муниципального образования были понятны перспектива, направление, ресурсы и, самое главное, специализация данной территории в масштабах разделения труда всей Ростовской области. Министр отметил, что наиболее важной проблемой социально-экономического развития области является обеспечение ее жителей качественной питьевой водой. В рамках Стратегии в разделе ЖКХ этой теме посвящен целый перечень мероприятий и тех направлений, куда надо держать путь. Среди них, прежде всего, министр выделил такие инструменты, как областная долгосрочная программа, посвященная вопросам организации коммунальной системы. Именно в ее рамках обозначен и перечень мероприятий, и объем финансовых ресурсов, который будет направлен на решение этой проблемы. Следующее направление — это активное участие Ростовской области в федеральных программах, которые реализуются и направлены на модернизацию водоподведения и водоотведения. Это программа «Чистая вода» и др. Третье принципиальное направление, отраженное в Стратегии — это привлечение непрограммных федеральных и внебюджетных ресурсов для реализации таких задач. Прежде всего, это средства федерального инвестиционного фонда. Сегодня есть два проекта — один национальный, а второй — региональный, которые реализуются с целью обеспечения качественной доставки и отведения воды в центральной и восточной частях Ростовской области. Это проекты «Чистый Дон» и «Вода Ростова». Владимир Бартеньев сообщил, что вопрос, связанный с обеспечением равномерного развития муниципалитетов и территорий Ростовской области, не может рассматриваться в отрыве от финансового обеспечения этого развития. Сегодня в рамках минфина и минэкономики области ведутся учет и анализ ситуации по обеспеченности доходом и расходом на душу населения по каждому муниципалитету. И с этой информацией можно познакомиться на сайтах данных министерств. Но принципиальное отличие новой Стратегии заключается в том, что в ней закладывается посыл к тому, чтобы источники развития муниципалитетов были за ними закреплены на долгосрочной основе. Тогда для муниципалитета становится понятной мотивация: он должен работать над расширением налогооблагаемой базы для того, чтобы получить больше финансовых ресурсов для решения тех проблем, которые находятся в рамках его компетенции в соответствии с ФЗ № 131. При подготовке документа эту проблему не раз поднимали на федеральном уровне, в том числе и Губернатор Василий Голубев. И вот в ноябре 2011 года руководством страны обозначена эта тема в рамках Госсовета по перераспределению полномочий с уровня Федерации на уровень субъекта, а с уровня субъекта на уровень муниципалитетов. Министр сообщил, что этот проект полностью совпадает с теми прогнозами, которые закладывались в Стратегию. По вопросу о внедрении нанотехнологий в рамках стратегического плана развития области.
Владимир Бартеньев, отметив, что это уже не вопрос стратегии, а скорее тактики, тем не менее, сообщил, что в нынешнем году, после длительного перерыва, Губернатором Василием Голубевым подписано постановление Правительства Ростовской области о долгосрочной целевой программе развития инноваций в Ростовской области на Большинством голосов Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2010 года была одобрена. В рамках повестки дня донскими парламентариями были рассмотрены еще 10 вопросов. Депутаты внесли изменения в Областные законы «Об инновационной деятельности в Ростовской области», «Об основах государственно-частного партнерства», «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области», «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области», «Об охране окружающей среды в Ростовской области».
Комментарий Председателя Законодательного Собрания РО Виктора Дерябкина:— Главным вопросом на этом заседании Законодательного Собрания была Стратегия социально-экономического развития нашего региона до 2020 года. Это очень важный стратегический документ. Первая наша Стратегия была разработана в 2007 году, и тогда было очень сложно такой документ разработать. Но мы его сделали, я имею в виду министерство экономики Ростовской области. Сейчас многое с 2007 года изменилось, хотя времени прошло мало. Сказалась ситуация с кризисами, которые происходят в мире. Они коснулись, конечно, и Ростовской области. Поэтому мы были вынуждены посмотреть эту Стратегию еще раз и внести в нее соответствующие коррективы. Сегодня в двух словах можно сказать, что это очень основательный документ, который практически содержит все направления развития области. Во-первых, это подробный тщательный анализ рисков, проблем в каждой отрасли, понимание, что нам угрожает и почему мы, может быть, медленными темпами движемся, а хотелось бы быстрее. Вот этот анализ полностью сделан. Проработаны конкурентные преимущества, указаны направления, по которым мы можем более быстрыми темпами двигаться. Очень важно, чтобы мы все, всё население нашей области понимали, что это Стратегия однозначного развития региона, его обновления и, в тоже время, это модель развития региона в социально значимом направлении. Социальный блок — здравоохранение, образование, социальную сферу мы не бросаем, а, наоборот, усиливаем. Главная задача этой Стратегии — вся работа, которую надеемся осуществить вместе с Правительством Ростовской области, направлена на конкретного человека, на каждого жителя Ростовской области. Если посмотреть окончательные критерии, вот сегодня в докладе звучало: основной показатель, который оценивают регионы России, это валовой региональный продукт. Нашему региону предстоит увеличить этот показатель практически больше чем в два раза за оставшиеся 9 лет. Наши показатели: доходы населения, объем инвестиций, все, что связано с занятостью и т.д. — однозначно выше средних по Южному Федеральному округу. По двум показателям мы на уровне, а ещё по двум показателям выше даже, чем в России. Прописан механизм контроля реализации этой Стратегии, прописаны критерии оценки. Мы всегда сможем в любое время поставить вопрос на Законодательном Собрании и послушать: а как идет реализация этой Стратегии. Очень важно, что в самом начале был заложен механизм доработки и обновления Стратегии. Есть семь групп по основным направлениям развития Ростовской области, и депутаты вошли в каждую группу. Почему нам было легче? Потому что мы с самого начала отслеживали все параметры и направления. Конечно, большое спасибо всем, кто принял участие в обсуждении нашей Стратегии. Мы начали с августа-месяца публичные и отраслевые слушания. Более 150 предложений поступило от всех, кто желал внести свои коррективы в эту Стратегию, поэтому я думаю, что у нас получился основательный документ, который прописывает направление движения, развития нашей области. Прописывает в то же время где-то и какие-то риски, на которые мы должны внимательно посмотреть и т.д. Еще один важный момент: этот основополагающий документ увязан со всеми целевыми программами, которые есть в Ростовской области, а сегодня их 32. У нас есть программа социально-экономического развития региона, которая также увязана с этим документом. Еще один важный момент — все, что связано с бюджетом и его формированием, этот механизм также увязан со Стратегией. Я думаю, что задачи, которые обозначены в Стратегии, реальные. Конечно, очень бы хотелось, чтобы заработная плата в нашем регионе не в далеком будущем, а в ближайшее время перевалила бы за 40 тысяч. Будем смотреть, и отслеживать реализацию этого документа каждый год, и мы договорились с Губернатором и определились, что абсолютно не исключены поправки, доработки и их принятие. |