Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области
  • Главная
  •  / 
  • Новости
  •  / 
  • Лариса Тутова: «Наша задача создать единое образовательное пространство»

Лариса Тутова: «Наша задача создать единое образовательное пространство»

Лариса Николаевна Тутова, депутат Государственной Думы 7 созыва по 149-му Ростовскому одномандатному  избирательному округу, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке.


  1. Лариса Николаевна, добрый день! Сегодня общество пытаются пересмотреть российское образование, не прекращаются реформы в этой сфере и длятся они уже 20 лет. Как вы оцениваете современный уровень образования в России?

Добрый день! Спасибо за приглашение на интервью. На Ваш вопрос я отвечу так: сегодня все силы направлены на то, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Вот смотрите, если взять начальную ступень образования.

Во время работы прошлого созыва Госдуме удалось решить вопрос с нехваткой детских садов, законодательно закрепить детский сад - ступенью общего образования. 130 млрд рублей, потраченные из федерального бюджета, превратились в миллион новых мест для малышей в детских садах по всей стране. Но остается нерешенным вопрос с ясельными группами…

В России одна из лучших систем обучения в начальных классах. Но, к сожалению, в среднем и старшем звене качество усвоения учебного материала падает. Над решением этой проблемы работает Минобрнауки РФ совместно с Рособрнадзором. Нужно понять на какой ступени обучения они начинаются, и выстроить четкий план по их разрешению. Тем не менее, благодаря усердной работе отдельных педагогов многие выпускники показывают впечатляющие результаты и успешно конкурируют среди выпускников со всего мира. Это не может не радовать.

Что касается школьного и вузовского образования, то несмотря на всю полемику вокруг этих сложных процессов – я придерживаюсь мнения, что это лучшее зерно, которое было, — оно осталось.

Для того, чтобы не преодолевать жернова ЕГЭ многие учащиеся поступают в колледжи. Тут тоже не все гладко. Есть такие люди, которые просто не смогли получить аттестат об окончании 9-ти классов. Мы хотим пойти им навстречу и немного облегчить экзамен для тех, кто покидает школьные стены и идёт в СПО. Очень важно, чтобы у детей была возможность выбора жизненного пути.

Сегодня российские вузы совершили серьезный прорыв на пути к лидирующим позициям в последние годы. Об этом говорят мировые рейтинги. Среди российских вузов лидером стал МГУ им. Ломоносова, попавший в топ-50 ведущих университетов сразу по семи направлениям обучения. В регионах создаются опорные вузы, закрепляются законодательно, прописывается их взаимодействие с властью.

Но не следует забывать, что одно из главных мест в образовании занимает учитель. Это миссия, служение. Так вот, именно учитель с большой буквы — это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра — народ.

Конечно же, отдельный и самый больной вопрос – повышение заработной платы педагогам. Есть инициативы о присвоении педагогам статуса госслужащих. Но для начала Минобр РФ предлагает переподчинить школы с муниципального на региональный уровень. Это, кстати, поможет разгрузить и бюджеты муниципалитетов.

Также важно вернуть во все образовательные организации медиков и психологов, продолжать работу над развитием инклюзивного образования, внести изменения в систему целевого приема в вузы.

И второе — это осмысление всего того, что было сделано: взять лучшее, что можно взять, и поступательно двигаться вперед. У нас прекрасный опыт не одного поколения и даже не одного столетия.


2. Какие пути развития сферы образования вы считаете эффективными?

Образование — очень открытая система, ей свойственно меняться. Нужно принимать это как должное. Меняется ритм, меняются дети, меняются вызовы. Мы воспитываем личность, которая должна быть готова к любым изменениям.

Чему учить детей – вот главный вопрос.

Как известно, задачу создания и сохранения единого образовательного пространства на территории нашей страны поставил в 2015 году Владимир Путин. Речь идёт о том, что базовое содержание обязательной части образовательных программ должно быть одинаковым независимо от того, в какой школе и в каком регионе учится ребёнок.

Для решения этой задачи необходимы три шага.

Во-первых, это наполнение содержанием образовательных стандартов. В отличие от принятых ранее, новые стандарты включают в себя «ядро содержания». За школами оставалось право на вариативность и углублённое изучение отдельных предметов. Теперь ситуация складывается иная - понятно, какие базовые вещи должен знать любой ребёнок, обучающийся на территории РФ.

Я о последних изменениях, предложенных Министерством образования. Новая редакция ФГОС начального и основного общего образования стала результатом большой работы в рамках исполнения поручения Президента.

Предыдущий стандарт, как мне кажется, разрушал единое образовательное пространство. Каждая образовательная организация сама разрабатывала свою программу, формулировала конкретные результаты. Было море предметных линий, которые часто различались по объему материала и последовательности изложения. Отсюда этот дискомфорт, когда ребенок переезжает в другой регион или даже переходит в другую школу.

