[№3 (28) март 2012] Подведены первые итоги модернизации здравоохраненияВ начале 2012 года на уровне Правительства Российской Федерации подведены первые итоги реализации программы модернизации здравоохранения в регионах страны. В совещании, проходившем в форме видеоконференции, приняли участие заместитель Губернатора Ростовской области Сергей Бондарев и министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. «На модернизацию отрасли область получила весьма значительные средства, позволяющие провести системные изменения. Рациональное и эффективное использование выделенных финансовых ресурсов остается задачей номер один и на год текущий», — подчеркнул заместитель Губернатора области Сергей Бондарев. На развитие системы здравоохранения в 2011 году было направлено более 31 миллиарда рублей, что на 8 миллиардов больше, чем в 2010 году. При этом финансовые вливания в рамках модернизации составили 3,8 млрд рублей.
Все участвующие в программе модернизации учреждения здравоохранения области оснащаются необходимым количеством современного медицинского оборудования. В течение «В 2012 году на укрепление материально-технического оснащения лечебно-диагности-ческих учреждений области, включая проведение их капитального ремонта, оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием будет направлено свыше 6,5 млрд рублей в рамках модернизации здравоохранения области. На приобретение модульных ФАПов из областного бюджета запланировано выделение 60 млн рублей», — отметила Татьяна Быковская. В 2012 году в рамках программы модернизации продолжится создание межрайцентров. Сейчас в области их работает семь, а к 2013 году — станет уже тридцать. Таким образом, охват населения области оказанием помощи в межрайцентрах составит 100%. Это будут медучреждения, оснащенные самым современным оборудованием. Вартан Трепель: В целом ситуация стабильнаяОсновные полномочия Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области — надзор за соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, контроль за порядком производства медицинской экспертизы, порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов, осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведением доклинических исследований лекарственных средств, клинических исследований лекарственных препаратов, а также производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств; соблюдением стандартов качества медицинской помощи; деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, реализацией мероприятий программ модернизации здравоохранения; выдачу лицензий на осуществление: медицинской деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; фармацевтической деятельности (за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами); деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Сегодня руководитель Управления Рос-здравнадзора по Ростовской области В.Г. Трепель отвечает на вопросы «Парламентского вестника Дона». — Вартан Григорьевич, полномочия вашего территориального надзорного органа обширны и разнообразны, а исполнение их настолько безупречно, что неудивительно, что контроль за ходом внедрения программы модернизации здравоохранения в Ростовской области возложен именно на Вас. Сегодня, когда подведены уже первые итоги внедрения этой программы, логично начать наш разговор с её результатов. — В последние годы в области было две масштабные программы по улучшению качества оказания медицинской помощи: это приоритетный национальный проект «Здоровье» и программа модернизации здравоохранения. Наши сотрудники систематически отслеживают, как лечебные учреждения реализуют эти программы. Неожиданно, но нарушения, связанные с поставкой и эксплуатацией нового медицинского оборудования, встречаются чаще, чем мы ожидали. С подобными нарушениями мы сталкивались и при контроле нацпроекта «Здоровье». Казалось бы, предыдущий опыт должен был обезопасить руководителей ЛПУ от повторения ошибок, однако на практике мы видим обратное. Не всё необходимое оборудование прибывает в больницы в срок. Поэтому руководство ЛПУ должно принять меры по взысканию пени с поставщика в соответствии с условиями контракта, т.