[№5 (55) март 2014] Нужна ли лицензия для управления многоквартирными домами?28.03.2014
12 марта в Ростовском общественном собрании состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна». Депутаты Законодательного Собрания совместно с приглашенными обсудили проект федерального закона, согласно которому все организации, управляющие домами, до 1 мая 2015 года должны получить лицензию на этот вид деятельности. Официальное название проекта федерального закона – «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» («О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами»). С его текстом можно ознакомиться на официальном сайте Минстроя России. Какие изменения предлагаются данным законопроектом? Прежде всего, Жилищный кодекс РФ предлагается дополнить новым разделом «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами», в котором будут прописаны обязательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами. Лицензия при этом предоставляется без ограничения срока ее действия и имеет силу на территории того субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. А руководители управляющих организаций ЖКХ, в свою очередь, должны получить соответствующий квалификационный аттестат. В соответствии с разработанным российским правительством законопроектом через полтора года, т.е. с 1 мая 2015 года, управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы и т.п. не смогут осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом без лицензии. Если данный законопроект будет принят и вступит в силу, процедура лицензирования начнется уже осенью 2014 года. В настоящее время обсуждение законопроекта проходит в региональных парламентах, с широким привлечением общественности. В Ростовской области депутаты Законодательного Собрания обсудили данный законопроект в рамках заседания дискуссионной площадки «Открытая трибуна», на которую были приглашены: заместитель мэра города Ростова Владимир Арцыбашев, председатель Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко, генеральный директор НП «СРО Дон» Анатолий Щербаков и другие заинтересованные лица. Дискуссия получилась жаркой, ведь принятие поправок в Жилищный кодекс РФ коснется буквально каждого жителя многоквартирных домов. В рамках обсуждения были высказаны самые разные мнения, в том числе претензии. К примеру, в проекте закона даже не обозначено, придется ли управляющим организациям платить за получение лицензии. Или взять пункт об административной ответственности. За осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований законопроектом предлагается установить штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Либо другой вариант – дисквалификация на срок до трех лет. Естественно, это мало радует руководителей управляющих организаций. Так что спорных моментов действительно много. Мнения в ходе обсуждения разделились. Одни высказались за принятие поправок, другие – против. Большинство участников уверены, что сначала необходимо создать систему образования и повышения квалификации работников сферы ЖКХ, а потом уже принимать подобный закон и вводить административную ответственность. С другой стороны, принятие данного закона избавит жилищно-коммунальную сферу от проходимцев. – Мне стыдно, что в сфере ЖКХ работает много бездарей, лентяев, хапуг, и мне неясно, почему мы доверяем наше жилище непонятно кому. Сегодня в сфере ЖКХ настоящая болезнь, и лечить ее надо только хирургически. Поэтому считаю, что такой закон нужен и важен. Без него не будет дальнейшего развития сферы ЖКХ, – уверен заместитель мэра Ростова по ЖКХ Владимир Арцыбашев. С ним согласились многие, в том числе и депутаты донского парламента. В частности, депутат Владимир Сакеллариус (он же руководитель ростовской управляющей компании ЖКХ «Квадро») согласен, что закон необходим, но лицензия должна выдаваться на бесплатной основе, иначе плата за нее ляжет на плечи собственников. Однако некоторые выразили уверенность, что вместо лицензирования в сфере ЖКХ необходимо создание саморегулируемых организаций, как, например, в строительстве. Обобщив высказывания, Председатель Законодательного Собрания области Виктор Дерябкин четко обозначил позицию донских депутатов. – На наш взгляд, такой законопроект нужен. В нем будут четко прописаны правила управления многоквартирными домами: кто может осуществлять эту деятельность, что требуется для получения лицензии, какую ответственность понесут те, кто не исполняет эти правила, и т.п. Основные положения закона правильны, а нюансы требуют доработки. По итогам обсуждения депутаты Законодательного Собрания выработали ряд рекомендаций к законопроекту, которые направили в Государственную Думу РФ. Так, по мнению депутатов, законопроект не учитывает нынешнее состояние жилого фонда в регионах, особенно дотационных. Как известно, наличие большого количества домов с высоким процентом износа не позволяет оказывать качественные услуги по их содержанию. Естественно, это вызывает многочисленные жалобы собственников помещений. Поэтому, как считают донские законодатели, перед получением лицензий многие управляющие компании постараются избавиться от таких убыточных домов, и бремя по их содержанию и ремонту общего имущества ляжет на плечи МУПов, что потребует значительных бюджетных расходов. Другое замечание касается введения лицензирования деятельности ТСЖ, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов по управлению многоквартирными домами. Донские законодатели считают этот пункт законопроекта нецелесообразным, т.к. указанные организации являются некоммерческими, не осуществляют предпринимательскую деятельность и созданы самими собственниками помещений в многоквартирном доме для совместного управления общедомовым имуществом. А введение лицензирования их деятельности все же препятствует реализации прав собственников помещений по управлению многоквартирным домом. Кроме того, противоречиво само определение председателя ТСЖ должностным лицом, поскольку он не является субъектом управления товарищества, а выполняет решения правления и общего собрания членов ТСЖ. Законопроект обязывает руководителя ТСЖ не только получить лицензию, но и пройти соответствующую квалификационную аттестацию. А так как в соответствии с законодательством правление и председатель переизбираются каждые два года, то вполне возможна ситуация, когда при переизбрании председателя ТСЖ или кооператива необходимо будет получение квалификационного аттестата на новое лицо, а также каждые два года проходить процедуру лицензирования. Не менее важный пункт касается установления штрафных санкций. Депутаты уверены, что законопроектом установлены штрафы, несоразмерные степени общественной опасности совершенных правонарушений. Другими словами, указанные штрафы существенно повлияют на финансовое положение этих организаций и могут привести к их банкротству. Особенно этот риск велик для однодомных ТСЖ и жилищных кооперативов. При этом положения законопроекта не предусматривают защиты средств собственников, предназначенных для содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также оплату коммунальных услуг. Поэтому вполне вероятно, что недобросовестными управляющими организациями ЖКХ эти средства могут быть использованы для оплаты штрафов, что отрицательно скажется в первую очередь на техническом содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также может привести к увеличению задолженности собственников перед ресурсоснабжающими организациями и росту стоимости жилищных услуг. Это только часть замечаний. Но, несмотря на то, что представленный проект очень «сырой» и требует тщательной доработки, на сегодняшний день ясно одно – такой закон действительно нужен.
ВИКТОР ДЕРЯБКИН, Председатель ЗС РО:
|