[№11 (61) июнь 2014] Народные дружины будут создаваться по инициативе граждан27.06.2014
Одним из главных вопросов в повестке дня заседания комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку Законодательного Собрания Ростовской области было обсуждение проекта Областного закона «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ростовской области». Проект этого документа подготовлен с целью приведения областного законодательства в соответствие с новыми федеральными законами, которые вступят в силу 2 июля нынешнего года. – Народные дружины появились в конце XIX века, – напомнила депутатам и представителям средств массовой информации председатель комитета Ирина Рукавишникова. – Пик популярности и востребованности этих объединений пришелся в Советском Союзе на семидесятые годы прошлого столетия, когда членство в народных дружинах было массовым. После распада СССР, то есть с 1991 года, правовые отношения в этой сфере урегулированы не были. В новой России первый закон федерального уровня, который касался деятельности народных дружин, был принят в 1997 году. В Ростовской области подобный документ появился в 2009 году. Сегодня с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным мы должны рассмотреть поправки и принять их к рассмотрению в двух чтениях… Ирина Валерьевна отметила, что новая редакция федерального закона об участии граждан в охране общественного порядка и действующий закон Ростовской области имеют много общего, между этими двумя документами много совпадений. Тем не менее, есть и существенные нововведения, которые касаются установления основных принципов и форм участия граждан в охране общественного порядка, определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом предусмотрены две формы участия граждан в охране общественного порядка – индивидуальная и коллективная. Принимаемые поправки касаются именно коллективного участия, которое может осуществляться путем участия граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и создания народных дружин. Новый федеральный закон дает новую трактовку понятию «народная» дружина» и поясняет, что народные дружины создаются, в отличие от общественных объединений правоохранительной направленности, на основе членства. Инициатором создания народной дружины теперь могут быть сами граждане, а не местные органы власти. А вот полномочиями по оказанию поддержки гражданам, их объединениям и созданию условий для деятельности народных дружин наделяются органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов. Определяет закон и границы территории, на которой может быть создана народная дружина. Эти полномочия также отнесены к органам местного самоуправления. Как правило, на одной территории целесообразно формировать одну народную дружину. Участие добровольных помощников правоохранительным органам допускается только после того, как народная дружина будет внесена в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации, полномочия по ведению которого возложены на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. – В статье 3 новой редакции областного закона определяются принципы участия граждан в охране общественного порядка, – сообщила Ирина Рукавишникова. – Это принцип добровольности, законности, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, органов государственной власти. Впервые в новой редакции федерального закона определяется право каждого на самозащиту всеми способами, которые не запрещены законом. Идет в законе речь и об ограничениях, которые связаны с участием граждан в охране общественного порядка. Дружинники не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и не должны участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью. При обсуждении поправок последний пункт вызвал вопросы у депутатов. Их волновало правовое обоснование: какие именно мероприятия можно считать заведомо опасными для народных дружинников. В итоге пришли к выводу, что никто не отменял элементарный принцип разумности: никто не пошлет народных дружинников на операцию по задержанию вооруженного преступника. В Ростовской области к участию в охране общественного порядка активно привлекаются и члены казачьих обществ. Поправки регулируют и их деятельность. Поскольку народные дружинники из числа казачества выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, отличительным знаком для народного дружинника предлагается определить нарукавную повязку красного цвета с надписью «ДРУЖИННИК» и удостоверения соответствующего образца. Интересовало депутатов и материальное стимулирование народных дружинников. Закон четко определяет, что участие в народной дружине происходит на основе добровольности и безвозмездности. Но при этом закон предусматривает льготы и компенсации в случае гибели народного дружинника (речь идет об единовременном пособии семье в размере двести 250 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц), при причинении вреда здоровью (в размере 100 тысяч) и при причинении ущерба имуществу. Народные избранники отметили, что по опыту прошлого добровольными дружинниками в большинстве своем являются представительницы слабого пола. И эту ситуацию следует менять. Именно народная дружина может стать для мужчин возможностью проявления лучших качеств – благородства и заботы о ближнем. |