е. обратиться по данному факту в арбитражный суд. К сожалению, главные врачи этого не делают. Помимо этого, в документы на поставку оборудования закрадываются ошибки. Так, в МБУЗ «Городская больница № 2» города Новочеркасска наши сотрудники установили, что биохимический анализатор, по сведениям из документов городской больницы № 2, был установлен в лечебном учреждении ещё до того (16 ноября), как его поставили в больницу (28 ноября). К сожалению, в лечебных учреждениях часто простаивает дорогостоящее оборудование, полученное в рамках ПНП «Здоровье». Например, цистоуретроскоп, полученный в рамках нацпроекта «Здоровье» городской больницей № 2 города Новочеркасска, простаивает без работы уже полгода в связи с отсутствием врача-уролога. В ходе нашей проверки в МБУЗ «Центральная районная больница» Сальского района было установлено, что стройподрядчик не выполнил свои обязательства по капитальному ремонту. Больница подала документы в арбитражный суд РО, но в связи с ошибками, допущенными больницей при подаче документов, суд принял решение о продлении срока оставления искового заявления без движения. Таким образом, больнице пока не удаётся взыскать с недобросовестного подрядчика пеню. Много замечаний у нас к профессиональной подготовке медиков. По результатам проверок установлено, в МБУЗ «Детская городская больница» города Новочеркасска у врача-рентгенолога, получившего медицинское образование в иностранном государстве, отсутствует сертификат, позволяющий работать врачом на территории Российской Федерации. На должность врача-стоматолога хирургического кабинета в поликлинике № 7 и на должность травматолога-ортопеда в поликлинике № 9 назначили врачей, не имеющих соответствующей послевузовской профессиональной подготовки. — Ваше ведомство раз в две недели приостанавливает обращение сомнительных препаратов. Ещё год назад забраковки появлялись раз в месяц. Неужели недоброкачественных препаратов стало больше? — Я бы не сказал, скорее выявлять стали больше. Связано это с открытием испытательной лаборатории Росздравнадзора в Ростове-на-Дону. За прошедший год в рамках выборочного контроля по заданию Росздравнадзора было проанализировано 2134 серии лекарственных препаратов, 88 из которых не соответствовали требованиям нормативной документации, одно лекарственное средство было признано фальсифицированным. Чаще всего препараты теряют качество в процессе транспортировки или неправильного хранения. Безусловно, имеет место брак в результате нарушения технологического процесса или при использовании некачественной субстанции при производстве. С августа 2011 года в Южном федеральном округе функционирует мобильная экспресс-лаборатория неразрушающего контроля качества лекарственных средств. Для анализа качества препаратов Росздравнадзором был выбран экспресс-метод спектрометрии в ближнем инфракрасном диапазоне, который позволяет не только проводить идентификацию препарата, но также различать изменения в его составе, месте производства. Данный метод позволяет проводить экспертизу препарата, не нарушая целостность упаковки, поэтому после проведения анализа качественный препарат возвращается обратно в проверяемое учреждение. В случае несоответствия качества медикамент изымается для проведения детальной проверки в стационарных лабораторных условиях. — Последнее время стали много говорить о вреде чудо-приборов от всех болезней, появившихся на рынке..... — К нам неоднократно обращались жители области, купившие подобные приборы за немалые деньги. Только в прошлом году мы приостановили обращение трёх таких: Офтанорм, Глазанорм и Офтанорм-маг. Все они являлись незарегистрированными изделиями медицинского назначения. Это обычные электрические приборы, как утюг или пылесос. К сожалению, жители области ещё попадаются на уловки недобросовестных продавцов. — В прошлом году Управление Росздравнадзора по Ростовской области и Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ подписали повторное соглашение о сотрудничестве. Плодотворно сотрудничаете? — Специалисты Управления Росздравнадзора по РО и сотрудники регионального отделения ФСС обнаружили многочисленные нарушения при заполнении листков нетрудоспособности в нескольких поликлиниках города Ростова. В городской поликлинике № 9 записи в листках делаются не печатными буквами, а прописными с использованием шариковой ручки, также записи заходят за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, соприкасаются с границами ячеек. В МБУЗ «Городская поликлиника № 7», в МБУЗ «Городская поликлиника № 9», в МБУЗ «Городская поликлиника № 12» на представленных во время проверки корешках листков нетрудоспособности не указывалось, является ли листок первичным, дубликатом или продолжением предыдущего, не отмечался номер истории болезни и место работы пациента. Выявлены нарушения и в работе врачебных комиссий, уполномоченных осуществлять продление листков нетрудоспособности. Были составлены протоколы об административном правонарушении. В заключение беседы хотелось бы сказать, что мы обязательно контролируем устранение всех выявленных нами в ходе проверок нарушения. Учреждения устраняют их в срок и в полном объёме. В целом, ситуация в региональном здравоохранении стабильная. |