Об общественном контроле в сфере противодействия коррупции. Интервью с Первым Заместителем Председателя ЗС РО Ю.С. Зерщиковым— Юрий Стефанович, насколько значимым Вам представляется общественный контроль в сфере противодействия коррупции? — Уже в течение нескольких лет у нас в стране проводится масштабная работа по борьбе с коррупцией. Вовлеченными в нее оказались все ветви и все уровни публичной власти, а также институты гражданского общества. Я абсолютно убежден в том, что активно действующее гражданское общество является важнейшим инструментом в борьбе с коррупцией. Наша задача на сегодняшнем этапе состоит не только в том, чтобы на законодательном уровне обеспечить эффективное участие общественности в контроле за деятельностью органов публичной власти, а значит и в борьбе с коррупционными правонарушениями, но и пересмотреть правоприменительную практику и сделать всю систему государственного управления максимально открытой для общественности. — Расскажите, пожалуйста, о формах гражданского участия в противодействии коррупции, которые существуют в Ростовской области. — Прежде всего напомню, что правовые и организационные основы противодействия коррупции в Ростовской области установлены специальным областным законом о противодействии коррупции, который мы приняли в 2009 году и в котором определены конкретные направления деятельности областных органов власти и местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции. Гражданское участие в противодействии коррупции осуществляется в самых различных формах. Это и деятельность представителей общественности в консультативных и экспертных советах, которые созданы при Законодательном Собрании, Губернаторе области и при главах практически всех местных администраций, и деятельность независимых экспертов в составе всех аттестационных и конкурсных комиссий в областных органах государственной власти, и участие наших граждан в общественном обсуждении наиболее значимых проектов законов. Вы наверняка помните, какой большой общественный резонанс имело публичное обсуждение проектов федеральных законов о полиции и об образовании. Законодательное Собрание намерено внедрять такую практику и на региональном уровне при обсуждении наиболее важных проектов областных законов. Кроме того, в 2009 году в области создана специальная комиссия по противодействию коррупции, четверть состава которой сформирована из представителей средств массовой информации, общественных объединений, учреждений науки и высшего профессионального образования. К числу основных задач этой комиссии относится координация деятельности всех областных органов власти по вопросам противодействия коррупции, осуществление антикоррупционного мониторинга, участие в антикоррупционной пропаганде. На сегодняшний день такие же комиссии созданы и во многих муниципальных образованиях. Весьма значимой для Законодательного Собрания формой участия общественности в сфере противодействия коррупции является работа аккредитованных министерством юстиции независимых экспертов по проведению экспертизы принимаемых нами областных законов и их проектов на коррупциогенность. Ведь наличие в нормативных правовых актах положений, допускающих возможность совершения коррупционных деяний, является питательной почвой для коррупции. Пользуясь случаем, я хочу выразить глубокую благодарность тем экспертам, которые принимали активно участвовали в проведении независимой антикоррупционной экспертизы принимаемых Законодательным Собранием областных законов. — И каковы результаты работы этих экспертов? — Мы всегда прислушивались к мнению независимых экспертов. В этой связи хочу заметить, что проведение независимой антикоррупционной экспертизы — достаточно сложная работа, которая должна проводиться высококвалифицированными специалистами. И хотя определенный положительный опыт в этом вопросе уже накоплен, но остается нерешенным целый ряд проблем. В настоящее время еще не создано достаточных организационно-правовых условий для развития института независимых экспертов. Полагаю, что в перспективе нам нужно развивать систему обучения специалистов-экспертов. Этому должны способствовать научная мысль и вузовская подготовка специалистов, семинары, совещания, круглые столы, конференции, а также опыт работы специалистов в зарубежных странах. Было бы весьма полезным обеспечить методологическое и методическое единство экспертной деятельности как независимых экспертов, так и лиц, которые обязаны проводить такую экспертизу по должности, т.е. работников органов юстиции, прокуратуры, иных органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим, на мой взгляд, очень важно и необходимо принятие федеральных законов о нормативных правовых актах, об общественном контроле и об общественной экспертизе нормативных правовых актов. Надеюсь, что новый состав Государственной Думы отнесется к этому правовому пробелу с должным вниманием и оперативностью. — Что сделано областными органами власти в целях усиления общественного контроля в сфере противодействия коррупции?
— Сделано, в общем-то, немало. Сейчас в Ростовской области действует долгосрочная целевая программа противодействия коррупции на К этой теме очень активно привлекается молодежь. На базе Донского государственного технического университета проведена научно-практическая конференция, организованы конкурсы журналистских работ и социальной рекламы. Буквально несколько дней назад состоялось заседание комиссии по определению победителей очередного ежегодного конкурса журналистских работ на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции в Ростовской области «СМИ против коррупции — 2011». Отмечу, что в этом году на конкурс были представлены очень интересные и яркие журналистские материалы. — А можно ли отнести к этой работе опыт проведения публичных слушаний по проектам областного и местных бюджетов, которые в этом году активно проводились на всей территории Ростовской области? — С формальных позиций эта работа не относится к борьбе с коррупцией. Однако такая процедура принятия основного финансового документа как публичные слушания в значительной степени повышает открытость власти, делает еще более прозрачной и понятной ее работу и безусловно повышает уровень доверия людей к чиновникам и депутатам. — Наконец-то в Ростовской области создана региональная Общественная палата. Отводится ли ей какая-то роль в борьбе с коррупцией? — Действительно, Общественная палата Ростовской области уже начала свою работу. Состав палаты практически сформирован. Туда вошли очень уважаемые люди, представляющие самые разные общественные и профессиональные сообщества Дона. Выступая на первом заседании, Председатель Законодательного Собрания В.Е. Дерябкин подчеркнул, что сейчас необходимо создать условия, при которых различные слои и группы общества будут ощущать, что их достаточно специфичные, зачастую противоречивые запросы не просто услышаны властью, но доносятся до властей в виде конкретных рекомендаций структур гражданского общества. Власть же со своей стороны должна либо принять профессиональные и ответственные рекомендации, либо открыто и аргументировано их отклонить. Собственно, это и означает смену бюрократической модели взаимоотношений власти и общества на политическую. А для того, чтобы придать этой работе большую весомость и значимость, было предложено заключить Соглашение об информационно сотрудничестве и взаимодействии между Законодательным Собранием Ростовской области и региональной Общественной палатой. Думаю, что уже в начале 2012 года эта идея будет реализована, и мы начнем совместную работу, в том числе и в борьбе с коррупцией. |