Привлекать инвестиции и развивать малый и средний бизнесПервым из комитетов ЗС РО перед очередной сессией донского парламента провел свое выездное заседание комитет по экономической политике, предпринимательству и инвестициям. Оно прошло 6 июля 2010 года в г. Зернограде в Азово-черноморской государственной академии. Порядок проведения уже шестого выездного заседания этого комитета включал в себя ознакомление с деятельностью малых предприятий группы компаний «Альтаир» и ООО ПКФ «Маяк» и собственно заседание в стенах академии. Председательствовал на мероприятии Александр Энтин, а в его работе приняли участие первый заместитель председателя ЗС РО Юрий Зерщиков, заместители спикера Евгений Шепелев и Николай Беляев, председатели комитетов ЗС РО Николай Шевченко и Владимир Гребенюк, депутаты ЗС РО Любовь Акулович, Петр Мотренко и Виктор Булгаков, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и туризма Ростовской области Анна Палагина, заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Любовь Жадан, исполнительный директор НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» Игорь Бураков, глава Зерноградского района РО Михаил Таранов, директор некоммерческого партнерства «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Наталья Крайнова, председатель комитета по малому и среднему бизнесу ТПП РО Петр Смородин, президент ГК "Альтаир«- председатель Собрания депутатов Зерноградского района Владимир Болдин, директор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная. Повестка дня заседания включала в себя 6 вопросов. С информацией «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» выступила Анна Палагина — директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и туризма Ростовской области. О проекте областного закона «Об основах государственно-частного партнерства» доложила заместитель министра экономики области Любовь Жадан. Данный законопроект подготовлен в целях создания условий для дальнейшего стимулирования инвестиционных процессов и развития взаимовыгодного государственно-частного партнерства при реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области. Документ определяет цели, задачи и общие принципы государственно-частного партнерства, а также регламентирует:
Принятие данного областного закона позволит создать эффективную систему организации и координации инвестиционного процесса, привлечения инвестиций, в которой заинтересованы как потенциальные инвесторы и инициаторы проектов (предприятия), так и само государство, организовать их взаимовыгодное взаимодействие. Информацию о ходе исполнения Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области» (в части деятельности некоммерческого партнерства «Агентство инвестиционного развития Ростовской области») представил Игорь Бураков — исполнительный директор НП АИР РО.
В 2009 году у НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» завершился пятилетний госконтракт. Согласно контрактному заданию, за период
По факту контрактное задание было перевыполнено. Объем инвестиций, привлеченных Агентством за период Стартовало более 35 проектов в различных отраслях. В частности, в отчетном периоде в Ростовской области были локализованы проекты таких известных компаний, как:
В привлечении инвестиций, инвестиционном маркетинге Агентством изначально была сделана ставка на глобальных отраслевых лидеров. Эти компании работают стабильно даже во время экономического спада, способствуют модернизации отраслей, внедрению самых передовых технологий. Их проекты энергоэффективны, экологичны. Кроме того, в отношении данных компаний властям региона не придётся заниматься проблематикой своевременной выплаты зарплат, налоговой задолженности, оздоровления предприятий, обеспечения сбыта продукции — поскольку лидеры по определению не испытывают данных проблем, успешно справляются с этими задачами самостоятельно. Среди глобальных лидеров, инвестиции которых привлекло Агентство за отчетный период:
Что касается распределения инвесторов по странам, то на первом месте — Россия (28,1%), Франция (27,4%), США (25%), Бельгия (4,7%), Германия (4,1%), Япония (3,4%), Великобритания (3%), Италия (2,1%). Все эти производители ориентированы на продажи своей продукции не только в Ростовской области, но и по всему Югу России, а некоторые предполагают масштабный экспорт на Украину и в другие страны. Сегодня в портфеле Агентства присутствует целый ряд еще нереализованных проектов, которые также предполагают абсолютно новые для донской экономики индустрии в сфере сельхозпереработки (сахарный завод и др.), деревообрабатывающей промышленности, фармацевтики, продуктов питания, стройматериалов, машиностроения. Структура инвестиций, привлеченных Агентством за отчетные 5 лет, показывает, что в проектном портфеле Агентства преобладают индустриальные проекты (доля таких проектов — почти 60%).
