[№10 (35) октябрь 2012] В.Л. Маринова о значимых изменениях в образовании и общественной жизни Дона26.10.2012
12 октября в Законодательном Собрании области состоялось совместное заседание комитета по образованию и комитета по аграрной политике, на котором были рассмотрены 9 вопросов. Наиболее значимые изменения в образовании и общественной жизни Дона прокомментировала председатель комитета по образованию Валентина Лаврентьевна Маринова. Также была заслушана информация о мерах государственной поддержки сельского хозяйств и промышленности Ростовской области в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Заключения Общественной палаты обязательны к исполнениюОбластной закон «Об Общественной палате Ростовской области» был принят в прошлом году. Тогда же был сформирован основной состав этого общественного органа. Деятельность Общественной палаты признана необходимой и нужной, но ее представители столкнулись с одним «но»: в областном законе депутатами было прописано, что заключения этого общественного органа носят лишь рекомендательный характер. Хотя главной функцией Общественной палаты является проведение общественной экспертизы как законопроектов, подготовленных законодателями, так и нормативных актов исполнительной власти. – Однако Федеральный закон нас поправил в этой части, – отметила председатель комитета по образованию В.Л. Маринова. – Теперь с принятием поправок любое заключение Общественной палаты для представительной и исполнительной власти будет носить обязательный характер. Естественно, что это, во-первых, еще больше повысит и укрепит ее статус. Во-вторых, областные законы, особенно имеющие резонансный характер, после прохождения экспертизы в Общественной палате получат широкую массовую поддержку. Продолжается обсуждение нового закона об образовании– Наиболее интересен, с моей точки зрения, разговор по внесенному в Государственную Думу закону об образовании в Российской Федерации. В Астрахани на заседании Южно-Российской Парламентской Ассоциации нами было инициировано обсуждение по данному проекту. Именно этот законопроект явился самым резонансным, на мой взгляд, а Президент РФ назвал его «самым чувствительным» за последние годы законом. Думаю, нет необходимости объяснять, почему. На концептуальном уровне обычно прописывается идеология закона с точки зрения основных принципов функционирования системы образования, основных полномочий уровней власти в этой системе, а также статуса самого педагогического сообщества. Поэтому мы сочли нужным именно на этапе подготовки к первому чтению сформулировать согласованную позицию парламентариев Юга России. Мы считаем, во-первых, что необходимо четко в законе прописать статус педагогов как с финансовой точки зрения, так и социально-правовой. Речь идет о том, что за период реализации программы по модернизации образования в Ростовской области средняя оплата труда педагогов была подтянута до средней по экономике региона. Это должно быть обязательным и для других регионов. Во-вторых, если в старом законе четко перечислены социальные гарантии учителей, такие как первоочередное право на получение жилья, компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, то в новом законе об этом написано весьма расплывчато. Мы считаем, что в новом законе необходимо также четко прописать социальные гарантии учителей. В-третьих, взимание оплаты прописано с учетом материального положения родителей. Это неточно. Оплата должна быть привязана к какой-либо норме: либо к минимальной потребительской корзине, либо к минимальному доходу. Нормативная формула размера взимаемой платы должна быть четко прописана. В-четвертых, должна быть четко прописана воспитательная функция образования, чем всегда славилось российское образование. Определение образования как оказание услуг в новом законе нам кажется идеологически неверным. Воспитательный подход должен быть сохранен во всех блоках образовательной системы. В-пятых, мы считаем, что в законе в обязательном порядке должна быть прописана норма об обязательной двухгодичной отработке по специальности после окончания вуза специалиста, получавшего образование на бюджетной основе. Они должны чувствовать свою ответственность перед государством, которое оплатило им получение образования. Также были предложения о предварительном финансировании инновационных разработок в образовательном учреждении. Мы прекрасно понимаем, что в настоящее время никакого стимула для ведения инновационных разработок у образовательных учреждений нет (в связи с недостаточным финансированием). Были озвучены и другие предложения. Самая главная функция Ассоциации – услышать инициативу одного субъекта, обсудить ее, поддержать и таким образом сделать ее более значимой на уровне государства. О статусе «казачий»– Как вы знаете, система казачьего образования на Дону представлена шестью казачьими кадетскими корпусами, шестью казачьими кадетскими профессиональными училищами, а также155 муниципальными общеобразовательными учреждениями, 18 центрами дополнительного образования и 28 детскими садами, имеющими областной статус «казачьи». Престижность обучения в казачьих кадетских корпусах подтверждается высоким конкурсом при поступлении, составляющим в среднем до 10 человек на 1 место. В то же время «казачий» статус образовательных учреждений определен только на уровне отдельных регионов и никак не урегулирован на федеральном уровне. Это касается и статуса выпускников учреждений казачьего кадетского образования – в их аттестатах стоит запись об окончании школы-интерната. Поэтому при рассмотрении нового федерального закона об образовании мы снова подняли вопрос о качественном изменении статуса кадетских корпусов. Членами ЮРПА решено было направить в Правительство Российской Федерации предложение о принятии федеральной долгосрочной целевой программы «Кадеты России», а также о создании федерального централизованного органа управления, координирующего деятельность кадетских корпусов страны. |