Новый стандарт дает возможность обучения на двух уровнях: базовом и продвинутом. База должна быть единой для всех, а тот уровень, который мы считаем повышенным, предполагает различные варианты преподавания в зависимости от профиля школы и ее учеников.

Второй шаг – новый подход к формированию федерального перечня учебников. На сегодня в федеральный перечень входит 1377 учебников, и это очень много. Отныне «право последней инстанции» оставляет за собой Минобрнауки, которое планирует оставить в перечне две-три линейки учебников по каждому предмету.

Наконец, третий шаг – управление содержанием образования, которое Минобрнауки собирается осуществлять через постепенное переподчинение школ регионам. Этот шаг сейчас широко обсуждается.

Хочу отметить, что между профильным Комитетом Госдумы, в котором я работаю, и Минобрнауки  установлено конструктивное взаимодействие. Строя новую концепцию образования, нужно учитывать положительный опыт других стран, но также стоит обратить внимание и на отрицательный опыт, чтобы не допустить таких же ошибок.

3. Расскажите о последних новеллах в законодательстве в сфере образования

Закон об образовании принят Госдумой в прошлом созыве, на его основе внесены изменения в 180 других законов. Затем шла точечная настройка принятого закона, и сейчас эта работа продолжается.

В сфере науки ситуация прямо противоположная. Мы находимся на пороге принятия нового закона о науке, вносится большое число законопроектов, относящихся к разным сферам научно-технического развития.

В портфеле нашего профильного Комитета находится президентский законопроект о Российской академии наук, уже согласованный с РАН, а также правительственный законопроект о государственных научных центрах Российской Федерации.   

Но в центре внимания – новый закон "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ". Текст законопроекта был вынесен на общественное обсуждение, слушания и дискуссии прошли в разных аудиториях, в том числе по линии Комитета.

Еще один важный законопроект - о совершенствовании целевого обучения. 27 декабря 2017 г. в Госдуму РФ внесен проект поправок в Закон об образовании в части совершенствования целевого обучения. Например, согласно новым законопроектам, договор о целевом обучении обязательно должен содержать меры социальной поддержки студентов. И еще много важных факторов учтены… время диктует свои инновации, в том числе в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов…

- В весеннюю сессию будет окончательно принят Законопроект о бесплатной перевозке обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав различных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется органами местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Депутаты поддержали в первом чтении проект  федерального закона, который предполагает для детей-инвалидов имевшуюся ранее возможность воспользоваться при условии успешного прохождения  вступительных испытаний правом на внеконкурсное поступление путем подачи заявлений в несколько вузов   (на бюджетной  основе  - в пределах установленной квоты).

Вновь обсуждали законопроект, касающийся защиты прав инвалидов на получение среднего профессионального образования. Законопроектом устанавливается, что при приеме в профессиональные образовательные организации по конкурсу инвалиды принимаются вне конкурса по квоте, аналогично тому, как это установлено при приеме инвалидов в высшие учебные заведения для освоения образовательных программ бакалавриата и специалитета, за исключением проведения вступительных испытаний.

В качестве комитета-соисполнителя  депутаты также поддержали  в первом чтении проект  федерального закона о совершенствовании медиативной практики, что немаловажно в образовательном кластере.

Есть законопроект, который предполагает увеличение минимальной продолжительности практики обучающимися по образовательным программам прикладного и академического бакалавриата высшего образования.

В своем Послании Федеральному собранию наш Президент  по сути,  говорил о том, что мы должны стать умнее всех. На это работает школьное образование, программа «Билет в будущее», такие площадки, как «Сириус» и «Кванториум», разнообразные формы дополнительного  обучения. Это наши лучшие университеты. Это уникальные научные заделы, проекты «Мегасайнс», прорывные  разработки в области искусственного интеллекта, робототехники, цифровых технологий.

Президент  ждет от законодателей создания  такой  нормативной  базы, которая позволит России развиваться в качестве интеллектуальной, цифровой, технологической сверхдержавы, и эта работа в Государственной Думе уже идет.

4. Мой следующий вопрос волнует многих молодых людей, абитуриентов – он касается споров вокруг ЕГЭ. Не так давно депутатами от ЛДПР в Госдуму была внесена инициатива об отмене Единого государственного экзамена. Предлагалось отменить ЕГЭ в качестве выпускного и вступительного в ВУЗы и заменить государственными экзаменами.
Как отмечали авторы инициативы, самостоятельная подготовка учащегося к ЕГЭ почти невозможна — для эффективной подготовки необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых имеют высокую стоимость и непосильны для многих родителей.