В течение География проектов Агентства в настоящее время охватывает 15 муниципалитетов Ростовской области.
По завершении пятилетнего контракта Агентства, областное Минэкономики объявило конкурс на организацию инвестиционного процесса и привлечение инвестиций в
Согласно условиям конкурса, региональный бюджет в течение пяти лет равными долями будет оплачивать услуги Агентства по привлечению инвестиций в Ростовскую область. Поскольку бюджет-2010 верстался в кризисном Фактически условия контракта ужесточились примерно на 20% с учетом инфляции и девальвации рубля за последние 5 лет. Номинально стоимость контракта в рублях осталась прежней (такой же, как в 2005 году), а номинированное в долларах контрактное задание в пересчете на рубли — выросло.
Подобный консервативный подход к условиям нового контракта можно считать оправданным не только с точки зрения кризисных для бюджета явлений Инвесторы, локализовавшие на Дону свои проекты, становятся помощниками Ростовской области в продвижении инвестиционно-привлекательного имиджа региона. Переговоры с новыми инвесторами проще начинать и добиваться успеха, апеллируя к позитивному инвестиционному опыту уже инвестировавших в Ростовскую область известных компаний, прежде всего, мультинациональных. Ни одно ведомство не занимается генерацией потока инвесторов. Эту функцию выполняет Агентство инвестиционного развития Ростовской области. Госаппарат в основном занимается теми, кто сам приходит в регион, но не пытается генерировать этот трафик. Хотя именно здесь основной потенциал роста, на который возможно влиять.
Структуры, подобные АИР Ростовской области, созданы более чем в
Каждый потраченный на содержание Агентства бюджетный рубль в итоге генерирует около В 2006 году Агентство инвестиционного развития Ростовской области стало лауреатом Национальной премии Ассоциации агентств инвестиций и развития, и было признано лучшим в России. Главным бенефициаром локализации инвестора в Ростовской области является региональный бюджет. Он получает свои дивиденды (в виде дополнительных налогов, новых рабочих мест) независимо от того, кого для реализации своего проекта затем будет нанимать инвестор. Поэтому услуги по привлечению инвесторов в Ростовскую область, инвестиционный маркетинг региона может оплатить только региональный бюджет. Ему это однозначно выгодно. Конструкция, когда услуги по привлечению инвестиций в регион оплачивает бюджет, является конкурентным преимуществом Ростовской области, антикоррупционным механизмом, удобным сервисом, который наиболее востребован иностранными инвесторами. Затем Александр Энтин доложил о подписании Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, предпринимательству и инвестициям и ГОУ ВПР «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», а также об образовании Консультативного совета — постоянно действующей рабочей группы при комитете ЗС РО по экономической политике, предпринимательству и инвестициям. Комментарий Александра ЭнтинаЭто уже 6 выездное заседание нашего комитета. Мы выбрали тактику проведения выездных комитетов по одной простой причине: когда мы сидим в кабинете Законодательного Собрания и читаем проекты основных законов, то не всегда до конца понимаем, за что голосуем. Мы не видим людей и производств, которые стоят за этими законами. Мы не видим, как мы помогаем этим людям и производствам: новым, старым. Поэтому, в зависимости от тематики или от основного вопроса, который выносится на заседание комитета, мы сразу выбираем то или иное место проведения заседания. Например, мы рассматривали проект областного закона «Об инновациях в Ростовской области». Для этого выехали в г. Таганрог, посмотрели инновационные предприятия, которые работают на его территории, и базу Южного федерального университета в Таганроге. Пообщались с учеными, со студентами, с руководителями малых предприятий, которые работают при вузе, с руководителями малых предприятий, которые занимаются выпуском инновационной продукции. Потом, уже на комитете, мы послушали министерство экономики: что делается в Ростовской области в этой части, послушали всех заинтересованных лиц. И только тогда, принимая закон, мы понимаем, на что он направлен. Или рассматривали проект областного закона «Об инвестициях в Ростовской области». Это — великолепный закон об оказании помощи новым инвестиционным предприятиям. Мы выехали в Азовский район и г. Азов, где сегодня развиваются два индустриальных парка. Сюда приходят крупные предприятия, совершенно новые производства для Ростовской области. Мы посмотрели, в каком они сегодня состоянии, во что Ростовская область вкладывает деньги, во что инвестор вкладывает деньги, и что это даст области. И там же провели заседание комитета. Ранее рассматривали вопрос о развитии шахтерских территорий в Ростовской области. Большинство членов комитета, в том числе и я, никогда шахту не видели в глаза, и не представляют себе, что это такое, что такое шахтерская территория, и что представляет собой шахтерский поселок, который раньше развивался за счет шахты, которая теперь закрылась. Мы выехали в г. Шахты, посмотрели своими глазами, что сегодня там делается, собрали там мэров шахтерских городов, руководителей шахт и рассматривали закон, который был принят 5 лет назад, и дал шахтерским территориям приличную возможность выжить в непростых условиях. На последнем заседании комитета 6 июля 2010 года мы рассматривали вопрос о развитии малого и среднего бизнеса, причем во второй раз. Первый раз мы его рассматривали на прошлом комитете в Торгово-промышленной палате. Но тогда мы его рассматривали в части реализации Областного закона о развитии малого и среднего предпринимательства. И послушав доклад директора департамента Анны Палагиной, руководителя Торгово-промышленной палаты Николая Присяжнюка, представителей бизнеса, мы поняли, что этот вопрос должны рассмотреть значительно шире, с учетом мнения муниципальных образований, и предложили вынести его на рассмотрение в «Правительственном часе» 15 июля 2010 года на заседании Законодательного собрания Ростовской области. Мы общались с несколькими территориями и выбрали Зерноград. Он понравился нам возможностью посмотреть там несколько предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы там собрали руководителей депутатских объединений «Единой России» всех районов Ростовской области. Для чего? Для того чтобы и они уяснили ситуацию, так как сегодня стоит очень много вопросов по территориям. Если сейчас мы видим, что департамент малого и среднего предпринимательства области плодотворно работает, то аналогичные структуры, и администрации районов и городов еще недостаточно работают в этом направлении в части выделения средств на финансирование программ развития малого и среднего бизнеса, и в части освоения областного Фонда софинансирования. Сегодня область имеет возможность оказывать поддержку начинающим предпринимателям. И для этого нужно и обратное движение со стороны муниципалитетов. Но в ряде территорий наблюдается полный ноль по выделению финансовых средств на эти цели. Поэтому мы выехали в территорию, собрали там представителей муниципалитетов и рассмотрели вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области. Кроме того, мы заслушали в очередной раз ежегодный отчет Агентства инвестиционного развития Ростовской области о его работе за предыдущий год. Выступил Игорь Бураков, рассказал о работе Агентства в предыдущие годы и об инвестиционном портфеле на ближайшие несколько лет. Я считаю, и мы приняли такое решение, что Агентство работает достаточно успешно. По крайней мере, на вложенные в него деньги, получена очень высокая отдача в части поступления средств в областной бюджет и организации новых рабочих мест. Она просто несоизмерима по сравнению с расходами на него. Еще был рассмотрен очень важный с моей точки зрения законопроект об основах государственно-частного партнерства в Ростовской области. Такие законы приняты уже в 16 субъектах РФ, и соответствующий областной закон будет приниматься на очередном заседании Законодательного Собрания. Это даст возможность сегодня и областному бюджету, и бюджетам муниципальных образований вкладывать деньги в инфраструктуру для инвестиционных предприятий. То есть, такое предприятие приходит на территорию Ростовской области, а она, в свою очередь, обязуется создать инфраструктуру для него. Это касается водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения. Данный закон позволит предусмотреть в областном бюджете уже на этот год средства на выполнение этих программ. |