Буквально на днях В Госдуме поддержали вопрос отмены ЕГЭ. Якобы ЕГЭ нужно отменить или сделать добровольным. Об этом заявил первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Он отметил, что все же не стоит оставлять ЕГЭ единственным вариантом итогового экзамена. Ранее за отмену ЕГЭ высказался президент РАН Александр Сергеев.

Что Вы думаете по этому поводу?


Во-первых, Минобрнауки не планирует отменять ЕГЭ, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом. Постепенно тестовая часть будет уменьшаться и заменяться письменной.

Ко всем предметам постепенно добавится устная часть, поскольку объективно оценить знания исключительно по письменным работам не удается.

Минобразования видит преимущество ЕГЭ: это хороший инструмент для борьбы с коррупцией в системе образования.

На самом деле, единый государственный экзамен “укрепляет развитие единого образовательного пространства и дает возможность жителям всей страны поступать в вузы на равных условиях. Согласно опросам, большинство россиян поддерживают текущую процедуру сдачи единого госэкзамена.

Тем не менее экзамен ожидает существенное реформирование. Количество обязательных предметов увеличится. Экзамен будет состоять из 2 частей: устной и письменной. Такая форма позволит оценить общие знания ученика по предмету.
Продумана возможность пересдачи.  Выпускнику будет предоставлено 2 попытки сдачи ЕГЭ в течение текущего учебного года.
Поймите: ЕГЭ в последние два-три года кардинально отличается от первых вариантов. Я считаю, что ЕГЭ оправдывает себя: выпускники, особенно из дальних регионов, получили больше возможностей для поступления в лучшие вузы страны. Существующая система обеспечивает прозрачность и объективность итоговой аттестации учащихся. А в совершенствовании он, безусловно, нуждается. Это касается и содержательной стороны, имею ввиду замену практики натаскивания на тесты качественной подготовкой, и это Министерством образования совместно с Рособрнадзором уже постепенно делается.


5. В своем Послании наш Президент затронул вопрос о необходимости профориентации учащихся. Что собираются предпринять профильные комитеты и ведомства в этом направлении?

Президент России Владимир Путин предложил запустить проект для профессиональной ориентации учащихся 6 - 10 классов. Правительству было поручено обеспечить принятие нормативных правовых актов о реализации, начиная с 2018 года, проекта "Билет в будущее", с объемом финансирования до 1 млрд рублей и числом участников не менее 100 тыс. школьников. Ведомствам необходимо было принять соответствующие документы до 30 марта 2018 года.

Проект можно разделить на три этапа. На первом школьники могли бы обозначить свой профессиональный интерес через интернет, на втором - принять участие в работе в центрах компетенции, в том числе в сочинском центре «Сириус», а на третьем - получать гранты на приобретение практических навыков непосредственно в учреждениях или в компаниях.

Оператором проекта определяется союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

Партпроект «Новая школа» тоже готовит свои предложения по реализации нового президентского проекта профориентации школьников . Это уже хороший мотив для ребят на раннем этапе найти для себя профессиональные предпочтения или по крайней мере начать такой поиск.

Понимаете, вопросы профориентации учеников неразрывно связаны с качеством образования и подготовленностью учеников для жизни в обществе и для дальнейшей их конкурентоспособности на рынке труда. Нам необходимо расширять меры по интеграции образования с производственной деятельностью.

Буквально недавно усилиями представителей двух профильных комитетов Госдумы был организован круглый стол в Брянской области. Идея обсуждения вопроса о профессиональной подготовке новых профессий возникла в связи с тем, что изменения на рынке труда сегодня происходят очень быстро – появляется множество новых квалификаций, рождаются целые индустрии. 

Я рассказала о профессиональной подготовке самых востребованных профессий в регионе, а также об опыте Ростовской области по созданию системы мер поддержки региональных вузов, областном законе об опорном вузе, о законопроекте, касающемся совершенствования целевого обучения. 

Мы должны совершенствовать практику внедрения трехсторонних договоров о целевом обучении и контрактном трудоустройстве (студент-регион-вуз), где определены меры дополнительной материальной поддержки будущих профессионалов.  А также создавать условия для привлечения представителей сообщества работодателей к реализации основных профессиональных образовательных программ. 

В конце марта при моей поддержке проводилась «Информационно-образовательная выставка «День ВУЗа» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Песчанокопского района, родителей, педагогов».

Цель выставки – познакомить сельских школьников и их родителей с миром высшего образования, познакомить с ведущими ВУЗами Ростовской области (направлениями подготовки, специальностями, особенностями поступления, обучения и т.д), а также определить возможные варианты сотрудничества между ВУЗами и школами района.

В выставке приняли участие представители 10-ти ВУЗов, более 500 учащихся старших классов из 11-ти школ района, родители, учителя.

Выбирать - нашим детям, а нам, взрослым, хочется помочь им сделать правильное решение. Я верю, что подобные мероприятия могут и должны проводиться министерствами образования в регионах как неотъемлемая часть образовательного процесса.


6. В прошлом году вы координировали деятельность партпроекта «Детские сады - детям» на федеральном уровне. Начиная с этого года проект вошел в более крупный проект «Новая школа», членом общественного совета которого вы являетесь, а также представляете в проекте Ростовскую область. Какие приоритетные вопросы ставит перед собой проект?

«Детские сады – детям» и «Модернизацию образования» объединили. Но задачи остались практически те же.

Я, как координатор проекта в Ростовской области, в середине марта провела первое заседание Общественного совета проекта «Новая школа» в Ростовской области, на котором сформированный состав определил приоритетные направления работы на 2018 год.

Усилия будут сосредоточены не только на развитии инфраструктуры и повышении качества образования, но и на защите прав всех участников образовательного процесса.

Решение поставленных задач будет осуществляться через различные мероприятия. Вот лишь несколько: Ростовская область в числе первых присоединилась к проекту «Парта героя», направленный на воспитание у школьников чувства уважения к подвигам героев прошлых лет. Еще одной акцией, ставшей предметом рассмотрения на заседании, стал предстоящий Всероссийский родительский тест, запланированный на 1 июня, по итогам которого специалистами разработана просветительская программа для родителей. В числе других прозвучавших предложений – проведение в Ростовской области единого дня приема родителей по вопросам сферы образования.

Я призвала членов общественного совета вести свою работу открыто и прозрачно, чтобы в перспективе он мог превратиться в площадку, куда можно прийти с новыми идеями и предложениями, касающимися системы образования всех уровней.

Тему дошкольного образования я не оставила. В Госдуме я курирую экспертный совет при Комитете по образованию и науке. Все животрепещущие проблемы мы обсуждаем с экспертами со всей России…


7. Вы как депутат регулярно проводите приемы граждан в своих 11 районах области, в центральной общественной приемной Председателя партии Дмитрия Анатольевича Медведева, в региональной общественной партийной приемной, в своем офисе на Соколова, 18 … с какими вопросами обращаются граждане, всегда ли вопросы разрешаются положительно и как помогает общение с гражданами законодательной деятельности?

Самыми острыми вопросами, по-прежнему, остаются социальные. вопросы трудоустройства, повышения тарифов ЖКХ. В ходе приема провожу разъяснительные консультации о соответствующих дотациях, субсидиях и пособиях, назначаемых на федеральном и региональном уровнях и подробно разъясняю избирателям последние изменения законодательства в данной сфере. Часть обращений беру в работу.

Конечно же, работа с гражданами поможет нам, депутатам всех уровней, разработать и принять качественные законы. Каждая строчка законов должна отвечать интересам людей, нюансам правоприменительной практики, сложившейся на местах. В рамках своей деятельности мы взаимодействуем с различными социальными группами населения. Кто-то предпочитает приходить на прием, общаться, объяснять, кому-то удобно направить свое обращение «по почте». Для кого-то же, в основном это относится к молодежи, удобно подавать обращения в электронном виде. Все эти факторы необходимо учитывать. Например, у меня есть пять аккаунтов в социальных сетях и личный сайт, и граждане активно используют их при коммуникации со мной. Это удобно, ведь не все могут прийти на прием лично в силу занятости или удаленности от места проведения.

Достаточно часто граждане приходят уже с готовыми законодательными предложениями. Правовая культура граждан растет. Они внимательно следят за новостями, в курсе  федеральных законов, которые одобряет Совет Федерации.


8. Спасибо Вам, что нашли время…

Мария Петрова





24.09.2018
Льготы по взносам на капремонт совместно проживающие пенсионеры и инвалиды получат с 1 января 2019 года
Инициатива донских депутатов, ставшая федеральным законом, нашла отражение в региональном законодательстве.
24.09.2018
Комитет по строительству одобрил проект изменений в Областном законе об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по социальному найму
21 сентября на заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи депутаты одобрили проект поправок, уточняющий понятия «садоводческое некоммерческое объединение» и «садовый дом».
24.09.2018
Андрей Турчак: В парламенты всех 85 субъектов России внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста
На сегодняшний день в парламенты всех субъектов Российской Федерации внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для женщин, достигших 55 лет, и для мужчин 60 лет. Об этом сообщил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.
21.09.2018
Форум «Ростов» – площадка старта для молодых и активных
С 16 по 21 сентября 2018 года в селе Натальевка Неклиновского района на базе Детского оздоровительного комплекса «Спутник» проходит молодежный образовательный форум «Ростов», который проводится ежегодно с 2010 года.
21.09.2018
Правительство Ростовской области получило приглашение к участию в форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018
Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко провел встречу с заместителем председателя Банка России Русланом Вестеровским и начальником Южного главного управления Банка России Евгением Эберенцем.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс